Методическая разработка метапредметного урока
методическая разработка по математике (5 класс)

Бороздина Светлана Геннадиевна

Идея урока: через решение математических заданий познакомить детей с ходом Великой Отечественной Войны, ситуацией на Ленинградском фронте, с работой школы №331(в которой обучаются дети) во время блокады.

 

Тип урока: метапредметный.

Форма урока: в форме игры, урок повторения предметных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК»

Методическая разработка урока

«Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам - День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды..»,

5 класс

Автор: Бороздина Светлана Геннадиевна,

Учитель математики

ГБОУ школы №331

Невского района Санкт-Петербурга

Идея урока: через решение математических заданий познакомить детей с ходом Великой Отечественной Войны, ситуацией на Ленинградском фронте, с работой школы №331(в которой обучаются дети) во время блокады.

Тип урока: метапредметный.

Форма урока: в форме игры, урок повторения предметных знаний.

УМК:   учебник Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.,Якир– М.: Вентана-Граф, 2016. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38 и от 05.07.2017 № 629. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»

Образовательные технологии: на уроке использованы элементы ИКТ-технологии (на всех этапах), игровые технологии, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, метод побуждающего и подводящего диалога, практический метод.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке: 

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

  1. Организационно-мотивационный этап

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

  1. Самоопределение к деятельности (создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели и задачи урока)

Групповая

Практические методы

  1. Учебно-познавательная деятельность

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Практические методы (решение математических заданий)

  1. Информация о домашнем задании

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

  1. Рефлексивная деятельность

Индивидуальная

Метод анкетирования

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Дидактические материалы: презентация в программе Power Point, раздаточный материал: картинки с изображением военной техники времён Великой Отечественной Войны, подборка математических задач, листочки для записи ответов каждой команде, таблица для отражения результатов каждой команды на протяжении всей игры, грамоты.

       Используемые источники информации:

     - учебник Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.,Якир– М.: Вентана-Граф, 2016.

     - «Советская военная энциклопедия Том 1» М.:Воениздат, 1976

      Используемые электронные источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Ленинград 

https://ekoshka.ru/oborona-leningrada-1941-1944/

https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/sankt-peterburg-i-oblast/bitva-za-leningrad.html 

https://ostrich-san.livejournal.com/13277676.html   - фото немецких танков

https://twitter.com/muzeypobedy - фото обороны Ленинграда

http://russkievesti.ru/novosti/istoriya/20-letnie-asyi.-luchshie-sovetskie-istrebiteli-unichtozhili-czelyij-vozdushnyij-flot-lyuftvaffe.html - самолеты СССР

https://cont.ws/@fan077/1401230  - самолеты Германии

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-snyatie-blokadi-leningrada-1501737.html - карта блокады Ленинграда

http://waralbum.ru/361471/ - Бомбардировка Ленинграда

https://svoimi-rykami.ru/fermerstvo/razvedenie-kur/pochemu-kury-ne-nesutsya-zimoj-chto-delat.html - буржуйка

https://vedtver.ru/news/society/v-andreapole-proshla-aktsiya-podvig-leningrada-nam-pamyaten-i-dorog/ - хлебная карточка

http://www.blokadamuseum.ru/categoriya/mesta-pamyati/museums/vedomstvennye-muzei/ - блокадный кусок хлеба 1941

http://otpusk-info.ru/journey/encyclopedia/spb/articles/3/doroga-zhizni.htm - карта ДОРОГИ ЖИЗНИ

https://deti.mail.ru/forum/dosug/obo_vsjom_na_svete/leningradskaja_pobeda/ - эвакуация людей из Ленинграда

http://history-doc.ru/komanda-shestiklassnikov-v-borbe-s-zazhigatelnymi-bombami/ - дети

http://www.titus.kz/print.php?id=104635  - огород

https://regnum.ru/pictures/2476132/1.html - оборона Ленинграда

https://www.culture.ru/events/404025/vstrecha-den-polnogo-osvobozhdeniya-leningrada-ot-fashistskoi-blokady - освобождение Ленинграда

https://yandex.kz/maps/org/gosudarstvenny_muzey_istorii_sankt_peterburga_monument_geroicheskim_zashchitnikam_leningrada/1077243944/?lang=kk&ll=30.321913%2C59.843511&z=17 – памятники победы в Санкт-Петербурге

https://newsroom.su/?p=7689 - памятники победы в Санкт-Петербурге

https://pikabu.ru/story/pamyat_5892152?dv=1 - памятники победы в Санкт-Петербурге

https://etu.ru/ru/vospitatelnaya-i-socialnaya/novosti/blokada-v-istorii-moej-semi - вечный огонь

Алгоритм проведения урока. Методические приемы, используемые на уроке

  1. Организационно-мотивационный этап

При входе в кабинет учащиеся выбирают карточки с изображением  военной техники времён ВОв. Согласно выбранным карточкам  рассаживаются по командам. На столах стоит макет того вооружения, который выбрали дети.

