Проектная деятельность в 5-6 классах
статья по математике (5 класс)

Шибанова Наталья Игоревна

Ни для кого не секрет, что метод проектов дает положительные результаты, но много учителей математики до сих пор не используют его в своей работе, что обусловлено рядом причин:  трудно применять в массовой практике, особенно в «слабых» классах;-  требует значительных временных затрат;-  специфика учебных предметов дает неравноценные возможности для использования метода проектов в обучении. Последнюю причину особенно часто вспоминают учителя математики, мотивируя это тем, что очень трудно «изобрести» или открыть что-то новое в области математики. Но не стоит забывать, что речь идет не о научном открытии, а об открытии знания школьником, поэтому в рамках нашего предмета можно и нужно использовать метод проектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_5-6_klassah.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

Шибанова Наталья Игоревна, учитель математики, ГБОУ «Школы №268»,г.Санкт-Петербурга

«Проектная деятельность в 5-6 классах»

        

Целью проектной деятельности является формирование ключевых компетенций учащегося, необходимых для жизни и успешной самореализации, при условии формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения. Ни для кого не секрет, что метод проектов дает положительные результаты, но много учителей математики до сих пор не используют его в своей работе, что обусловлено рядом причин:  трудно применять в массовой практике, особенно в «слабых» классах;  требует значительных временных затрат;  специфика учебных предметов дает неравноценные возможности для использования метода проектов в обучении. Последнюю причину особенно часто вспоминают учителя математики, мотивируя это тем, что очень трудно «изобрести» или открыть что-то новое в области математики. Но не стоит забывать, что речь идет не о научном открытии, а об открытии знания школьником, поэтому в рамках нашего предмета можно и нужно использовать метод проектов.

Главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Развитию умения обучающихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их способствует «технология проектов». Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектный метод широко используется во внеурочной деятельности при подготовке учащихся к олимпиаде или во время проведения в школе «Математической декады». Можно предложить ребятам творческие мини - проекты в качестве домашнего задания (сочинить сказку, написать реферат, составить кроссворд, подготовить выступление, стенгазету, презентацию и т.д.). Творческие проекты предполагают активизацию самостоятельной учебной деятельности, способствуют интеллектуальному росту учеников, так как требуют сбора и обработки информации из различных источников. Расширяют кругозор как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дают возможность лучше раскрыть собственный потенциал, то есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, воплощением идей. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое.

В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделю следующие наиболее характерные типы проектов.

        По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.

        По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.

        По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.

        По способу преобладающей деятельности обучающихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.

        В игровых проектах обучающиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

         Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.

         Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

  • зачем?
  • для чего (кого)?
  • как?

Первое требование – это наличие социально значимой  проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности обучающиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.

Второе требование: ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов  привлекательным для системы образования.

Третья  характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Учебные проекты осуществляются в несколько этапов, соответствующих основным этапам любой трудовой деятельности, их реализация имеет циклический характер.

Можно выделить четыре основных этапа реализации учебного проекта :

Первый этап начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов обучающихся; выдвижение первичных идей, тем проекта на основе уже  имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Таблица 1.Темы уроков, на материале которых можно осуществить проектную деятельность:

Тема урока

Деятельность учащихся

Действия с натуральными числами.

Изучение влияние чисел на судьбу человека. Знакомство с «пифагорейской школой» .

Проценты.

Изучение практического применения процентов в жизни.

Треугольник. Пирамида.

Выявление свойств треугольника с помощью измерительных приборов. Изготовление моделей пирамид из разверток. Выполнение макета комплекса «Египетские пирамиды».

Прямоугольник. Параллелепипед

Изготовление бумажных моделей параллелепипедов. Разработка и строительство из них различных макетов.

Квадратное уравнение

Способы решения квадратных уравнений.

Зеркальная симметрия

Конструирование и изготовление из зеркал, скотча и пуговиц детской игрушки калейдоскоп.

Симметрия        

Разработка рисунков орнаментов, изготовление из бумаги бордюров. Нахождение им различных применений.

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Выявление практического применения в жизни.

Конструктивный этап. Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый  может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль.

На третьем этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

 На этапе презентации обучающиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Ребята представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

В условиях реализации ФГОС в 5-6-х классах можно  использовать метод проектов непосредственно на уроках математики. Это исследовательские работы в группах, лабораторные работы, игровые уроки. В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»:  проблема, проектирование,  поиск информации, продукт,  презентация.

Необходимо помнить, что в 5-6 классах, при работе с проектом многие функции пока выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наша задача – научить детей технологии работы с проектами. Наглядно это можно увидеть в таблице

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности в 5 классе».

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

  И все-таки, не смотря на кажущуюся сложности метода проектов, у детей формируется представление, что источником информации является окружающий мир. Они получили навыки самостоятельного ориентирования в потоке информации.  Учащиеся активно пытаются использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.  У большинства детей формируется потребность в самовыражении и самореализации.  Пятиклассники делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Стараются выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предположения, анализируют, обобщают.  Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.  Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Таким образом, метод проектов, повышает мотивацию обучающихся; способствует развитию способностей к активной творческой деятельности; создает условия для отношений сотрудничества между учителем и учеником; удовлетворяет интересы учеников; позволяет решить значимых личностные проблемы; способствует формированию опыта общения с другими людьми, решению учебных затруднений; стимулирует личностный роста и развивает индивидуальность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Реальная математика", 6 класс

Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по математике", 8 класс

Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий инт...

Программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 8 «А» класса

Программа ориентирована  на развитие и формирование навыков проектной деятельности учащихся. Цель программы: Развитие и формирование у учащихся  навыков проектной деятельности путе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для ученицы 6 класса

 Данная программа развивает у детей элементы математического мышления и творческой инициативы, учит использовать конкретные математические знания  во время работы над учебны...