Программы по внеурочной деятельности
проект по математике (7 класс)

Ращупкина Светлана Петровна

Программа по внеурочной деятельности по математике для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«ЭРУДИТ»

по математике

для обучающихся 5 классов

Составитель: учитель математики Ращупкина С.П.

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной  деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера, создание проектов.

        Математическая подготовка на занятиях кружка призвана

       решить   следующие      задачи:                                                                                                                          

 

        - пробуждение  и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

        – расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

        – развитие математических способностей и мышления у учащихся;

        – развития у них умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

        – расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли  

           ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;

        – осуществление индивидуализации и дифференциации;

        – разностороннее развитие личности;  

        - создание и защита проекта.    

                                       

   

В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения  разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.                

                Контроль знаний, умений и навыков включает проектные работы, олимпиады,   участие в конкурсах, НПК, математических чтениях.  

                                                                      

Данный курс ставит перед собой следующие цели:

  • Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
  • Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Формирование умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.
  • Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
  • Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.
  • Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при  решении практических задач, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики.
  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
  • Работать над проектом.

Основная проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад.

Формы учебных занятий:

  • Теоретическая
  • Практическая деятельность
  • Беседа
  • Викторина
  • Игра

Объём программы: 35 часов

Содержание программы.

«Эрудит».


Содержание программы. 

1.Введение (1ч)

Знакомство с программой работы кружка.

2.Занимательная арифметика. (5ч.)

История развития начальной математики. (1ч).  О некоторых математических терминах (1 ч). Числовые великаны(1ч). Числовые лилипуты(1ч). Старинная система мер (1ч).

3. Системы исчисления(5ч)
Десятичная система счисления (2ч). Двоичная  система счисления (1ч). Восьмеричная система счисления (2ч).

4.Решение олимпиадных  задач (4 ч)

5. Логические задачи  (3 ч)

Решение логических задач.

6. Решение задач на движение  (3 ч)

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними.

7. Решение задач на проценты  (4ч)

Проценты в окружающем мире.

8. Встреча с геометрией (5ч)

Решение геометрических задач.

9. Элементы теории множеств и математической логики (5ч) 
Понятие множества, пустое множество, подмножество (1ч) 
Пересечение множеств (1ч). Объединение множеств (1ч).
Счетные и несчетные множества (2ч).


Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Введение

1

Занимательная арифметика:

История развития начальной математики

  О некоторых математических терминах

  Числовые великаны, числовые лилипуты

  Старинная система мер

5

1

1

2

1

Системы исчисления

Десятичная система счисления

 Двоичная  система счисления

Восьмеричная система счисления

5

2

1

2

Решение олимпиадных  задач

4

Решение логических задач

3

Решение задач на движение

3

Решение задач на проценты

4

Встреча с геометрией

5

Элементы теории множеств и математической логики

Понятие множества, пустое множество, подмножество

Объединение множеств

Пересечение множеств

 Счетные и несчетные множества.

5

1

1

1

2

Итого

35



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

«РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ»

(7 КЛАСС)

УЧИТЕЛЬ: РАЩУПКИНА С.П.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Умение решать задачи – важнейшая составляющая математического развития учащихся. Речь идет не о типовых задачах, а о задачах нестандартных, алгоритм решения которых заранее не известен. На решение таких задач  требуется, несомненно, определенное время, которого во время урочных занятий, как правило, не хватает.  Поэтому сегодня встаёт вопрос о дополнительных занятиях, где бы такие задачи решались. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере.

Целями внеурочной деятельности по математике являются:

  • формирование интеллектуального потенциала общества;
  • формирование общей культуры личности;
  • отбор и воспитание творчески одаренных личностей;
  • формирование у учащихся потребности в получении нового знания, выработка навыков самостоятельной работы, обобщения и анализа изучаемого материала.

В соответствие с поставленными целями содержание и организация обучения в рамках данной программы  направлена на решение следующих задач:

  1. Развитие у учащихся умения рассуждать, проводить аналогии, сопоставления.
  2. Развитие познавательного интереса к математике.
  3. Организация исследовательской и проектной деятельности.
  4. Развитие логического мышления и речи учащихся, овладения методами научного познания.
  5. Развитие образного мышления учащихся.
  6. Развитие творческих способностей учащихся.
  7. Воспитание нравственных качеств личности, культуры учебного труда.

