Рабочая программа по математике в коррекционной школе
рабочая программа

Коррекционная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_po_fgos_dlya_sayta.docx84.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа  по математике для 5-9 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Программа создана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой, авторов В. В. Эк, М. Н. Перовой, Т. В. Алышевой  (М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015 год) и ориентирована на учебники:  «Математика» 5 класс, авторы М. Н. Перова, Г. М. Капустина, 2020 год, «Математика» 6 класс, авторы М. Н. Перова, Г. М. Капустина, 2020 год, «Математика» 7 класс, автор Т. В. Алышева, 2020 год, «Математика» 8 класс, автор В. В. Эк, 2020 год, «Математика» 9 класс, автор М.Н. Перова.

Цель преподавания математики в коррекционной школе состоит в том, чтобы:

- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

В процессе обучения математики в 5-9 классах решаются следующие задачи:

- Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной  жизни;

- Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышения уровня общего развития;

- Воспитание положительных качеств и свойств личности.

Характеристика учебного предмета

Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в 1-4 классах. Распределение учебного материала, также как и на предыдущем этапе, осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.

В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Программа составлена на 170 часов в 5, 6, 7, 8 классах и на 136 в 9, в соответствии с учебным планом школ, рассчитана на 5 лет обучения.

      Принципы реализации программы

  1. Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  2. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  3. Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

     

Отличительные особенности рабочей программы:

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение

некоторых тем, перенесены изучаемые темы.

Обучение математике в данной школе должно носить предметно-практическую направленность с постепенным переходом к практико-теоретическому обучению в старших классах, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.

      Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах, к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

       При отборе математического материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается учащимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении.

      После изложения программного  материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.)

     Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК, педагогическим советом школы.

Педагогическая дифференциация учащихся (по Воронковой):

​ 1 группа: задания выполняют самостоятельно, требуется активизирующая помощь;

Все задания выполняются самостоятельно, ученик не испытывает больших затруднений при выполнении измененного задания. Умеет объяснять свои действия словами, сознательно усваивает программный материал. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

​  2 группа: понимают фронтальное объяснение, но самостоятельно сделать выводы не могут, требуется организующая помощь;

ученик в основном понимает фронтальное объяснение
учителя, неплохо запоминает изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы, обобщения не в состоянии. Он нуждается в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Немного снижен темп работы, допускает ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.

​ 3 группа: с трудом усваивают учебный материал, низкая самостоятельность, темп усвоения – низкий;

ученик, который с трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-
практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания того, что сообщается. Ему трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Трудно понять материал во время фронтальных занятий, он нуждается в дополнительном разъяснении. Его отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала достаточно низкий.

Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.

​  4 группа: необходимы дополнительные приемы обучения, постоянный контроль, подсказки.

Относятся учащиеся, которые овладевают учебным
материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большего количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используются верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как
новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.

     Учителю коррекционной школы необходимо постоянно учитывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задания на слух и зрительно. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники. В течении всех лет обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический материал.

     Подбор для занятий соответствующих игр – одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Учитель подбирает игры и продумывает методические приемы работы с ними на уроках и во внеурочное время. Но нельзя забывать, что игры только вспомогательный материал. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся считать устно без наличия вспомогательных средств обучения.

    Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках математики.

     Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.

   Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.

   Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.

    Геометрический материал в 1-4 классах, изучается на уроках математики, а в 5-9 классах, из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала.

    Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ (за учебную четверть, полугодие, учебный год). Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса по 5-бальной системе.

     Знания учащихся, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с ее содержанием, а перевод в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе, которая меняется по итогам учебных достижений.

Общая характеристика учебного предмета

Цель и задачи преподавания математики в коррекционной школе состоит:

- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

5 класс

Овладеть знаниями и навыками вычисления в пределах1000, решения задач, соответствующих возрасту.

  • Приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе;
  • об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах;
  • о задачах на кратное и разностное сравнение,
  • нахождение периметра многоугольника;
  • о единицах измерения длины, массы, времени;

Школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.

Продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Это способствует более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений.

При изучении дробей организовывается с обучающимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

На решение арифметических задач отводится не менее половины учебного времени, уделяется большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.

