Элективный курс по математике для 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс)
Программа курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих в дальнейшем профиль обучения в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kurs10kl_finansovaya_matematika_2016.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО ________________________ ________________________ От________2016г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________ Приказ от ____2016г. № ___ |
Рабочая программа элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
в 10-а классе на 2016-2017 учебный год
учителя Доготер Н. А.
г. Покачи
2016г.
Пояснительная записка.
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Программа курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих в дальнейшем профиль обучения в старшей школе.
Цели курса:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.
Задачи курса:
- сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;
- сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;
- научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
- школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;
- привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
- познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.
Развитие рыночных отношений создало объективную потребность создания образовательной среды для формирования экономической культуры подрастающего поколения. Финансовая математика становится неотъемлемой частью общего образования. Школьные курсы математики почти полностью игнорируют многие элементарные, но очень важные для повседневной жизни приемы анализа экономических процессов. Одной из таких тем является тема «Проценты». Эта тема является универсальной. Она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы. Понятие «проценты» буквально вошло в нашу жизнь, оно атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, финансовых кризисов. Тема «Проценты» изучается в 6 классе, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценное представление о процентах, об их роли в повседневной жизни. На дальнейших этапах обучения возвращения к данной теме не предусматривается, хотя задачи на проценты включены в материал итоговой аттестации за курс основной и средней школы, в конкурсные экзамены. Понимание процентов и умение выполнять процентные вычисления, в настоящее время необходимы каждому человеку. Очень велико прикладное значение этой темы. Она затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие сферы. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель, сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Ожидаемые результаты данного курса:
- знание основных экономических терминов, необходимых школьнику для адаптации в новых хозяйственно-экономических условиях;
- умение пользоваться математическим аппаратом для расчета бюджета семьи, выгодности кредитования, составления бизнес-плана и т.п.;
- адекватная оценка своих потребностей и возможностей учениками;
- выработка навыков экономии и бережливости;
- сознательный выбор учениками профиля обучения в средней школе.
Требования к уровню освоения содержания курса. Административной проверки материала курса не предполагается. Соответственно задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамен. В технологии проведения занятий присутствует элемент самопроверки, который предоставляет учащемся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащихся по теме курса.
Методические рекомендации.
Курс состоит из трех частей.
Первая часть способствует формированию основ экономических знаний. Она является подготовительной для формирования навыков решения задач с экономическим содержанием. Здесь предлагается учащимся самим сформулировать задачи, с которыми они встречаются в жизненных ситуациях.
Вторая часть посвящена решению задач на проценты. Учащиеся обобщают сведения о процентах, подробно знакомятся с историей возникновения термина «процент» и его знака, формируют навыки решения задач на проценты.
На итоговом занятии учащимся предлагается анкета, в которой они должны будут сделать свой выбор профиля дальнейшего образования.
Заинтересовал ли их данный курс, мы узнаем из итоговых работ учащихся, которые они защитят так же на итоговом занятии.
Учебно-тематический план курса.
- Простые проценты.(3ч)
Основные понятия. Основные показатели. Основные параметры. Формула наращивания простых процентов. Обычные, точные и простые проценты. Современное значение денег. «Проценты вперед». Годовая учетная ставка. Связь ставок процента и дисконта, учет вложения.
- Сложные проценты.(4ч)
Сложные годовые проценты. Проценты на проценты. Формула и коэффициент наращивания по сложным, годовым процентам. Плавающие ставки сложных процентов. Сравнение простых и сложных процентов. Сравнение коэффициентов наращивания. Период удвоения. Начисление годовых процентов при нецелом времени.
- Номинальные и эффективные процентные ставки. (5ч)
Основные понятия. Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки.
- Современное значение денег.(4ч)
Дисконтирование будущих сумм на сегодня. Сравнение разновременных сумм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Содержание материала | Дата урока | Виды и формы контроля | |
Теор. | Фактич. | ||||
Простые проценты – 3 часа. | |||||
1. | 1. | Основные понятия. | |||
2. | 2. | Простые проценты. | |||
3. | 3. | Проценты и уравнения. | |||
4. | 4. | Начисление основных процентов. | |||
5. | 5. | Начисление основных процентов. | |||
6. | 6. | Начисление основных процентов. | |||
7. | 7. | Дисконтирование по простым процентам. | |||
8. | 8. | Дисконтирование по простым процентам. | |||
9. | 9. | Дисконтирование по простым процентам. | |||
10. | 10. | Зачет по теме: «Простые проценты». | Тестовая работа | ||
Сложные проценты – 14 часов. | |||||
11. | 1. | Сложные годовые проценты. | |||
12. | 2. | Сложные годовые проценты. | |||
13. | 3. | Проценты на проценты. | |||
14. | 4. | Проценты на проценты. | |||
15. | 5. | Формула и коэффициент наращивания по сложным, годовым процентам. | |||
16. | 6. | Формула и коэффициент наращивания по сложным, годовым процентам. | |||
17. | 7. | Произвольная длина наращивания. | |||
18. | 8. | Несколько периодов начисления в году. | |||
19. | 9. | Плавающие ставки сложных процентов. | |||
20. | 10. | Плавающие ставки сложных процентов. | |||
21. | 11. | Сравнение простых и сложных процентов. | |||
22. | 12. | Сравнение простых и сложных процентов. | |||
23. | 13. | Сравнение простых и сложных процентов. | |||
24. | 14. | Контрольная работа по теме: «Сложные проценты». | Контрольная работа | ||
Номинальные и эффективные процентные ставки - 5 часа. | |||||
25. | 1. | Номинальная ставка. | |||
26. | 2. | Эффективная ставка. | |||
27. | 3. | Эффективная ставка. | |||
28. | 4. | Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки. | |||
29. | 4. | Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки. | Тестовая работа | ||
Современное значение денег – 6 часов. | |||||
30. | 1. | Дисконтирование будущих сумм на сегодня. | |||
31. | 2. | Дисконтирование будущих сумм на сегодня. | |||
32. | 3. | Сравнение разновременных сумм. | |||
33. | 4. | Сравнение разновременных сумм. | |||
34. | 5. | Зачет по курсу: «Основы финансовой грамотности». | Тестовая работа | ||
35. | 6. | Зачет по курсу: «Основы финансовой грамотности». | Тестовая работа |
Список литературы
- Винокурова Е., Винокуров Н. Экономика в задачах. – М, 2008
- Денищева Л.О. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, 2013
- Денищева Л.О. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, 2014
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9-м классе. – М.: Просвещение, 2014
- Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
- Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективный курс по математике 6 класс
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике.Занятия включают в себя теорети...
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс «Углубленное изучение избранных вопросов математики»
Подготова к ОГЭ по математики...