Математическая игра "ПОЛЕ ЧУДЕС"
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Ращупкина Светлана Петровна

Разработка внеклассного мероприятия по развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие используемых математических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_matematike.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  внеклассного мероприятия по математике  - игра   «Поле чудес».

 Математику  только потому надо знать,

Что она ум в порядок приводит!

  1. Введение.  

Применение  математической игры на внеклассных занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

Основными  целями  применения математической игры во внеурочной деятельности являются:

  • Развитие мышления;
  • Углубление теоретических знаний;
  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;
  • Организация свободного времени;
  • Общение со сверстниками;
  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Развитие волевых качеств;
  • Контроль знаний;
  • Мотивация учебной деятельности.

Для математических  игр  свойственны следующие  задачи:

  1. Образовательные, т.к. они    способствую  прочному усвоению учащимися учебного материала,   расширяют  кругозор  учащихся;
  2. Развивающие – это те, которые развивают у учащихся творческое мышление,  способствуют  практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях,  способствуют  развитию воображения, фантазии, творческих способностей;
  3. Воспитательные:   способствуют  воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;  воспитывают нравственные взгляды и убеждения;   способствуют  воспитанию самостоятельности  и воли в работе.

Любая математическая  игра   выполняют ряд функций.

  • Во время  игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
  • Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать,  ученик не сможет участвовать в игре.  В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.   Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности.
  • Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.  
  • Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной  информации и правильного ее применения.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.

  1.  Итак, игра «Поле чудес» с математической  направленностью.

Цель  игры:  познание в области математики.

Задачи  игры:  расширить и углубить знания в области математики; сконцентрировать внимание на отдельных  вопросах;  активизировать свои взгляды и убеждения.

Условия игры:     определяется  возраст игроков (т.е. учащиеся какого класса будут принимать участие в игре)

Оборудование:    родителями или самими детьми – старшеклассниками  делается круглый стол так, чтобы он мог крутиться.  На верхнюю круглую поверхность накладывается бумага с разлинованными секторами, где написаны количество очков, сектор «приз», сектор «банкрот», сектор «плюс».

На переносной доске прикрепляются поочерёдно листочки (формата А-4) обратной стороной с буквой того слова, которое необходимо игрокам отгадать. Прикрепляют их дети – помощники.

Подготовка к  игре:  выбранные участники игры  (их может быть  от 10 до 15 человек)  приглашаются для  проведения  блиц-опроса,  после проведения  остаются только 9 участников, тех, кто первый ответил на каждый последующий вопрос.

Вопросы для блиц-игры:  

  1. К серой цапле на урок прилетело  семь сорок, а из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей – сорок прилетело на урок?
  2. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам.
  3. Сколько раз  в сутки часовая и минутная стрелки образуют прямую линию?
  4.  Три столяра в три дня смастерили три стола. Сколько надо столяров,  чтобы сделать сто столов?
  5. Летела стая птиц: впереди две птицы, позади две птицы, по бокам две птицы. Сколько всего летело птиц?
  6. Сколько в школе дверных ручек?
  7. Какой песок в реке?
  8. У семи братьев по одной сестре. Много ли детей в семье?
  9. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?

Кто первый дает ответ, тот и остается в команде  «Поля чудес» (их должно быть не более 9 человек).

  1.  Ход игры (как образец для учащихся 5-х классов):

Ведущий (должен быть учитель или родитель) приглашает к столу первую тройку игроков. Игра начинается. Все задания должны соответствовать возрасту участников. И вот задание на первый тур –

«Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в арифметике действий без знаков»

О каком знаке  идет речь?

(Ответ – равенство)

Игра продолжается и приглашается вторая тройка игроков.

Задание на второй тур -  Одна  из  цифр в десятичной системе счисления. Считается, что её обозначение появилось впервые в древнем Вавилоне за 2 тыс. лет до нашей эры.

(Ответ – единица)

И, наконец, приглашается третья тройка игроков. Задание на третий тур:

Величина, характеризующая размер геометрической фигуры.

(Ответ – площадь)

Между  основной  игрой и  финалом можно просмотреть   музыкальный номер, можно поиграть с залом (зрителями), загадать  им загадки математические, шарады, метаграммы, логогрифы.

ПРИМЕРЫ  МЕТАГРАММ  (если  в слове заменить  одну букву, то  получится другое слово):

  1. Я приношу с собою боль

Лица по форме искажения.

А «Ф» на «П» заменишь коль

То я всего лишь знак сложения.                       (ФЛЮС – ПЛЮС)

  1. Что это такое?

С «Д» - ветвистый

С «З» - костистый

С «К» - ребристый.                                           (ДУБ-ЗУБ-КУБ)

  1. С «Д» давно  я мерой стала

С «Т» уж нет и выше балла.                              (ПЯДЬ – ПЯТЬ)

  1. Он зверёк не очень мелкий,

Ибо  чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О»

Будет крупное число.                                         ( СУРОК – СОРОК)

ПРИМЕРЫ  ШАРАД   (слово, состоящее из двух или нескольких слогов):

  1. Начало – голос птицы

Конец – на дне пруда.