6 класс

Овладеть знаниями и навыками вычисления в пределах10000, решения задач, соответствующих возрасту.

  • Приобретение знаний о нумерации в пределах 10000 и арифметических действиях в данном пределе;
  • об основном свойстве обыкновенных дробей ;
  • о задачах на зависимость между расстоянием, скоростью, временем;
  • о различных случаях расположения прямых на плоскости и в пространстве;
  • знакомство с элементами куба, бруса.

В 6 классе школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 10 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.

Особое внимание уделяю формированию у обучающихся умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин, постоянно включаются в содержание устного счета на уроке. Упражнения по устному счету подобраны разнообразные по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересные по изложению.

Продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, способствуют более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.

При изучении дробей организовывается с обучающимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

Арифметические задачи решаются на каждом уроке, уделяется большое внимание самостоятельной работе, при этом осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход.

7класс

Формировать и развивать математические знания и умения, необходимых для решения практических задач в пределах 100000.

  • приобретение знаний об умножении и делении на двузначное число в пределах 100000; делении с остатком;
  • о приведении обыкновенных дробей к общему знаменателю;
  • о получении, записи десятичных дробей, их сложении и вычитании, нахождении десятичной дроби от числа.

В 7 классе обучающиеся знакомятся с многозначными числами в пределах

1 000000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Устный счет выполняется в пределах 1000, с круглыми числами, с числами, полученными при измерении величин, постоянно включаются в содержание устного счета на уроке. Упражнения разнообразные по содержанию и интересные по изложению.

Продолжается работа с числами, полученными при измерении величин. Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, способствуют отработке навыков выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.

При изучении дробей отрабатывается правило приведения обыкновенных дробей к общему знаменателю.

На решение арифметических задач отводится не менее половины учебного времени, уделяется большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.

8класс

Формировать и развивать математические знания и умения (в пределах 1млн.), необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;

  • приобрести знания о многозначных числах в пределах 1000000,
  • производить арифметические действия с целыми и дробными числами, в том числе с числами, полученными при измерении,
  • арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, их преобразования;
  • о построении и измерении углов с помощью транспортира,
  • о построении геометрических фигур, относительно оси и центра симметрии,
  • о нахождении площади фигур;

В 8 классе обучающиеся продолжают знакомиться с многозначными числами в пределах 1 000000.

Продолжается работа с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Обучающиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14р. 02 к. и т. п.).

Обучающиеся отрабатывают навыки выражения измеряемых величин десятичными дробями и произведение вычисления в десятичных дробях.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Проводится тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.

9класс

Формировать и развивать математические знания и умения, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;

  • Приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000000,
  • произведение арифметических действий с целыми и дробными числами, в том числе с числами, полученными при измерении,
  • арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями, их преобразования;
  • нахождение процентов от числа, числа по его доле или проценту,
  • о построении и измерении углов с помощью транспортира,
  • о построении геометрических фигур, относительно оси и центра симметрии, нахождении площади фигур;
  • Обучение применению математических знаний в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни;

В 9 классе, обучающиеся продолжают работать с многозначными числами в пределах 1000 000. Они отрабатывают навыки выделять классы и разряды.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями.

Выполняют арифметические действия с числами, полученными при измерении величин. Преобразуют измеряемые величины в десятичные дроби.

Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.

К окончанию 9 класса обучающиеся должны уметь вычислять площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, знать и уметь применять единицы измерения площади и объема.

Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

На решение арифметических задач отводится не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся учатся преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей. Тексты арифметических задач подобраны с учетом тематики курса СБО.

При изучении геометрического материала обучающиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Особое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Методология преподавания математики

Методы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение); практический метод; наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);  работа с учебником.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению (познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха);
    методы стимулирования мотивов старательности (убеждение, приучение, поощрение, требование).
  3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;  фронтальные, групповые или индивидуальные;  итоговые и текущие.

Формы:

  1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные).
  2. Традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа).
  3. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.

Виды деятельности

- устное и письменное решение примеров и задач;

- практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

- самостоятельная работа с учебником. 

 

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

6.          Развитие самостоятельности, аккуратности

Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.

Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.

Природоведение, биология. Ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы.

