Элементы ментальной математики
методическая разработка по математике (7 класс)

Элементы ментальной математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_okr_seminara_loginova_makarenkova.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов ментальной математики в работе с одарёнными детьми

Логинова Нина Андреевна, учитель математики высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский

Макаренкова Наталья Алексеевна, учитель математики первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский

Ментальная математика дает высокий результат в развитии интеллекта детей и резко повышает их успешность в обучении. Ментальность - это универсальная форма организации знаний человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею, исходит из адаптивных механизмов познания и жизнедеятельности.

В данной статье Вы увидите верхушку айсберга под названием «Ментальная математика».

Ментальная арифметика появилась около 2 тыс. лет назад в Китае с изобретением специальных счетов – абакус. Сегодня абакус внесен в список устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Во многих странах мира: США, Германии, Малайзии, Австралии, Китае методика обучения ментальной арифметике поддерживается на государственном уровне, а в Японии ментальная арифметика является обязательным предметом в начальной школе. В России также внедряется обучение ментальной математике через систему дополнительного и частного образования. На первом месте г. Москва.

Выделяют два этапа в освоении ментальной математики:

1 этап. Работа, связанная с общим развитием мозга.

2 этап. Работа, связанная с развитием мозга посредством быстрых мгновенных арифметических вычислений на абакусе, как тактильным, так и ментальным способом.

Мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Каждое полушарие анализирует реальность по-разному. Левое полушарие думает о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи в виде образов. В левшей – правое полушарие, у правшей – левое.

Несмотря на то, что действующая система образования отдает преимущество развитию левого полушария мозга у детей вместо развития правого полушария, в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал.

Убедительным примером служит то, что такие великие умы как Эйнштейн своей гениальностью были обязаны высокоразвитому правому полушарию мозга. Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

Современная наука уже не утверждает, что человек использует только 1-10% возможностей мозга, но она утверждает, что эффективность работы мозга составляет от 1 до 10 %, и это зависит от деятельности нейронов, которую нужно организовывать. И именно от количества нейронных связей между полушариями зависит развитие мозга и, как следствие, успешность человека в школе, работе, жизнедеятельности.

Синапс — место контакта между двумя нейронами. Количество нейронов и синапсов, а также их качество определяют интеллектуальный потенциал: гибкость ума, память, креативность, талант.

Развитие ума - это процесс создания, укрепление или восстановления утраченных нейронных связей.

Как же создавать, укреплять, восстанавливать? Только специальные упражнения-тренировки помогут создавать нейронные связи между правым и левым полушариями.

Уро

вень

Ход урока

Комментарий учителя

Результат

  1. Разминка для мозга «Чем больше мозг работает, тем лучше»

1. Серия упражнений «Художники»

Все упражнения более легко даются «Визуалам».

Работают внешние органы: глаза, руки.

Внутреннее ментальное: воображение (представить, потом нарисовать)

А

Написать фамилию и имя другой рукой (правша – левой, левша – правой)

Мозг сопротивляется. Зачем это? Мне хватает и 1-10% для хорошей жизни.  Трудно

Развитие другого полушария (ежедневные тренировки)

А

Написать свое имя двумя руками

 Мозг сопротивляется. Для чего это? Дайте жить спокойно, хватит и одного полушария

Развитие обоих полушарий. Мозг привыкает к новым требованиям, начинает работать, появляется интерес: смогу/не смогу. В результате тренировок создаются нейронные связи между двумя полушариями

В

Нарисовать двумя руками: «Елочка»

Мозг пытается сопротивляться, но работа уже знакома. Идет интенсивное наращивание нейронных связей (если получается; если нет – еще тренироваться)

Развитие памяти (как выгляди елочка?), воображения (моя елочка), поиск способа изображения (анализ, синтез)

В

Нарисовать: «Кастрюля»

Мозг разгоняется. Задания сложнее

Ускоряются мыслительные процессы

В

Нарисовать: «Кошки»

Мозг разгоняется. Задания сложнее.

Идет образование нейронных связей

2. Серия упражнений «Движение»

Даются легче «аудиалам», «кинестетикам»

С

Показать двумя руками: «Ножницы, собака, лошадь»

Упражнения помогают разрабатывать моторику пальцев рук, концентрацию внимания, полушарные связи.

Образуются нейронные связи

С

Показать двумя руками: «Кулак, ребро, ладонь»

С

Показать двумя руками: «Ухо, нос»

С

Преступник-полицейский

С

Коза-О-кей

  1. Мнемоматрицы

С

Учитель показывает мнемоматрицы, ученики по памяти их дублируют

У кого получилось? Это ваша победа

Тренирует концентрацию внимания и упорство, активно тренирует память. Если интенсивно работать с детства, то в дальнейшем человек будет запоминать большие объемы информации.

  1. Тренажер для мозга 

С

Тренажеры на сайте https://wikium.ru 

Помни! Что не подвергается тренировке – слабеет.

Занятия по 15 минут в день приводят к высоким результатам

Другими видами развития мозга являются: игра на музыкальных инструментах, математические игры народов мира, игра в шахматы, разгадывание кроссвордов, логических ребусов, изучение иностранных языков и т д.

В заключении, хотелось отметит, что новый век требует умных детей. Везде успевать, мгновенно считать, знать несколько языков. И все это желательно чем раньше, тем лучше. Безусловно, на этом фоне ментальная математика как способ развития познавательных способностей и математических навыков ребенка востребована в современном мире. И если каждый учитель вовлечет своих учеников в работу по развитию мозга, то результат будет обеспечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики

Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...

Рабочая программа по дисциплине "Элементы высшей математики" для студентов специальности "Компьютерные системы и комплексы"

Программа составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230113 "Компьютерные системы и комплексы"...

Программа элективного курса по математике "Элементы дискретной математики" для учащихся 8 -11 классов

Программа элективного курса «Элементы дискретной математики» составлена на основании авторской рабочей программы «Элементы комбинаторики» учителей математики кафедры естественно-математического цикла ...

Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»

Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»....

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ».

Опыт работы«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....