  1. Самоопределение к деятельности.

В ходе фронтальной беседы учитель подводит обучащихся к пониманию темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. А чему он будет посвящен, мы сейчас с вами попробуем разобраться. Во-первых, у вас на столах макеты военной техники. А значит? Ответ учащихся: очевидно урок посвящен войне. Вопрос учителя: А какой войне и почему мы сегодня будем говорить об этом? Чтобы ответить на этот вопрос - решите пример ( на каждом столе находятся по одному примеру (, , , , , ), в результате выполнения действий получиться  у всех один ответ. Число 75.  В 2020 году мы будем отмечать 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Значит, наш урок посвящён ВОв.  

Продолжая фронтальную беседу обучающиеся с учителем формулируют цель урока.

Так как у нас математика, то… Ответ учащихся: будем решать математические задачи, которые нам помогут узнать новое о ВОв.

Цель: Через решение различных математических задач познакомиться с ходом ВОВ, ситуацией на Ленинградском фронте, с работой нашей школы №331 в годы ВОВ.

Правила работы на уроке:

  1. Учащиеся, в своей команде, выбирают капитана.
  2. Время на выполнение каждого задания ограничено.
  3. Выполнив задание, капитан относит решение учителю.
  4. За каждое задание начисляется по одному баллу.
  5. Количество набранных баллов вносится в таблицу на доске.
  6. Подведение итогов работы.

III. Учебно-познавательная деятельность

Задание 1. 

Число дивизий группы армии «Север» вы узнаете, найдя значение выражения:

 ((1941-10-7):4-336):5      

Задание 2. 

Начало битвы за Ленинград

Войска противника.

Группа армий «Север».

Войска Северного и Северо-Западного фронтов и Балтийский флот.

Личный состав

810000 человек

540000 человек

Орудия и миномёты

5300

5000

танки

440

700 ( из них 646 лёгких)

Боевые самолёты

1200

235

Боевые корабли

19

Используя данные таблицы, определите боевых самолетов каких войск было больше и на сколько.

Задание 3. 

Решите уравнение и найдите сколько снарядов было выпущено по Ленинграду:

248000-(350 +х)=97650

Задание 4. 

103 ленинградские школы начали учебный 1941-1942 год, но продолжили свою работу только…….?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдите двузначное число, в котором цифра единиц в 3 раза больше цифры десятков и это число больше, чем 30.

Задание 5. 

Самый страшный, голодный блокадный учебный 1941-1942 год школа начала……. ноября .

Чтобы ответить на этот вопрос, найдите сколько существует трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна 2? (цифры в записи числа могут повторяться)

Задание 6. 

 С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 г, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Бойцам частей первой линии и морякам – 500 г.

Вычислите сколько грамм хлеба могла получить семья, состоящая из одного рабочего, одного иждивенца и двух детей в конце ноября1941 года.

Задание 7. 

Как называется военно-автомобильная дорога №101 вы узнаете, выполнив деление.

180:15=      н

312:24=      з

252:12=      и

182:13=      ж

294:14=      и

ДОРОГА

14

21

13

12

21

Задание 8. 

Наступил новый 1942 год. 6 января в нашей школе прошла районная Новогодняя Ёлка. Дети получили подарки со сладостями и………,привезёнными по Ладоге.

Выполнив умножение удобным способом, вы узнаете, что было в новогодних подарках.

17*5*20

=

Н

14*5*100

=

Д

125*8*3

=

А

4*15*25

=

М

25*7*4

=

Ы

5*2*5*60

=

А

2*85*10

=

Н

100*8*3

=

Р

20*9*5

=

И

1500

3000

1700

9000

3000

2400

900

1700

700

Задание 9. 

Наши войска под Ленинградом оттянули на себя около 20% германских войск, разгромили до…….. дивизий противника.

Найдите число разгромленных дивизий противника, вычислив значение выражения:

(1944-9-8):41+3

   

     IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Домашнее задание на выбор:

1) Посетив музей нашей школы, найти информацию об учениках военных лет (сделать сообщение)

2) Поговорив дома со своими родными, найти информацию о своих родственниках, переживших Великую Отечественную Войну (сделать сообщение).

3) Составить задание по математике, выполнив которое, можно найти информацию о Великой Отечественной Войне.