География. При изучении темы «План местности и географическая карта» учащиеся используют такие математические понятия, как угол, градусная мера углов, окружность, длина окружности, дробь, единицы длины; масштаб, виды масштабов; умение определять расстояния по плану и карте. 

Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.

Трудовое обучение. Построение чертежей, расчеты при построении.

СБО. Арифметические задачи, связанные с социализацией.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математика» в старших классах, относится к образовательной области «Математика» и рассчитана на 5 лет.

5 класс – 5 часов в неделю – 34 учебных недели – всего 170 часов

6 класс - 5 часов в неделю – 34 учебных недели – всего 170 часов

7 класс - 5 часов в неделю – 34 учебных недели – всего 170 часов

8 класс - 5 часов в неделю – 34 учебных недели – всего 170 часов

9 класс – 4 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 136 часов

Перечень обязательных контрольных работ

5 класс

- Контрольная работа по повторению (вводная);

- Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»;

            - Самостоятельная работа по теме «Нумерация в пределах 1000»;

- Контрольная работа за I четверть;

- Самостоятельная работа по теме «Единицы измерения длины, массы, стоимости»;

- Самостоятельная работа «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков в пределах 1000»;

- Контрольная работа «Устное сложение и вычитание в пределах 1000»;

- Самостоятельная работа по теме «Треугольник»;

- Контрольная работа за II четверть;

- Контрольная работа по теме «Письменное сложение и вычитание в пределах 1000»;

- Контрольная работа по теме: «Обыкновенные дроби»;

- Самостоятельная работа «Построение треугольников, окружности»;

- Контрольная работа за III четверть;

- Проверочная работа «Умножение и деление чисел без перехода через разряд»;

- Самостоятельная работа «Масштаб, построение с использованием масштаба»;

- Итоговая контрольная работа.

6 класс

- Контрольная работа (входная по повторению);

- Самостоятельная работа по теме «Нумерация в пределах 1 000 000»;

- Контрольная работа за I четверть;

- Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 10 000».

- Контрольная работа за II четверть.

            - Проверочная работа по теме «Обыкновенные дроби».

- Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел».

- Самостоятельная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние».

- Проверочная работа по теме «Умножение на однозначное число и круглые десятки».

- Контрольная работа за III четверть.

- Контрольная работа «Умножение и деление многозначных чисел».

-  Итоговая контрольная работа по теме «Все действия с числами в пределах 10 000».  

7 класс

- Контрольная работа (входная по повторению)

- Контрольная работа  «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000».

- Контрольная работа за I четверть.

- Самостоятельная работа «Умножение и деление на 10, 100, 1000»

- Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении »

- Контрольная работа «Умножение и деление чисел, полученных при измерении» за II четверть.

- Контрольная работа «Умножение и деление чисел на круглые десятки»

- Самостоятельная работа «Умножение и деление именованных чисел на круглые десятки»

- Проверочная работа «Умножение на двузначное число».

- Проверочная работа «Деление на двузначное число».

- Контрольная работа  за III четверть.

- Контрольная работа «Обыкновенные дроби»

- Самостоятельная работа «Десятичные дроби»

- Итоговая контрольная работа

8 класс

            - Контрольная работа «Нумерация чисел» (вводная)

            -  Контрольная работа «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»  

- Контрольная работа за I четверть.

- Контрольная работа «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

- Контрольная работа «Обыкновенные дроби»

- Контрольная работа за II четверть

- Самостоятельная работа «Сложение и вычитание целых и дробных именованных чисел»

- Контрольная работа «Умножение и деление обыкновенных дробей»

- Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с заменой их десятичной дробью»

- Самостоятельная работа «Площадь»

- Контрольная работа за III четверть

- Контрольная работа «Умножение и деление»

- Итоговая контрольная работа.

9 класс

- Контрольная работа (вводная по повторению).

           - Самостоятельная работа «Десятичные дроби»;

- Контрольная работа  по теме «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»;

- Контрольная работа за I четверть.

- Контрольная работа «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей»;

- Контрольная работа «Проценты», за II четверть.

- Самостоятельная работа по теме «Объём»;

- Проверочная работа «Обыкновенные и десятичные дроби»;

- Контрольная работа «Сложение и вычитание дробных чисел».

