Технологическая карта урока "Объем тел неправильной формы"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Тищенко Анна Витальевна

Н аданном уроке обучающиеся учатся находить объем тел неправильной формы с помощью мензурки с водой и сосуда с отливом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта нестандартного урока по теме «Объем тел неправильной формы»

Ф.И.О. учителя

Тищенко Анна Витальевна

Предмет

Математика

Класс

6 «Б»        

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Тема урока

«Объем тел неправильной формы»

Цель урока

сформулировать основные свойства объемов тел

Задачи урока

Образовательные: практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений, повторение перевода единиц измерения и сочетательное свойство умножения.

Развивающие: формирование регуляторного опыта в процессе оценки и самооценки, знакомство с методикой проведения экспериментальной работы, развитие мышления, познавательных умений, творческих и познавательных способностей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать быструю реакцию; применение знаний к решению практических задач.

Воспитательные: проявление  инициативы в работе с группой, сотрудничество, развитие эстетического восприятия геометрических форм; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, добросовестного отношения к труду; воспитание интереса к предмету ответственности за общий результат; воспитание самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах, стремления к достижению результатов.

Планируемые результаты

предметные – моделируют ситуации, требующие нахождение объема тел неправильной формы;

личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к  новой теме и к изучению предмета, осуществляется стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний, формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществляется контроль и самоконтроль; развивают находчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели; воспитание интереса к математике через использование информационных технологий, дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду;

метапредметные - регулятивные –  ставят цель деятельности на уроке, обнаруживают проблему, «недостаток» знаний для нахождения объема тел неправильной формы, планируют пути достижения цели, принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;

 коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная  беседа с учащимися, индивидуальная работа по карточкам, работа в парах.

Средства обучения

Учебник математики, мультимедийная презентация, интерактивная доска,  печатные карточки,   проектор, компьютер, на каждой парте мензурки, таблицы.

Этап урока

Микроцель

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя в классе (учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, включаются в деловой ритм).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок начнем с девиза: «Расскажи мне и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать самому и я пойму!»

- Сегодня на уроке вас, ребята,  ожидают  интересные задания, практическая исследовательская работа, новые открытия.

Приветствуют учителя.

Включение учащихся в деловой ритм урока.

2. Устная работа (этап мотивации)

3.Открытие темы

(этап выявления места и причины затруднения)

4.Работа по новой теме:

 а) этап построения проекта выхода из затруднения;

б) этап самостоятельной  работы.

Физкультминутка

в) проверка гипотезы

5. Рефлексия.

Организация повторения ранее изученного материала в виде устной работы.

Подвести к формулированию темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Показать на примерах, как находить объем тел неправильной формы.

Сформировать умение находить объем тел неправильной формы, составленных из конструктора ЛЕГО.

Смена деятельности. Обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся.

Проверка  умения применения учащимися нового материала при выполнении практического задания, воспитание самостоятельности.

Развитие логического мышления.

Оценка активности учащихся во время всего урока. Адекватное оценивание своей работы на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

- Как называется эта фигура? (Куб). Какие он имеет измерения? (Длину, ширину, высоту; они одинаковые).  Что мы можем найти у куба? (S поверхности; длину ребер; V).

-  А как называется эта фигура? А он  какие измерения имеет? (Длину, ширину, высоту).  Что мы можем найти у прямоугольного параллелепипеда? (S поверхности; длину ребер; V).

- А что изображено на этом слайде? (Воздушный шар). Подумайте, что можем найти у него? А какая это фигура? (Объемная).

Теперь вы уже сами можете назвать тему нашего урока: (Объем тел).

- Вспомним единицы измерения объема.

А теперь обратите внимание на экран (отрывок из мультфильма).

- Предположите, как можно помочь царю найти объем короны. (Дети отвечают).

- Пока сложно ответить.

- Посмотрите на предметы и подумайте,  какой из них поможет найти объем тел. (Мензурка).

- Найдите объем тел, находящихся у вас на столе? (Мы не можем найти объем, так как не знаем формулы).

- А каким образом мы сможем найти объем такого тела? (Дети высказывают мнения).

- Попробуйте практически как это сделать.

(1. Измерить уровень воды в мензурке.

2. Опустить  тело в воду.

3. Измерить уровень воды с телом.

4. Найти  разность между значениями второго и первого замеров.)

- Какие объемы у вас получились? (называют).

