Координатная плоскость, математика 6 класс, Бунимович Е.А.
учебно-методический материал по математике (6 класс)

дидора людмила станиславовна

Презентация урока математики в 6 классе по учебнику "Математика. Арифметика. Геометрия" 6 класс,Е.А.Бунимович

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока: Координатная плоскость. 6 класс
Цель:  закрепление знаний учащихся по теме «Координатная плоскость, координаты», умение переносить знания в новую ситуацию, проверка уровня усвоения теоретического материала посредством тестового задания 
Тип урока:  урок закрепления, проверки уровня усвоения знаний.

Задачи урока – обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий: координатная плоскость, точка и её координаты на плоскости; 
-содействовать в ходе урока формированию у школьников чувства патриотизма, коллективизма, умения взаимодействовать; 
- развивать у школьников самостоятельность, используя творческие задания. 
Формы фронтальная, индивидуальная, групповая 
Методы и приёмы: частично – поисковый, наглядный, практический 

                                                  Ход урока.

1.     Организационный момент. (5 МИНУТ)

Парты составлены попарно на 8 групп. На каждой – листы   

I четверть, II четверть, III четверть, IV четверть.

На столе разложить карточки, дети поочередно вытягивают карточки и садятся на свои места.
Учащимся предлагается карточки с координатами точек.   После определения учащихся в группы необходимо задать вопрос:
«Почему вы вместе?» 
- мы точки I четверти;- мы точки II четверти;- мы точки III четверти;- мы точки IV четверти;

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников).

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал,  известный  учёный     Аль - Бируни:

(Слайд 1).  «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока                                                               Я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий и точных построений.

Слайд 2. Тема урока (1-2 МИНУТЫ)

  Записать в тетрадь

Слайд  3-4

        Во II веке до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами, покрыв его как бы условной сеткой, и ввести географические координаты — широту и долготу.
Правда, еще до этого астрономы использовали данный прием, изучая небесный свод.
    Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном и математик Клавдий Птолемей активно пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.
    Но систематизировал эти понятия в 17 веке Рене Декарт.

 Рене́ Дека́рт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог
Именно он придумал в 1637 году систему координат, которая используется во всем мире и известна каждому школьнику. Ее называют также «Декартова система
 координат».

Слайд 5- 10   Координаты в жизни (2-3 МИНУТЫ)

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу:

"Оставьте мне ваши координаты”. Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона,  которые и считаются,  в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти.                                                                                                                                              Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.           

Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места),  в поезде (номер вагона и номер места).  Те, кто играли  в "морской бой”, пользовались соответствующей системой координат. Каждая клетка, которой  на игровом поле определяется буквой и цифрой, т.е. координатами. Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске обозначаются латинскими буквами. Такого рода "клеточные” координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах. (по слайдам назвать координаты)

На географии вы знакомились с системой географических координат (долгота и широта).   С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.                                                                                                     

    Устная работа

Я предлагаю начать наш урок с оценки знаний  .

На столах в каждой группе лежит лист с заданиями на устную работу.                       ( разложить заранее) Учащимся предлагается обсудить вопросы и ответы на них в группе, а затем учитель работает фронтально с классом. 

Слайд 11    (1-3 МИНУТЫ)                           Вопросы:

1.Как называются две координатные прямые в системе координат? 
(оси) 
2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости? 
(перпендикулярно) 
3. Как называется точка пересечения координатных осей? 
(начало) 
4. Как называется вертикальная ось? Ось… 
(ординат) 
5. Как называется горизонтальная ось? Ось… 
(абсцисс) 
6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? 
( координаты) 
7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость? 
(четверти) 

  Слайд  12           ( 10 МИНУТ)

На некотором острове была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ган. Перед смертью Бен решил оставить письмо. В нем было описание пути, ведущего к кладу, и месту, где он спрятан. И это письмо сейчас находится у нас.

Слайд 13 

Читают письмо

Чтобы определить, в каком месте находится клад, вам необходимо выполнить следующее задание  

Слайд 14

Каждая группа получает задание: Чтобы определить место , где спрятан  клад, надо соединить точки  A и C,  B и D

Выполняют построения на листах в клеточку

Не зная, как отмечать точки на координатной плоскости, мы не нашли бы место, где был спрятан клад.

Слайд 15.

В сундуке, помимо золота, спрятаны  сокровища, без которых невозможно ориентироваться в системе координат. Это различные задачи.

1.№ 679(У) Слайд 16. 

Слайд 17 Устно

Тренажёр № 287 Слайд18 На экране таблица.