     V. Рефлексивная деятельность

Подведение итогов по таблице (максимум 9 баллов), поздравление победителей.

Достигли ли мы нашей цели? Что вы запомнили с урока?......... Мы должны гордиться нашими предками. Говорить о героизме наших людей можно очень много. Поэтому, если вы   выполните это домашнее задание, то мы с вами сможем сделать ёще урок ,посвящённый Великой Отечественной Войне.

Заполните анкету.

Лист самооценки.

Я сегодня на уроке:

  • Узнал
  • Научился
  • Мне понравилось
  • Я затрудняюсь
  • Моё настроение



Предварительный просмотр:

5 класс

Технологическая карта темы

Автор разработки: Бороздина Светлана Геннадиевна

Тема урока

«Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам - День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды..»,

Цель урока

Создать условия для повторения и обобщения математического материала, на основании которого дети познакомятся с событиями Великой Отечественной войны, ситуацией на Ленинградском фронте, с работой нашей школы №331 в годы ВОВ.

Тип урока

Метапредметный

Форма урока

в форме деловой игры, урок повторения предметных знаний.

Задачи урока

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

  • Повторить все арифметические действия с натуральными числами
  • Познакомить детей с некоторыми событиями Великой Отечественной войны
  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания мира.
  • Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
  • Воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции, любви к родному городу.

Планируемый результат

Личностные УУД:

Проявлять:

- желание изучать математику и историю родного края;

- осознание гордости за свою страну.

Раскрывать:

-коммуникативные способности.

Предметные УУД:

- видеть роль позиционной системы исчисления при записи чисел;

- определять порядок выполнения арифметических действий;

- выполнять арифметические действия с натуральными числами;

-применять переместительное свойство умножения;

-умение работать с информацией, представленной в виде таблицы;

-умение находить необходимую информацию в тексте.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

-выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между нами

-выделять количественные характеристики объектов, заданные словами.

-выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

-определять основную и второстепенную информацию.

-уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

-анализировать условия и требования задачи

Регулятивные УУД:

- планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

- уметь применять математические знания в нестандартной ситуации;

-оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные УУД:

- уметь использовать справочно-информационный материал;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- анализировать;

- давать оценку.

Термины и понятия

Дивизия, керосиновая лампа, блокада, вооружение, дорога жизни, эвакуация, карточки на хлеб.

Применение современных технологий

ИКТ-технологии (на всех этапах), игровые технологии, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи

Математика, история, информатика и ИКТ.

Ресурсы (оборудование, технические средства обучения)

Оборудование:

ноутбук, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение урока:

презентация в программе Power Point,

 раздаточный материал: картинки с изображением военной техники времён Великой  

Отечественной Войны,

 подборка математических задач,

листочки для записи ответов каждой команде,

 таблица для отражения результатов каждой команды на протяжении всей игры,

грамоты.

Технические средства обучения:

ноутбук, проектор, экран.

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

ФОУД

Задания для обучающихся

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные:

Метопредметные:

  1. Организационно –мотивационный этап

Цель: мотивировать обучающихся к решению математических заданий, с помощью которых дети знакомятся событиями Великой Отечественной Войны.

Организовывает краткое повторение, мотивирует, подводит к восприятию и осознанию темы урока

Фронтальная

Карточки с изображением  военной техники времён ВОВ.

Карточки с примерами

,

 ,

,

,

,

При входе в кабинет учащиеся выбирают карточки с изображением  военной техники времён ВОВ. Решают примеры в группах

, , ,

,

,

 Уметь находить значение числового выражения, содержащего степень с натуральным показателем.

Познавательные УУД: формировать опыт анализировать полученный результат.

Регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с нестандартной ситуацией.

  1. Самоопределение к деятельности

(Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели и задачи урока)

Цель:

подвести обучающихся к самостоятельному осмыслению темы и цели урока.

Оказывает помощь обучающимся в формулировке темы и цели урока

Проблемный вопрос учителя:  Как могут быть связаны карточки с изображением военной техники с  результатом , который вы получили ,выполняя задание по карточкам ?

со стихами

«Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам - День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды..»

 

фронтальнаяя

Ответить на наводящие вопросы учителя.

Делают вывод, что урок посвящён 75 годовщине победы в Великой Отечественной Войне, что с помощью решения математических заданий будут знакомиться с историческим материалом.

Развивать монологическую речь, выстраивать логические цепочки.

Познавательные УУД: формировать опыт логических  умозаключений

Регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить диалог

  1. Учебно-познавательная деятельность

Цель:

Создать условия для повторения и обобщения математического материала, на основании которого дети познакомятся с событиями Великой Отечественной войны, ситуацией на Ленинградском фронте, с работой нашей школы №331 в годы ВОВ.