- Проверочная работа «Умножение и деление дробных чисел»;

- Контрольная работа за III четверть.

- Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

- Итоговая контрольная работа  «Все действия с числами».

Личностные, предметные результаты освоения предмета

Изучение математики в 5-9 классах направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599, (вариант 1), определяет 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Личностные результаты:

5 класс

- Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

-слушать и правильно выражать свои мысли;

- работать в группе: уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- ориентироваться в учебнике, по таблицам и у доски;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо – хорошо);

- выполнять задания в соответствии с алгоритмом под руководством учителя слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- работать в паре и в группе: умение договариваться с людьми, уважительно относиться к мнению другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- понимание личной ответственности за бережное отношение к природе, соблюдение здорового образа жизни;

- понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;

самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать свою деятельность.

6 класс

-слушать и правильно выражать свои мысли;

- работать в группе: уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- ориентироваться в учебнике, по таблицам и у доски;

- понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

- иметь представление о связи математики с окружающим миром;

ответственно относиться к учению, проявлять интерес к предмету;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо – хорошо);

- выполнять задания в соответствии с алгоритмом под руководством учителя;

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- работать в паре и в группе: умение договариваться с людьми, уважительно относиться к мнению другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- понимание личной ответственности за бережное отношение к природе, соблюдение здорового образа жизни;

-понимать роль математических действий, количественных отношений, зависимостей в окружающем мире и жизни человека;

-понимать причины успеха в учебе;

- понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;

самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать свою деятельность.

7 класс

- работать в паре и в группе: умение договариваться с людьми, уважительно относиться к мнению другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- ориентироваться в учебнике, по таблицам и у доски;

- понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

- понимать роль математических действий, количественных отношений, зависимостей в окружающем мире и жизни человека;

-понимать причины успеха в учебе;

- понимать нравственное содержание поступков самого себя и окружающих людей;

- выполнять задания в соответствии с алгоритмом под руководством учителя;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- понимание личной ответственности за бережное отношение к природе, соблюдение здорового образа жизни;

- понимать роль математических действий, количественных отношений, зависимостей в окружающем мире и жизни человека;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);

самостоятельно выполнять задания в соответствии с алгоритмом и оценивать свою деятельность.

  1. класс

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- работать в паре, в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- ответственно относиться к учению, проявлять интерес к предмету;

- стать более успешным в учебной деятельности;

- умение оценивать свою деятельность по образцу, по инструкции;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо – хорошо);

- понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

- иметь представление о связи математики с окружающим миром;

- сформировать представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

- понимать и принимать правила работы в группе, в коллективе: умение договариваться с людьми, уважительно относиться к мнению другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- проявлять мотивацию к изучению математики и расширять знания для решения новых учебных задач;

- стремиться к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) в учебной деятельности;

- понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

- осознавать смысл, оценивать и анализировать свои поступки и поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм;

- сформировать понимание личной ответственности за бережное отношение к природе, соблюдение здорового образа жизни;

- понимать роль математических действий, количественных отношений, зависимостей в окружающем мире и жизни человека.

  1. класс

- ответственно относиться к учению, проявлять интерес к предмету;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- работать в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- стать более успешным в учебной деятельности;

- умение оценивать свою деятельность по образцу, по инструкции;

- понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

- иметь представление о связи математики с окружающим миром;

- проявлять мотивацию к изучению математики и расширять знания для решения новых учебных задач;

- сформировать представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

- понимать и принимать правила работы в группе, в коллективе: умение договариваться с людьми, уважительно относиться к мнению другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- стремиться к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) в учебной деятельности;

- понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

- сформировать понимание личной ответственности за бережное отношение к природе, соблюдение здорового образа жизни;

- понимать роль математических действий, количественных отношений, зависимостей в окружающем мире и жизни человека.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

5 класс

Обучающиеся должны знать:

-десятичный состав чисел в пределах 1000;

-разряды и классы;

-понятие обыкновенных дробей;

-компоненты арифметических действий и правила нахождения компонентов.