- Итак, чему равен объем предмета, найденный таким способом? Что происходит с водой при опускании тела? (Объем тела равен объему вытесненной воды)

        

- А теперь после такого открытия немного отдохнем!

- Итак, готовы работать дальше!

- Ребята, давайте проверим, верны ли ваши предположения.

- Возьмем прямоугольный параллелепипед и найдем его объем. Как это сделать? (Указывают два способа).

- Найдем объем двумя способами и сравним их. Что получилось?

(Способы разные, а объем одинаковый).

- Ребята, давайте посмотрим, как же Архимед помог царю найти объем короны.

- Какой вывод можете сделать?

- А есть еще один измерительный прибор. С помощью него мы также можем найти объем предмета. (Непроливайка)

- Ребята, какой скоро праздник?  (23 февраля).

- Я решила сделать подарок своему брату-военному (демонстрирую танк - мыло ручной работы). Он у меня военный. А так как наши ребята – будущие Защитники Отечества, то вы тоже можете поздравить их таким подарком.

Показываю исходный материал для изготовления мыла.

- Как определить, сколько нужно такого материала, чтобы изготовить 10 танков? (С помощью непроливайки определить объем танка, так как он неправильной формы. С помощью линейки измерить длину, ширину, высоту бруска материала и вычислить его объем. Затем просчитать, сколько примерно исходного материала понадобится для изготовления подарков).

- Ребята, действительно ли наш урок прошел под этим девизом?

- На доске вы видите мензурку и формулы: те способы, с помощью которых мы находили объем разных фигур. Возьмите фигуры  на столе и прикрепите их к тому способу, который показался вам наиболее интересным.

- Благодарю всех за урок. Все свободны. До свидания.

Дети отвечают на вопросы. В ходе обсуждения приходят к выводу, что у фигур можно площадь поверхности и объем

Находят ответ на поставленный вопрос.

Формулируют тему урока.

Дети записывают   тему урока в тетради.

Вспоминают правило нахождения объема, единицы его измерения.

Дети выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.

Дети выстраивают алгоритм нахождения объема тел.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке.

Анализируют, что при проверке знаний они проявили самостоятельность, требовательность. При работе в парах оказали взаимопомощь.

Во время урока им потребовалась внимательность, собранность, проявление смекалки.

а) познавательные УУД:

— развитие умение применять математические знания к реальным жизненным ситуациям;

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения  применять  полученные знания  при решении примеров;

б) коммуникативные УУД:

— формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать,

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки;

в) регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

3.Личностные:мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: учатся выделять существенную информацию;

б) регулятивные: оценивают правильность ответов;

в) коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.

а) Познавательные УУД:

в ходе выполнения устных упражнений учащиеся делают вывод, как найти объем тела неправильной формы

б) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

в) коммуникативные:

учить точно и грамотно выражать свои мысли

Познавательные: формировать умение находить объем тел неправильной формы;

регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий;

коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, коррекция, оценка своего действия).

коммуникативные – умеют слушать других,  учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Список использованной литературы:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс – М.: Мнемозина, 2011.
  2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Дорохов А.А., Артоболевский И.И. «Что такое. Кто такой» в 3-х томах, «Педагогика» 1975 г.
  4.  Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2011 – 368 с.
  5. Фрещенко Т., Вожегова В., Физика 4-11 класс, справочник школьника, филологическое общество «СЛОВО», Москва 1995 г.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Расскажи мне и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать самому – и я пойму. Конфуций.

Слайд 2

a c b

Слайд 4

Объем тел

Слайд 5

1 0 дм 10 дм 10 дм 5 дм 4 дм 8 дм 1 0 дм 8 дм 10 дм 10 дм 5 дм 3 дм 640дм 3 200 дм 3 150 дм 3 1000 дм 3

Слайд 11

V=abc

Слайд 12

«Расскажи мне и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать самому – и я пойму. Конфуций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...

Технологическая карта урока "Текст как форма представления информации"

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Текст как форма представления информации"...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...

Технологическая карта. ТЕМА «Как образуются формы слова»

ЦЕЛЬ УРОКА:  1)    Дать понятие окончания как изменяемой морфемы.2)   Уметь соотносить окон­чание с его грамматиче­ским значением (формой слова).3)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА . Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Предмет: биологияКласс: 10 «А»Тип урока: урок освоения новых знанийФорма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.Тема...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...