Задание .

Постройте в тетрадях координатную плоскость.

 Отметьте на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в верхней строчке таблицы, и точки симметричные им относительно оси y. Координаты каждой новой точки записывайте во вторую строку таблицы, а точки , симметричные относительно оси х записывайте в третью строку таблицы.

№ 682 У Слайд 19На экране(если хватает времени)

Слайд 20  . Работа с презентацией

Работа выполняется в тетради

Домашнее задание

Слайд 21.Задача –исследование, практическое задание «Построить созвездия» (Задание: На координатной плоскости отмечаем точки, заданные своими координатами, в порядке их следования. А затем соединяем каждую точку с предыдущим отрезком. В результате получаем рисунки созвездий.

9.Рефлексия:

Какое предложение каждый из вас продолжит:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аль- Бируни, среднеазиатский ученый-энциклопедист «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит »

Слайд 2

? координатная ? плоскость

Слайд 3

Во II веке до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами, покрыв его как бы условной сеткой, и ввести географические координаты — широту и долготу. Правда, еще до этого астрономы использовали данный прием, изучая небесный свод. Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном и математик Клавдий Птолемей активно пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но систематизировал эти понятия в 17 веке Рене Декарт.

Слайд 4

Рене́ Дека́рт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог Именно он придумал в 1637 году систему координат, которая используется во всем мире и известна каждому школьнику. Ее называют также «Декартова система координат».

Слайд 9

Что такое координаты Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи Переставьте коня с клетки b1 на клетку d2 .

Слайд 10

Координаты точки на плоскости Практикум УЧЕБНИК № 670 ферзь ф ерзь – f3 . король – d 5 слон слон – b 3 . конь конь – b1 . ладья ладья – g2 .

Слайд 11

Устная работа 1.Как называются две координатные прямые в системе координат? 2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости? 3. Как называется точка пересечения координатных осей? 4. Как называется вертикальная ось? Ось… 5. Как называется горизонтальная ось? Ось… 6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? 7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость?

Слайд 13

Я старый капитан пиратского судна. Много бороздил по морям, совершая не всегда хорошие поступки. Несметные сокровища ограбленных мной кораблей я спрятал на острове в Индийском океане. На моей карте я указал несколько ориентиров, обозначив их точками. Определите их. Сокровища будут находиться там, где пересекаются отрезки, концами которых являются данные ориентиры

Слайд 14

Чтобы определить место , где спрятан клад, надо соединить точки A и C , B и D (1;4)

Слайд 15

Задачи

Слайд 16

Знаки координат Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи I II III IV ( + ,+) (– ,+) (– , – ) (+ , – )

Слайд 17

Примеры координат Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи УЧЕБНИК № 679 ? 1 - Б ? 2 - Г ? 3 - В ? 4 - А

Слайд 18

? ТРЕНАЖЕР № 28 7 (-2 ; 5) (-4;-3) (1;7) (5; -2) (-1;6) (3; -2) (2 ; -5) (4;3) (-1;-7) (-5; 2) (1;-6) (-3; 2) Отметьте на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в верхней строчке таблицы, и точки симметричные им относительно оси y . Координаты каждой новой точки записывайте во вторую строку таблицы, а точки , симметричные относительно оси х записывайте в третью строку таблицы .

Слайд 19

Работа с моделями Практикум УЧЕБНИК № 683 A B C треугольник 1 A 1 B 1 C 1 треугольник 2 A B C т реугольник 3

Слайд 20

Задача – исследование Практикум УЧЕБНИК № 684 1 2

Слайд 21

Итоги урока Какое предложение каждый из вас продолжит: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.

В  проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...

Рабочая тетрадь по математике "Координатная плоскость" (6 класс)

Рабочая тетрадь по математике  по теме "Координатная плоскость" поможет учащимся 6 класса выраболтать умения и навыки в построении точек по заданным координатам....

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Урок по математике "Координатная плоскость" (6 класс)

Урок нацелен на закрепление материала в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса учащихся....

Методическая разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость", 6 класс

Данная методическая разработка по математике "Координатная плоскость" разработана по  технологии индивидуализированного обучения....

"Координатная плоскость" Математика 6 класс (технологическая карта и презентация к уроку)

Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к  уроку по теме: "Координатная плоскость" 6 класс....

Презентация по математике "Координатная плоскость" 6 класс

Презентация на тему: «Координатная плоскость».Автор: Учитель математики МБОУ «СШ № 14» Трушина Татьяна Николаевна.Предназначена для учащихся 5-6 классов. Урок изучения новой темы.Презентация впервые п...