Обучающиеся должны уметь:

-устно складывать и вычитать круглые числа без перехода через разряд;

-читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать числа в пределах 1000;

-чертить нумерационную таблицу, обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа в пределах 1000;

-округлять числа в пределах 100 до разряда десятков;

-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000;

-выполнять проверку арифметических действий;

-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами стоимости, длины, массы без перехода через разряд;

-сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-решать простые задачи на разностное и кратное сравнение.

Обучающиеся должны знать:

-десятичный состав чисел в пределах 1000;

-разряды и классы;

-понятие и определение обыкновенных дробей;

-компоненты арифметических действий и правила нахождения компонентов;

-различие видов треугольников;

-геометрические тела: куб, брус, шар.

Обучающиеся должны уметь:

-устно складывать и вычитать круглые числа в пределах 100;

-читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1000;

-чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу;

-округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000;

-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 1000;

-выполнять проверку арифметических действий;

-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы;

-сравнивать обыкновенные дроби;

-складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел;

-чертить треугольники по разным данным;

-чертить отрезок в определённом масштабе;

-выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.

6 класс

Обучающиеся должны знать:

-десятичный состав чисел в пределах 1000;

-разряды и классы;

-обыкновенные дроби;

-зависимость между расстоянием, скоростью, временем.

Обучающиеся должны уметь:

-устно складывать и вычитать круглые числа без перехода через разряд;

-читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать

числа в пределах 10000;

-чертить нумерационную таблицу, обозначать разряды и классы, вписывать в нее

числа в пределах 10000;

-округлять числа в пределах 1000 до разряда десятков;

-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число без перехода через

разряд в пределах 10000;

-выполнять проверку арифметических действий;

-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

одной двумя мерами стоимости, длины, массы без перехода через разряд;

-сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-решать простые задачи на нахождение скорости, расстояния, времени.

Обучающиеся должны знать:

-десятичный состав чисел в пределах 1000000;

-разряды и классы;

-основное свойство обыкновенных дробей;

-зависимость между расстоянием, скоростью, временем;

-различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

-свойства граней и ребер куба.

Обучающиеся должны уметь:

-устно складывать и вычитать круглые числа;

-читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать

(больше, меньше) числа в пределах 1000000;

-чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее

числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу;

-округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;

-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число и круглые десятки

числа в пределах 10000, выполнять деление с остатком;

-выполнять проверку арифметических действий;

-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

двумя мерами стоимости, длины, массы;

-сравнивать смешанные числа;

-заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;

-складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратноесравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;

-чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;

-чертить высоту в треугольнике;

-выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.

7 класс

Обучающиеся должны знать:

-десятичный состав чисел в пределах 10000;

-разряды и классы;

-обыкновенные дроби;

-зависимость между расстоянием, скоростью, временем.

Обучающиеся должны уметь:

-устно складывать и вычитать круглые числа без перехода через разряд;

-читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать

числа в пределах 10000;

-чертить нумерационную таблицу, обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа в пределах 10000;

-округлять числа в пределах 1000 до разряда десятков;

-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 10000;

-выполнять проверку арифметических действий;

-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами стоимости, длины, массы без перехода через разряд;

-сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-решать простые задачи на нахождение скорости, расстояния, времени.

Обучающиеся должны знать:

-десятичный состав чисел в пределах 1000000;

-разряды и классы;

-основное свойство обыкновенных дробей;

-зависимость между расстоянием, скоростью, временем;

-различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

-свойства параллелепипеда, понятие симметрии.

Обучающиеся должны уметь:

-устно складывать и вычитать круглые числа;

-читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1000000;

-чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;

-округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;

-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000, выполнять деление с остатком;

-выполнять проверку арифметических действий;

-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы;

-сравнивать смешанные числа;

-заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;

-складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

-приводить дроби к общему знаменателю;

-решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;

-чертить параллелепипед с помощью циркуля и линейки;

-чертить высоту в треугольнике;

-определять расположение фигур по отношению друг друга.

8 класс

Учащиеся должны знать:

-элементы транспортира;

-размеры прямого, острого, тупого угла;

-наиболее употребительные единицы площади.

Учащиеся должны уметь:

-присчитывать и отсчитывать разрядные единицы в пределах 100000;

-выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел,

десятичных дробей на однозначное число;

-находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной дробью;

-строить и измерять углы с помощью транспортира;

-вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

-вычислять среднее арифметическое нескольких чисел.