А  целое в музее

Найдете без труда.                                                 (КАР*ТИНА)

  1. Первое найдешь средь нот

Второе – лось несёт.

Хочешь целое найти

Так ищи его в пути.                                               (ДО*РОГА)

  1. Моё начало – буква алфавита

Она всегда шипит сердито

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит

То сядет на цветок, то снова улетит.                        (Ш*МЕЛЬ)

  1.   Первая – приставка

Вторая – летний дом,

А в целом решается с трудом.                                  (ЗА*ДАЧА)

  1.   Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом ты найдешь его

Почти под домом каждым.                                         (ПО*ДВА*Л)

  1. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоимение – слог второй,

А в целом  столик школьный твой.                           (ПАР*ТЫ)

  1. Число и нота рядом с ним

Да букву припиши согласную

А в целом  мастер есть один,

Что мебель делает прекрасную.                                 (СТО*ЛЯ*Р)

ПРИМЕРЫ ЗАГАДОК-СКЛАДОК

  1. Загадка эта нелегка

Пишусь всегда через два «к»

И мяч, и шайбу клюшкой бей

А называюсь я                     ХОККЕЙ

  1. Огромная кошка мелькнет за стволами

Глаза золотые и уши с кистями

Но это не кошка, смотри – берегись,

Идет на охоту коварная                  РЫСЬ

  1. Опасней всех  в реке она

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка

Конечно, это                      ЩУКА

  1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания

Пишется в конце два «с»

И называется                              ЭКСПРЕСС

ПРИМЕРЫ   ЛОГОГРИФОВ (т.е.  это загадка, в которой слово меняет своё первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв)

  1. Я укрываю самолёты

Когда кончаются полёты.

Но ты поставь союз за мной

И стану бурной я рекой.                                   (АНГАР- АНГАРА)

  1. На дне реки в прохладной тьме

Скрывалась я века

Но только «н» прибавишь мне

И я уже река.                                                    (ИЛ – НИЛ)

  1. Пойди-ка в сад и погляди

Я там цвету, благоухая

Но «г» поставишь впереди

И в небе я загромыхаю.                                    (РОЗА – ГРОЗА)

  1. Мы всех – и взрослых, и детей

В часы досуга развлекаем.

Но если нам прибавить «т»

Мы их ужасно напугаем.                                (ИГРЫ – ТИГРЫ)

  1. Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну – я  гожусь.

С мягким знаком я,  конечно,

Сразу цифрой становлюсь.                                (ШЕСТ – ШЕСТЬ)

  1. Я не люблю у школьников быть в дневнике

Ему из-за меня вся не мила природа.

Но если внутрь мне поставить  «е»  посреди

То женского я рода.                                            ДВА – ДЕВА

Игра продолжается и Задание на финал:  «Комбинация математических знаков   и букв, имеющая самостоятельный смысл и выражающая  какое-либо предложение».                                              ОТВЕТ - ФОРМУЛА

После завершения игры, следует наградить всех игроков выставлением оценки «5» по математике. А финалисту игры предложить сыграть супер – игру.

И  вот задание  на супер – игру: «Точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату».

        ОТВЕТ -  АЛГОРИТМ  

     Если игрок угадал слово, ему в качестве подарка – три текущие оценки  

    «отлично»  и  сладкий  приз. Если не угадал  слово, только утешительный приз.

        

P.S.

Все задания для игры можно взять из любых источников.

 Я взяла из своих старых записей, сохранённых с 1990 года.

Всем спасибо, всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое поле чудес

Математическое поле чудес...

Математическая книга чудес

Французский ученый О. Паскаль сказал "Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным". В своем материале я представила арифметику, геометрию и ...

Математическое поле чудес "Величие человека заключается в его способности мыслить"

ЦЕЛИ:обучения: познакомить обучающихся с некоторыми важными математическими событиями и великими открытиями;развития: способствовать расширению кругозора, развитию математических способностей и интере...

Игра "Математическое Поле чудес"

Данная игра проводилась в рамках "Недели математки" в школе. В ней принимали участие ученики 5 и 6 классов....

Внеклассное мероприятие по математике "Математическое поле чудес" для 5 - 6 классов

Данное мероприятие проводилось на предметной неделе по математике для учащихся 5 - 6 классов...

Математическое поле чудес "Женщины - математики".

•Мало было в прошлом женщин-ученых, еще меньше женщин-математиков.•Главным центром науки в III веке до новой эры стал египетский город Александрия, названный так в честь знаменитого полководца Алексан...

Математическое поле чудес

Презентация для проведения мероприятия в рамках "Недели математики" в школе...