Учитель, используя презентацию знакомит детей с этапами ВОв. Предлагает выполнить ряд заданий.

Отмечает результаты выполнения заданий группами учащихся в таблице на доске.

Фронт.

и

групповая

Задание 1.

 Число дивизий группы армии «Север» вы узнаете, найдя значение выражения:

 ((1941-10-7):4-336):5    

   

Задание 2. 

Начало битвы за Ленинград

Используя данные таблицы, определите  боевых  самолетов каких войск было больше и на сколько.

Задание 3.

Решите уравнение и найдите  сколько снарядов было выпущено по Ленинграду:

248000-(350+х)=97650

Задание 4.

103 ленинградские школы начали учебный 1941-1942 год, но продолжили свою работу только…….?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдите двузначное число, в котором цифра единиц в 3 раза больше цифры десятков и это число больше, чем 30.

Задание 5.

Самый страшный , голодный блокадный учебный 1941-1942 год школа начала……. ноября .

Чтобы ответить на этот вопрос, найдите сколько существует трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна 2?(цифры в записи числа могут повторяться)

Задание 6.

С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 г, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Бойцам частей первой линии и морякам – 500 г.

Вычислите сколько граммов  хлеба могла получить семья, состоящая из  одного рабочего, одного иждивенца и двух детей в конце ноября1941 года.

Задание 7.

Как называется  военно-автомобильная дорога №101 вы узнаете, выполнив деление.

180:15=      н

312:24=      з

252:12=      и

182:13=      ж

294:14=      и

ДОРОГА

Задание 8.

Выполнив умножение удобным способом, вы узнаете ,что было в новогодних подарках.

17*5*20

14*5*100

125*8*3

4*15*25

25*7*4

5*2*5*60

2*85*10

100*8*3

20*9*5

Задание 9.

Определите количество дивизий противника, которые были разгромлены под Ленинградом, вычислив значение выражения:

(1944-9-8):41+3

Задание 1.

Находят значение выражения. 

Задание 2.

Работают с таблицей, сравнивают два натуральных числа.

Задание 3.

Решают уравнение на нахождение неизвестного вычитаемого, неизвестного слагаемого. 

       

Задание 4.

Находят двузначное число с заданными параметрами.

Задание 5.

Находят трёхзначные числа с заданными параметрами.

Задание 6.

Решают задачу на сложение, выбрав необходимую информацию в тексте.

 

 

Задание 7.

Выполняют примеры на деление трёхзначного числа на двузначное.

Задание 8.

Выполняют умножение ,применяя переместительное свойство умножения. 

Задание 9.

Выполняют арифметические действия с натуральными числами.

Определять порядок выполнения действий, выполнять арифметические действия с натуральными числами

Формировать умение работать с таблицей.

Уметь решать уравнения.

 Формировать умение работать с записью определённого  двузначного числа

Формировать умение работать с записью определённого  трёхзначного числа.

Уметь находить в тексте необходимую информацию и использовать её при решении задачи..

Уметь             выполнять деление трёхзначного числа на двузначное.

Уметь применять переместительное свойство умножения.

Определять порядок выполнения действий, выполнять арифметические действия с натуральными числами

Познавательные УУД: формировать вычислительные навыки

Регулятивные УУД: осознавать и сохранять творческую цель и задачу.

Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении содержания материала.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

Знакомит с результатами урока, поздравляет победителей. Объясняет выполнение домашнего задания ( по выбору).

Инд., парн.

1) Посетив музей нашей школы, найти информацию об учениках военных лет(сделать сообщение)

2).Поговорив дома со своими родными, найти информацию о своих родственниках, переживших Великую Отечественную Войну (сделать сообщение).

3)Составить задание по математике, выполнив которое , можно найти информацию о Великой Отечественной Войне.

Записывают домашнее задание

Формировать навыки  при  составлении математических задач,  при нахождении и отборе информации.

Познавательные УУД: формировать опыт самостоятельной работы

  1. Рефлексивная деятельность

Цель: краткое обобщение материала урока, самооценка.

Организует рефлексивную стадию. Проводит анкетирование учащихся.

Фронтальная

Анкета для обучающихся.

Лист самооценки.

Я сегодня на уроке:

- Узнал

- Научился

- Мне понравилось

- Я затрудняюсь

- Моё настроение

 Заполняют лист самооценки.

Формировать навыки самоанализа

Познавательные УУД: формировать опыт самоанализа.

Регулятивные УУД: формировать умение адекватной самооценки.

Коммуникативные УУД: формировать навык оценочных суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...