Технологическая карта урока "Шкалы и координаты" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Технологическая карта урока по математике 5 класс "Шкалы и координаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkaly_i_koordinaty.doc64.5 КБ
Файл shkaly_i_koordinaty.pptx849.91 КБ

Предварительный просмотр:

т

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

на тему «Шкалы и координаты» Дата проведения: 11.10.2020

Учитель: Усенко Лина Владимировна

Предмет:     математика

Класс:  - 5 кл

Автор УМК:     УМК «Математика» для 5-6 классов, авторы Н.Я. Виленкин и др.

Тема урока:  Шкалы и координаты

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Математика: учеб. для 5 кл. для образоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд]; – М.: Просвещение, 2019 г., индивидуальные карточки, компьютер, проектор, метровые ленты (для измерения длины доски).

Цель урока:

  • Формировать начальные представления о шкале и координатном луче, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе

Задачи урока:

  • Обучающие: контроль знаний, умений и навыков по теме, актуализация знаний учащихся через применение групповой технологии и личностно ориентированного подхода, формирование умения анализировать, обобщать, использовать элементы исследования.
  • Развивающие: развитие математической речи, устойчивости внимания, переключения внимания.
  • Воспитательные: воспитание сотрудничества, уверенности в себе, стремления к самостоятельности в усвоении программного материала.
  • Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
  • Предметные: развивать умение измерять длины отрезков, находить координаты точек на луче. Основные понятия: шкала, длина, сравнение длины , единичный отрезок, координата точки.
  • Метапредметные; проводить исследовательскую деятельность.
  • Формирование предметных компетенций.

Знание понятий «шкала» и « координатный луч».

Умение вычислять длину единичного отрезка.

Умение решать текстовые задачи.

  • Формирование познавательных компетенций.

Способность и готовность применять ранее изученный материал для усвоения

нового.

Способность и готовность к решению проблемных задач.

  • Формирование ключевых компетенций на всех этапах урока.

Формирование коммуникативной компетенции.

Формирование социальной компетенции (работа в группе).

Формирование интеллектуальной и поликультурной компетенции.

Формирование здоровьесберегающей компетенции.

Планируемые результаты обучения:

- личностные: умения работать в группе, выслушивать мнение собеседника и вносить свои конструктивные предложения;

 -метапредметные: навыки исследовательской деятельности, навыки коммуникативно-речевых действий по отбору и передаче необходимой информации.

- предметные: первичные навыки математического моделирования, умения измерять длины, высоты реальных предметов, перевода мер длин и веса.

п/п

Этапы урока

Задачи этапа

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Оргмомент. Самоопределение  учебной деятельности

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

 2  мин

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

Учитель: « на каждой парте вы видите карточки под названием «Рефлексия», напишите на карточке свою фамилию, а заполним карточки мы  в конце урока» (слайд

Включаются в деловой

ритм урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

2

Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

    2 мин

1.  Учитель организует устную работу

 «Математический диктант».

Запишите число 20. Увеличьте его в 5раз, результат уменьшите на 60, полученное

число уменьшите в 8 раз, результат увеличьте на 25, последнее число увеличьте в 3 раза.

1. Решают предложенные примеры, записывают полученный результат.

2. Сверяют свои ответы с вариантами на доске

Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять

Коммукативные: аргументация своего мнения

Познавательные: навык устных вычислений, умение применять знания для практических задач

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

 10 мин

Учитель предлагает вопрос:

Какие ключевые слова (понятия) содержатся во всех ранее решенных вами  задачах? Слайды № 2-7

Работа учащихся по учебнику (стр26-27).  Ученики называют понятия: длина, на сколько длиннее, во сколько раз глубже.

Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять

Коммукативные: аргументация своего мнения

Познавательные: навык устных вычислений, умение применять знания для практических задач

4

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

  5 мин

Учитель задает вопрос: какие приборы помогают нам измерять : длину, вес, ширину ….?

Предлагает назвать наиболее известный измерительный прибор.

(слайд № 8-9)

 Формулируют тему и  цель урока, записывают в тетрадь.

Дают ответ, записывают определение в тетрадь

«линейка – представляет собой шкалу  для измерения длины»

Ученики записывают понятие шкалы.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выявление пробелов первичного осмысления изучения материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

 10  мин

1. Работа в парах. Выполнив необходимые измерения, найти длину и ширину  собственной тетради , учебника. Взаимопроверка.

2. Учитель предлагает перечислить измерительные приборы, имеющиеся дома, в классе (Работа по слайдам № 10-12)

Физкультминутка

2. Работа в группах.

1группа: найти длину классной доски

2 группа: найти ширину классной доски.

 ( с помощью заранее приготовленных метровых лент)

1. Выполняют измерения. Выполняют взаимопроверку.

Записывают названия  измерительных приборов в тетрадь

2. Работают в группах. Записывают в тетрадях результат.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: формирование умения структурировать знания, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка

6

Самостоятельная работа с проверкой.

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

  10 мин

1. Учитель вводит понятие  координаты, координатного луча (слайд 18)

2. Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить координаты (слайд 19-21)

3. Устная работа Игра «Определи рост героя»

№142

Слайд № 22,23

4. Самостоятельная работа учащихся по учебнику

1. Совместно с учителем  ученики фиксируют новый материал в тетради (определение, рисунок).

2. Самостоятельное решение в тетради,

Проверка совместно с учителем.

Запись ответов на вопросы в тетради (самостоятельно) . Взаимопроверка.

3. Выполняют задание устно.

4. Самостоятельная работа учащихся по учебнику №112, 113

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

7

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

 2  мин

Задает вопросы:

Сегодня на уроке:

Я повторил …

Я научился …

Я узнал …

Помогает грамотно сформулировать предложения

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  2 мин

Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснения по методике его выполнения  Домашнее задание.

