Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Лотова Светлана Вячеславовна

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы «Математика 5 класс» В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина. Издательство: Москва, Мнемозина, 2011 г. Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы» Издательство: Москва. Просвещение, 2011 г. Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Викуловская средняя общеобразовательная школа №1» -                                                             отделение Каргалинская школа – детский сад

Рассмотрено                                     Согласовано                                     Утверждено

на заседании ШМО                         на заседании методического         приказом директора

учителей математики,                    совета                                                 школы

информатики и физики                 /протокол № 1                                   /№ 176/4-ОД

/протокол № 1                                  от 28.08.2020г./                                        от 31.08.2020г./

от 27.08.2020г./                                 Зам. директора по УВР

Руководитель ШМО                       _____________________

 __________________                        


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  математике в   5  классе

учителя математики

Лотовой Светланы Вячеславовны

на 2020 – 2021 учебный год

Программа разработана

на основе авторской программы

«Математика 5 класс»

В. И. Жохова,Н. Я. Виленкина

 Издательство: Москва, Мнемозина, 2011 г.

Примерной программы по учебным предметам

«Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы»

Издательство: Москва. Просвещение, 2011 г.

с. Каргалы
2020 год

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы «Математика 5 класс» В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина. Издательство: Москва, Мнемозина, 2011 г. Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы» Издательство: Москва. Просвещение, 2011 г. Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Математика» в 5 классе:

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание учебного предмета «Математика 5 класс».

  1. Натуральные числа и шкалы (15 часов).

     Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

     Основная цель—систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

     Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

     Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи.    

     Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел (20 часов).

     Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

     Основная цель — закрепить и развить навыки сложения   и вычитания натуральных чисел.

     Начиная с этой темы главное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

     Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

  1. Умножение и деление натуральных чисел (25 часа).

     Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых  задач.

     Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

     Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

     Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в..,)», «меньше на... (в.,.)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении задач на части с помощью составления уравнений учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

  1. Площади и объемы (15 часов).

     Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

    Основная цель—расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

     При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении   геометрических   задач.   Значительное   внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5.        Обыкновенные дроби (25 часов).

     Окружность и круг, Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

     Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

     Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6.        Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (12 часов).

     Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

     Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

     При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

     Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей, подчиняется переместительному и сочетательному законам.

     Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

     При изучении операции округления числа вводится новое понятие — приближенное значение числа, отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (25 часов).

     Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

     Основная цель—выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

     Главное внимание уделяется алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия.

     Продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (16 часов).

      Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

     Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

     Важно выработать у учащихся содержательное понимание смысла термина процент. На этой основе они должны научиться решать  три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить  число, если известно несколько его процентов;    
находить, сколько процентов одно число составляет от другого.   Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

     Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей  какой–нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

9.  Повторение (16 часов).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ

5 КЛАСС (170 ЧАСОВ)

№ урока

п/п

Тема

урока

Количество часов

Натуральные числа и шкалы (15 часов)

1

Математическое путешествие в страну Натуральных чисел.

1

2-3

Обозначение натуральных чисел.

2

4

Входная контрольная работа.

1

5-6

Отрезок. Длина отрезка.  Треугольник.

2

7

Видео урок «Плоскость, прямая, луч».

1

8-9

Плоскость, прямая, луч.

2

10-11

Шкалы и координаты.

2

12-14

Меньше или больше.

3

15

Контрольная работа  № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы».

1

Сложение и вычитание натуральных чисел (20 часов)

16-19

Сложение натуральных чисел и его свойства.

4

20-23

Вычитание.

4

24

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».

1

25-27

Числовые и буквенные выражения.

3

28-30

Буквенная запись свойств   сложения и вычитания.

3

31

Уравнение.

1

32

Режим в питании нарушать нельзя. Тема «Уравнения»

1

33

Уравнение

1

34

Обобщающий урок- сказка «Путешествие в страну уравнений»

1

35

Контрольная работа № 3 по теме «Свойства сложения. Уравнение».

1

Умножение и деление натуральных чисел (25 часов)

36-41

Умножение натуральных чисел и его свойства.