Личностные и метапредметные результаты.

Личностными результатами в работе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными  результатами изучения являются формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы (Регулятивные УУД)
  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  •  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьфакты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. (Познавательные УУД)
  • Уметь высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором», отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.(Коммуникативные УУД)

Программа  занятий«Решение нестандартных задач» рассчитана на 35 часов.

Содержание программы

  • Задачи на перекладывание предметов и переливание жидкости. Задачи на взвешивание грузов
  • Логические задачи.
  • Проценты в задачах; проценты в задачах с целочисленными неизвестными.Нахождение части числа и числа по его части. Понятие процентного содержания.
  • Задачи на движение и работу.
  • Принцип Дирихле (задачи на применение принципа Дирихле).
  • Раскраски (Знакомство с идеей раскрашивания некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Решение задач с помощью идеи раскрашивания, задачи на доказательство с помощью  раскраски элементов абстрактной конструкции несколькими цветами).

Ожидаемые результаты

В результате посещения  занятий у учащихся будут сформированы представления:

  • об основных приемах рассуждений при решении задач на взвешивание грузов; задач на перекладывание предметов и переливание жидкости;  логических задач;
  • о принципе Дирихле, и его применении при решении задач;
  • о методе раскраски элементов абстрактной конструкции несколькими цветами для обоснования доказательства;
  • о применении кругов Эйлера при решении задач.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • использовать различные логические конструкции при решении задач;
  • применять изученные методы при решении олимпиадных и конкурсных задач;
  • применять полученные знания в реальной жизни.

Посещение  занятий предполагает:

  • повышение интереса у учащихся к математике через решение нестандартных задач и применение полученных знаний в реальной жизни;
  • развитие математических и конструкторских способностей школьников;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • формирование опыта творческой и  исследовательской деятельности.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Основой проведения занятий может послужить деятельностный подход, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение. Занятия проводятся в форме семинаров, лабораторно-практических работ, в форме беседы. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группах. Им дается возможность рассуждать, выдвигать гипотезы, доказывать их и представлять свои достижения различными способами.

Календарно- тематическое планирование занятий

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Задачи на проценты

1

Задачи на проценты и части

1

06.09

2

Задачи на проценты и части

1

13.09

3

Задачи на составление уравнений

1

20.09

4

Задачи на составление уравнений

1

27.09

5

Проценты в задачах с целочисленными неизвестными.

1

04.10

6

Проценты в задачах с целочисленными неизвестными.

1

11.10

Раскраски

7

Раскраски.

1

18.10

8

Раскраски.

1

25.10

9

Раскраски. Разрезание фигур

1

08.11

10

Раскраски. Разрезание фигур

1

15.11

Конструктивные задачи

11

Задачи на взвешивание грузов.

1

22.11

12

Задачи на взвешивание грузов.

1

29.11

13

Задачи на перекладывание предметов

1

06.12

14

Задачи на перекладывание предметов

1

13.12

15

Задачи на переливание жидкости. 

1

20.12

16

Задачи на переливание жидкости. 

1

27.12

17

Геометрические головоломки

1

17.01

Делимость

18

Кратность. Делимость. Остаток от деления

1

24.01

19

Кратность. Делимость. Остаток от деления

1

31.01

20

Задачи на использование свойств делимости

1

07.02

21

Задачи на использование свойств делимости

1

14.02

22

Задачи на десятичную запись чисел

1

21.02

Принцип Дирихле

23

Принцип Дирихле. Решение простейших задач

1

28.02

24

Принцип Дирихле. Решение простейших задач

1

07.03

25

Принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью

1

14.03

26

Принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью

1

21.03

Логические задачи

27

Задачи на логику

1

04.04

28

Задачи на логику

1

11.04

29

Задачи на движение и работу.

1

18.04

30

Задачи на движение и работу.

1

25.04

31

Задачи на движение и работу.

1

02.05

Комбинаторная геометрия

32

Выпуклые и невыпуклые фигуры

1

08.05

33

Задачи на свойства внешних и внутренних углов многоугольника

1

16.05

34

Решение комбинаторных задач

1

23.05

35

Итоговое занятие

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...