№136 (3,4),

Отметьте на координатном луче по три следующих числа из каждого ряда.

А)2, 4, 8, 16,…

Б)3, 6, 9, 16,…

В)1, 4, 9, 16,…

Получают карточки с домашним заданием.

Записывают домашнее задание в дневник

9

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

  2 мин

Учитель предлагает дописать предложения в заранее заготовленных карточках (что вам понравилось, не понравилось, запомнилось на сегодняшнем уроке)

Ученики заполняют карточки.

Подводят итоги работы на уроке, формулируют логические выводы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Список литературы:

  1. Виленкин Н.Я и др. Учебник: Математика 5  класс. – М.: Мнемозина, 2019.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Технологические карты  по математике 5 класс. 2014 г.
  3. Аксенова  М.Д. Энциклопедия для детей «Математика - т.11»
  4. Кордемский  Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение , 1999.
  5. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение ,2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шкалы и координаты Н.Я. Виленкин и др. "Математика 5"

Слайд 2

IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I I I I I I I I I I I АВ = 6 см А В Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи . Они разбивают линейку на равные части. Эти части называют делениями. Все деления линейки образуют шкалу. Цена деления – 1 см мм = 60 мм

Слайд 3

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ? АВ = 4см 1 мм Запиши длину отрезка. А В = 41 мм

Слайд 4

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I i I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 42 41 40 39 38 37 36 35 Шкалы бывают не только на линейках. На рисунке изображен медицинский термометр. Его шкала состоит из 70 делений. Каждое деление соответствует 1 0 .

Слайд 5

Шкала комнатного термометра состоит из 55 делений. Каждое деление соответствует одному градусу Цельсия (пишут 1 0 С). I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 0 С

Слайд 6

40 30 20 10 0 10 20 30 + – На здании Московского университета установлен термометр со стрелкой. Какую температуру показывает этот термометр?

Слайд 7

Какой объем занимает вода, налитая в мензурку? Числа на шкале мензурки означают кубические сантиметры (см 3 ). 10 0 20 0 30 0 40 0 50 0

Слайд 8

Одно деление соответствует 1 ч. Кроме того, циферблат часов разделен на 60 маленьких делений. Одно маленькое деление соответствует 1 минуте. В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или дугах окружностей. На циферблате часов вся окружность разделена на 12 больших делений. 1 2 3 9 6 12 11 10 8 7 4 5

Слайд 9

Шкала транспортира располагается на полуокружности. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 долей. Одна такая доля называется градусом. 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 Кроме делений по 1 0 , на шкале транспортира есть еще деления по 5 0 и 10 0 .

Слайд 10

0 2 0 4 0 6 0 8 0 10 0 Автомобиль приближается к городу, по улицам которого разрешается ехать со скоростью не более 60 км/ч. В кабине автомобиля установлен спидометр – прибор, показывающий скорость движения. Посмотрите на спидометр. Нарушит ли шофер правила уличного движения, если не снизит скорость? Каким будет показание спидометра, когда автомобиль остановится? 14 0 12 0 км/ч 60 На сколько и в какую сторону передвинется стрелка, когда скорость снизится до 50 км/ч?

Слайд 11

0 2 0 6 0 На рисунке показана шкала прибора, показывающего, сколько литров бензина осталось в баке автомобиля. Сколько литров бензина сейчас в баке? л 8 0 4 0 б) при движении будет израсходовано 30 л? На сколько делений и в какую сторону передвинется стрелка прибора, если: а) в бензобак нальют еще 20 л бензина;

Слайд 12

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I 0 100 200300 400 500 600 700 800 900 1000 5 5 0 г На весах тоже бывают шкалы. Каждое деление соответствует 50 г. Определите массу яблок.

Слайд 13

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 Побери гирю, чтобы узнать вес дыни. ПРОВЕРКА 1 кг 1 00г 1кг 3кг 2кг

Слайд 14

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 ПРОВЕРКА 3кг 5 0г Побери гирю, чтобы узнать вес арбуза. 2кг 1кг 3кг

Слайд 15

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 ПРОВЕРКА 5кг 550г Побери гири, чтобы узнать вес тыкв. 3кг 1кг 2кг

Слайд 16

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 ПРОВЕРКА 20 кг 900г 20кг Побери гирю, чтобы узнать вес снеговика. 5кг 2кг

Слайд 17

I IIII I IIII I IIII I IIII I 20 10 № 110 На рисунке изображена шкала. Какие числа соответствуют точкам А, В, С и D этой шкалы? 30 C B A D 15 25 28

Слайд 18

Пишут: О(0), Е(1), А(2), В(3) и т. д. Шаг за шагом получаем бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом . Числа 0, 1, 2, 3, …, соответствующие точкам О, Е, А, В …, называют координатами этих точек. Начертим луч ОХ так, чтобы он шел слева направо. Отметим на этом луче какую-нибудь точку Е. Над началом луча напишем число 0, а над точкой Е – число 1. Отрезок ОЕ называют единичным отрезком . 0 1 E O X 2 A 3 B 4 5 6

Слайд 19

1 1 Найдите координаты точек. 3 8 9 11 14 17 2 4 5 7 8 9

Слайд 20

Найдите координаты точек. 1 2 3 4 6 2 3 1 4 7

Слайд 21

Определите длину единичного отрезка. Найдите координаты точек. 1 3 2 24 54 * На рисунке изображена часть координатного луча. Определи координату точки, в которой расположена звёздочка. * 69

Слайд 22

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I Найдите рост каждого героя. 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Цена деления 10 см

Слайд 23

0 10 20 30 I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I Цена деления 1 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...