6

42-43

Деление.

2

44

Урок-путешествие в Изумрудный город  «Умножение и деление натуральных чисел»

1

45-46

Деление с остатком.

2

47

Урок – путешествие  в страну «Натуральные числа».

1

48

Контрольная работа  № 4 по теме « Деление».

1

49

Видео урок «Упрощение выражений».

1

50-53

Упрощение выражений.

4

54-56

Порядок выполнения действий.

3

57-59

Квадрат и куб.

3

60

Контрольная работа  № 5 по теме «Упрощение выражений».

1

Площади и объемы (15 часов)

61-63

Формулы.

3

64-66

Площадь. Формула площади прямоугольника.

3

67-68

Единицы измерения площадей.

2

69

Урок-ярмарка «Измерение величин»

1

70-71

Прямоугольный параллелепипед.

2

72-73

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

2

74

Космическое путешествие «Площади и объемы»

1

75

Контрольная работа  № 6 по теме «Площади и объемы».

1

Обыкновенные дроби (25 часов)

76-77

Окружность и круг.

2

78-82

Доли. Обыкновенные дроби.

5

83-85

Сравнение дробей.

3

86-88

Правильные и неправильные дроби.

3

89

Урок-сказка Дробная репка. Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»

1

90

Контрольная работа № 7 по теме « Обыкновенные дроби».

1

91-93

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3

94-95

Деление и дроби.

2

96-98

Смешанные числа.

3

99-100

Сложение и вычитание смешанных чисел.

2

101

Математическое лото  по теме «Сложение смешанных дробей»

1

102

Контрольная работа  № 8 по теме «Сложение и вычитание дробей».

1

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (12 часов)

103-104

Десятичная запись дробных чисел.

2

105-107

Сравнение десятичных дробей.

3

108

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

109

Урок-сказка «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

110

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

111

Экскурсия в Кремль . Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

112-113

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

2

114

Контрольная работа  № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

1

Умножение и деление десятичных дробей (25 часов)

115

Видео урок «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».

1

116

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

1

117

Урок игра «Умножение десятичных дробей»

1

118

Умножение десятичных дробей

1

119-124

Деление десятичных дробей на натуральные числа.

6

125

Контрольная работа  № 10 по теме «Умножение и деление дробей на натуральные числа».

1

126-130

Умножение десятичных дробей.

5

131-132

Деление десятичных дробей.

2

133

Путешествие в сказку «Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т. д.»

1

134

Урок-сказка «Действия с десятичными дробями»

1

135

Ролевая игра «Математический поезд «Действия с десятичными дробями»

1

136

Среднее арифметическое.

1

137

Путешествие в сказку «Десятичные дроби»

1

138

Среднее арифметическое.

1

139

Контрольная работа  № 11 по теме «Умножение и деление на десятичные дроби».

1

Инструменты для вычислений и измерений (16 часов)

140-141

Микрокалькулятор.

2

142

Урок здоровья от доктора Айболита по теме «Проценты»

1

143-144

Проценты.

2

145

Урок-игра «Лабиринт» по теме «Проценты»

1

146

Контрольная работа  № 12 по теме «Проценты».

1

147-148

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

2

149-151

Измерение углов. Транспортир.

3

152-154

Круговые диаграммы.

3

155

Контрольная работа  № 13 по теме «Угол. Измерение углов».

1

Повторение и решение задач (17 часов)

156

Действия с натуральными числами.

1

157

Правильные и неправильные дроби

1

158-159

Решение задач на движение

2

160

Деление и дроби. Десятичные дроби

1

161

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1

162-163

Сложение и вычитание десятичных дробей.

2

164-165

Умножение и деление десятичных дробей.

2

166

Урок-путешествие по Солнечной системе. Решение уравнений и задач с помощью уравнений.

1

167

Решение уравнений. Урок- конкурс.

1

168

Урок-концерт по итоговому повторению.

1

169

Годовая контрольная работа.

1

170

Работа над ошибками. Занимательная математика.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...