Технологическая карта урока "Текст как форма представления информации"
план-конспект урока (информатика и икт, 5 класс) по теме

Агафодорова Марина Сергеевна

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Текст как форма представления информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2skhema_tk.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА   ПО ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

Учитель

Агафодорова Марина Сергеевна

Тема урока

Текст как форма представления информации

Цель урока:

Формирование информационной культуры и развитие творческого мышления через осмысление текста как формы представления информации

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- различает понятие текст и текстовая информация

- раскрывает понятие письменный текст

- раскрывает понятие текст и текстовая информация

- умеет работать с текстовой информацией на компьютере

- анализирует представление о возникновение письменности

- обосновывает значимость понятия текст

- аргументировано обосновывает, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Иметь представление о формах представления информации

Акцентировать внимание на смысловом аспекте текста;

Знать основные понятия текст и текстовая информация

Мировоззренческая идея

Текст это наиболее распространенная форма представления информации в мире

Программное содержание

Раздел  «информация вокруг нас» развивает тему «форму представления информации»

План изучения нового материала

  1. Что такое текст?
  2. Что такое текстовая информация?
  3. Что такое письменный текст?
  4. Возникновение письменности
  5. Работа на компьютере в паре или индивидуальная

Основные понятия

Текст, текстовая информация, письменный текст

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Форма урока

традиционная

Технология

объяснительно-иллюстративный метод

Мизансцена урока

Компьютерный класс: работа за компьютером в паре или индивидуальная (10 компьютеров)

Оборудование урока

ПК, рабочая тетрадь Л.Босова, Информатика 5 класс, дидактический материал, раздаточный материал, презентация «Возникновение письменности», мультимедийный проектор

Домашнее задание

§ 1.9, рабочая тетрадь № 10-12 стр.16.,№35 – стр.38 (построить одну из цепочек по выбору)

ХОД УРОКА

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Приветствие учащихся.

Отметка отсутствующих на уроке.

Проверка готовности к уроку.

Стоя

Дежурный

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

называет новый вид представления информации

Объяснительно иллюстративный метод

Беседа

Посмотрите на слайды

1 слайд фотографии, числа, картинка

2 слайд

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Поморгаем мы немножко.

Постоим, посмотрим в окошко.

Другу руку мы протянем,

                        Вместе с ним за парту сядем

Представлена ли на слайдах информация?

Какие способы представления информации вы знаете?

А как бы вы назвали информацию на втором слайде?

На 2 слайде представлена информация в виде текста.

Главный вопрос урока:

Может ли быть текст как форма представления информации?

Фронтально

слайд

Анализируют,

Делают выводы

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)

- раскрывает понятие текст и текстовая информация

- раскрывает понятие письменный текст

умеет работать с текстовой информацией на компьютере

1.Объяснение учителя

Репредуктиный метод

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.

Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.

2. Метод проектов. Выступление ученика

Компьютерная презентация «Возникновение письменности».

Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в текст, надо его заново переписать.

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

Проблемный

А теперь Вам вопрос: «Можно ли компьютер назвать универсальным средством для работы с текстовой информацией и почему?»

Компьютер – это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

3. Работа на компьютере

№1. Интеграция с литературой

Инструкция: слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова.  Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

(мороз и солнце день чудесный)    

                       

№2. Частично - поисковый метод

        Наберите на клавиатуре буквосочетание

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ                      

разделив его пробелами и запятыми, докажите, что оно имеет несколько прочтений.

        Что у Вас получилось?

№3  Частично - поисковый метод

Конкурс «Кто больше?» Из букв данного слова требуется составить как можно больше других слов. Слово: клавиатура

        Подведём итоги конкурса (взаимопроверка)

Запись в тетрадях

Учебник

слайд

Слушают, смотрят

презентация

слайды

Высказывают свои точки зрения

Самостоятельно

самостоятельно

слайд

самостоятельно

взаимопроверка

слайд

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

различает понятие текст и текстовая информация

аргументировано обосновывает, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа

аргументировано обосновывает, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа

Задание 1. Частично поисковый метод

 Ответить на вопрос:

Является ли текстом или текстовой информацией:

  • Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».
  • Фотография в альбоме.
  • Написанное вами сочинение.
  • Схема метрополитена г. Москва.
  • Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.
  • Просмотренная картина.

Задание 2. Исследовательский метод

Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.

Давайте вспомним фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ                        

Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа – запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

Задание 3. Метод исследовательский

Выполняем самостоятельно.

Переставляя буквы исходного слова, составьте другие слова, например: адрес – среда.                                                                                      

Ров – вор, год - дог, нос - сон, арфа - фара, кума –мука, пион - пони, лапка - палка, каприз -приказ, карета - ракета, ладошка – лошадка, мошкара – ромашка.

        Проверяем, смотрите на экран. У кого получились другие слова? Какой можно сделать вывод? (Если в слове переставить буквы, то меняется его смысл.)

Фронтальная работа

слайд

Фронтальная работа

Слайд

Фронтальная работа

слайд

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

За активную работу на уроке получают оценки

За работу на компьютере

слушают