Урок - игра "Крестики - нолики"
план-конспект урока по математике (5 класс)

На основе  изученного материала, выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы натуральных чисел, дробей, десятичных дробей, решение задач, уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_krestiki_-_noliki.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соловьевская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Васильева»

Чурапчинский улус (район)

Тема урока: Урок-игра « Крестики - нолики»

Тимофеев Тимофей Тимофеевич

Учитель математики

Класс: 5

2020

Класс, предмет: 5, математика

Тема:  урок-игра «Крестики – нолики»

УМК: учебник математики 5 класса автор Виленкин Н.Я.

Цель игры:  на основе  изученного материала, выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы натуральных чисел, дробей, десятичных дробей, решение задач, уравнений.

Оборудование: игровое поле с названием конкурса; рисунок «дерево знаний»; реквизит, необходимый для конкурсов (карточки с конкурсами в ходе игры передаются командам); знаки «Х» и «0» для заполнения табло;  макет дерева для рефлексии; компьютер, мультимедиа проектор.

План урока:

  • «Разминка» кроссворд
  • Великая мудрость
  • Секретное послание
  • Угадай!
  • Конкурс переводчиков
  • Кто быстрее
  • Четырёхугольник с секретом
  • Конкурс капитанов
  • Подумай! Сообрази!
  • Найди ошибку

Эпиграф урока:  В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына

Участники: в игре участвуют две команды

В ходе жеребьевки одна из команд получает название «крестики», а другая – «нолики». Перед игрой каждая команда выбирает капитана.

Капитан берет на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общими заданиями, умело распределят задания между игроками команды.

Ход урока-игры: (3 минуты)

В клетках поля записаны названия 10 конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс.

Учитель раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимые материалы.

Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.

В игре побеждает та команда, которой удалось поставить больше своих знаков в один ряд и,   которая набрала большее количество баллов.

Учитель: Китайская мудрость гласит: «В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». (Слайд 2)

Сегодня на уроке мы попытаемся начать выращивать дерево знаний.

 Чтобы вырастить наше дерево, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете,  те темы, которые  мы сегодня с вами  повторим, а остальных коснемся на  следующих уроках и при выполнении домашнего задания.  И представьте себе, это лишь маленькая частица всех знаний. Но именно от нее зависит, каким большим и сильным вырастет наше дерево и какими будут ваши знания. Чем глубже и прочнее знания, тем выше и мощнее дерево знаний.

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

1.«Разминка» кроссворд

2. Великая мудрость

3. Секретное послание

4. Угадай!

5. Конкурс переводчиков

6. Кто быстрее

7. Четырёхугольник с секретом

8. Конкурс капитанов

 

9. Подумай! Сообрази!

10. Найди ошибку

Правильные ответы в конспекте выделены красным цветом

«РАЗМИНКА» КРОССВОРД (5 минут)

Кроссворд  разгадывается с двумя командами устно, под руководством учителя, без оценивания. (Слайд 4)

ВЕЛИКАЯ МУДРОСТЬ (3 минуты)

Предлагается зашифрованное высказывание М.В.Ломоносова. (Слайд 5, 6) Химия правая рука физики, математика - ее глаз.

Критерии оценки: правильность – 1 б, правильность и скорость – 2б

СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ (7 минут)

Каждая команда получает секретное послание на карточке с ключом. В презентации пример использования ключа. (Слайд7)  Необходимо решить каждый пример (правильность выполнения задания проверяет учитель) выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.

Критерии оценки: правильно полученная фраза – 1 б, правильность решения и полученная фраза – 2б.

1-е послание

  1. (530+74) : 2 – 15                            Ответ:      287
  2. 12 • 5 + 15 • 4 + 225                                          345
  3. (370 + 122) : (317 - 313) – 25                           98
  4. 320 : 20 + 200                                                   216

К л ю ч : 1 – Ь; 2 – Т; 3 – Д; 4 – Е; 5 – Р; 6 - !; 7 – К; 8 – А; 9 – Ж.

Послание: так держать!

        2-е послание: 

  1. (458 + 22) : (230 – 218) + 3         Ответ:       43
  2. (35 : 7 +  100) • (38 : 19) • 3                           630
  3. (307 – 65) : 11 + 78 : 6 – 10                             25
  4. (75 + 15)  : (103 – 73) – 2                                 1

К л ю ч : 1 - !; 2 – Ц; 3 – О; 4 – М; 5 – Ы; 6 –Л; 0 – Д.

Послание: молодцы!

УГАДАЙ, ЧТО ЭТО? (2 минуты)

(Вариант игры «Устами младенца»)

        Если команда угадывает ответ с первой фразы – зарабатывает 5 очков, со второй – 4 и т.д. Выигрывает команда, получившая большее количество очков. (Слайд 8, 9)

Например.

1.  

  • Бывают в счете футбольного матча;      5б.
  • Никогда не стоит первым;                    4б.
  • Особое правило при делении;              3б.
  • Меньше единицы;                                2б.
  • Не относится к натуральным числам.   1б.     (Цифра 0)

   2.

  • Встречаются везде в жизни;              5б.
  • Имеет три измерения;                         4б.
  • Имеет объем;                                      3б.       
  • Один из них – куб;                              2б.  
  • Есть грани, ребра.                                1б.       (Параллелепипед)

КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ (5 минут)

(Слайд 10)

Нумерация Древнего Египта:

Например: ∩∩∩| |  - 32;  ее | -  201

З а д а н и е : перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.

        25 * 8+ 250 * 22= 5700   (ϪϪϪϪϪеееееее)

Критерии оценки:  правильно выполнено задание – 1б

КТО БЫСТРЕЕ (4 минуты)

Устный счет. Каждая команда получает свое задание.

  1. Цепочка чисел (Слайд 11), для команд х = 2,3 и х = 1 (1 мин)

Ответ: если х=23, получается число 20

              если х=14, то получается число 6

  1. Вычистить: (Слайд 12)   (1 мин)   

Ответы: 15 и 80

Критерии оценки: кто первый правильно выполнит задание – 1б

  1. Выполнить вычисления: (Слайд 13, 14) (2 мин)

Критерии оценки:  команда, назвавшая слово первой получает 3б

Ответы:

   68 : 2= 34                              138 : 6= 23

  105 : 5  = 21                           64 : 4= 16

  48 : 8= 6                                 96:4= 24

 

 МОНА́РХ (Danaus plexippus), бабочка семейства данаид. Размах крыльев — 75-100 мм. Окраска оранжево-желтая, с черным рисунком и белыми точками. Основной ареал вида расположен на американском континенте к югу от Канады.

Дальние миграции — одна из наиболее интересных особенностей бабочек этого вида. Монархи, обитающие в Сев. Америке, каждую осень отправляются на зимовку во Флориду, Мексику, на Кубу и Багамские острова, преодолевая расстояние около 3 000 км.      Много бабочек оседает в Юж. Калифорнии.

ЧЕТЫЕХУГОЛЬНИК С СЕКРЕТОМ (1,5 минуты)

  1. Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других?  0,5 минут

(Слайд 15)

Оценка:  правильный ответ – 1б

       

2

5

8

11

14

 1

4

7

10

13

3

4

5

6

7

1

2

4

8

16

2

6

18

54

162

5

10

20

40

80

  1. Согласно закономерности, найденной между числами в первом четырехугольнике, определите недостающие числа во втором. (Слайд 15 ) 1 минута

Критерии оценки:  одно правильно названное число – 1б, 2 числа – 2б, 3 – 3б

32

62

92

26

56

86

8

16

32

49

98

196

КОНКУРС КАПИТАНОВ (мах 1 минута)

На проекторе в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Капитану необходимо показать все числа, называя их по порядку.  Когда первый капитан называет числа, второй в это время отворачивается. (Слайд 16) 

Оценивание: на время, у какого  капитана было затрачено времени меньше, тот и побеждает и получает 1 б

ПОДУМАЙ! СООБРАЗИ!   ( 5 мин)

З а д а н и е : За определенное время необходимо решить как можно больше задач, проверка – презентация, устный разбор задач. (Слайд 17)

  1. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какова последняя цифра? (0) 1 балла
  2. Что всегда только увеличивается и никогда не уменьшается?  (Возраст) 1 балл
  3. Чем больше из нее берут, тем больше она становится. (Яма) 1 балл
  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4) 1 балл
  5. Как может кошка зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя?  (Если поймает мышь) 1 балл

Критерии оценивания:  на решение задач отводится определенное время, побеждает группа, которая набирает большее количество баллов.

НАЙДИ ОШИБКУ И РЕШИ УРАВНЕНИЕ (2 минуты)

Предлагается 2  задания с решениями. Командам необходимо найти ошибку и выполнить задание. (Слайд 18,19)

Например:

  1. Р е ш и т ь уравнение :

2х + х • 8 = 720             2х +8х = 720  

3х • 8 = 720                   10х = 720

24х = 720                        х=720:10

х=720 : 24                       х=72

х = 30

О т в е т : 30                   О т в е т : 72

  1. В ы ч и с л и т ь :
  1. (63 – 42) • 25 = (18 – 16) • 25 = 2 • 25 = 50          

Ответ: (63– 42) • 25 = (216 – 16) • 25 = 200 • 25 = 5000                          

             

  1. 52 – 50 • 324 = 2 • 324 = 648

Ответ:  (52 – 50) • 324 = 2 • 324 = 648

Итог игры. (2 минуты)

- поговорим о пройденном уроке.

- какие темы мы сегодня повторили?

Учитель словесно оценивает детей

Рефлексия (3 минуты)

(Слайд 20)Каждому учащемуся предлагается макет дерева и  плоды разных цветов.

Оглашаются победители. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов. Команды награждаются, все учащиеся получают призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Крестики и нолики

Уен -дәрес: “Крестлар һәм нольләр”.Максат:Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турында алган белемнәрен искә төшерү;  шагыйрьнең әдәбият һәм сәнгать өлкәсендә тоткан урынын билгеләү...

Урок-викторина " Крестики-нолики"

Цели и задачи: проконтролировать знания по теме "Англо-говорящие страны", поддерживать интерес к изучению английского языка...

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Открытый урок – игра «Крестики – нолики»

Цели:  Создание различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока как для учителя, так и для учащихся, а также конфликтности и напряженности при по...

Урок - игра «Крестики – нолики» в 9 классе по теме: «Основы динамики»

Урок - игра «Крестики – нолики» в 9 классе по теме: «Основы динамики»(в  форме  взаимоконтроля)  Цель  игры:  Проверить  качество  и  прочность  усвое...

Урок-игра "Единички-нолики" презентация

Урок-игра на закрепление и обобщение материала по теме "Кодирование информации" для учщихся 6 класса....