Учащиеся должны знать:

-величину 1 градуса;

-размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму

углов треугольника;

-элементы транспортира;

-единицы измерения площади, их соотношения;

-формулы длины окружности, площади круга.

Учащиеся должны уметь:

-присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в

пределах 1000000;

-выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,

двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;

-находить число по одной доле, выраженной обыкновенной или десятичной

дробью;

-находить среднее арифметическое нескольких чисел;

-решать арифметические задачи на пропорциональное деление;

-строить и измерять углы с помощью транспортира;

-строить треугольники по заданным длинам стон и величине углов;

-вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

-вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;

-строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра

симметрии.

9 класс

Должны знать:

-величину 1 градуса;

-размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму

углов треугольника;

-элементы транспортира;

-единицы измерения площади, их соотношения;

Должны уметь:

-присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в

пределах 1000000 по образцу;

-выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей с помощью учителя;

-находить число по одной доле, выраженной обыкновенной или десятичной

дробью;

-решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1 % от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;

-строить и измерять углы с помощью транспортира с помощью учителя;

-строить треугольники по заданным длинам стон и величине углов;

-уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

-вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;

-строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

Должны знать:

-табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

-названия, обозначения соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

-натуральный  ряд чисел от 1 до 1 000 000;

-геометрические фигуры и тела, свойства элементов  треугольника, прямоугольника, параллелограмма,  четырехугольника,  шестиугольника, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. 

Должны уметь:

-выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;

-выполнять письменные арифметические Действия с натуральными числами и десятичными дробями;

-складывать, вычитать умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

-находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа,  число по его доле или проценту;

-решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные   задачи в 2, 3,4 арифметических действия;

-вычислять  площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

-различать геометрические фигуры и тела; строить с помощью  линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольника, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда

Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся V-IX классов:

Регулятивные УУД:

•  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

•  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

•  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.
  • передать содержание в сжатом или развернутом виде.
  • строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи.
  • уметь осуществлять анализ объектов, делать выводы «если …то…».

 

 Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

•  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

•  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

  • уметь принимать точку зрения другого.
  • уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.
  • уметь слушать других и уважительно относиться к мнению других.

Содержание учебного курса:

Наименование разделов и тем учебного предмета

Кол-во часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

5 класс

Сотня

16

Счет до 100 и обратно.

Разряды чисел, сравнение чисел. Увеличение (уменьшение) на несколько единиц, задачи в одно-два действия.

Трудные случаи табличного умножения и деления.

Составление задач по краткой записи.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании.

Контрольная работа по повторению (входная).

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Тысяча

43

Нумерация чисел в пределах 1000. Округление чисел до десятков и сотен.

Римская нумерация.

Меры стоимости, длины, массы.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Сложение и вычитание круглых сотен, десятков.

Сложение, вычитание без перехода через разряд.

Разностное и кратное сравнение чисел.

Самостоятельная работа по теме «Нумерация в пределах 1000».

Контрольная работа за I четверть.

Самостоятельная работа по теме «Единицы измерения длины, массы, стоимости».

Самостоятельная работа «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков в пределах 1000».

Контрольная работа «Устное сложение и вычитание в пределах 1000».

Контрольная работа за II четверть.

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

17

Сложение с переходом через разряд.

Вычитание с переходом через разряд.

Контрольная работа «Письменное сложение и вычитание в пределах 1000».

Обыкновенные дроби

12

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.

Образование дроби.

Сравнение дробей.

Правильные и неправильные дроби.

Контрольная работа по теме: «Обыкновенные дроби».

Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

7

Замена крупных мер мелкими.

Замена мелких мер крупными.

Мера времени. Год.

Контрольная работа по теме за III четверть

Умножение и деление чисел

34

Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100.

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

Умножение и деление двузначных, трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд.

Проверка умножения и деления.

Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Проверочная работа «Умножение и деление чисел без перехода через разряд».

Итоговая контрольная работа.

Все действия в пределах 1000

9

Все арифметические действия с числами в пределах 1000 (повторение).

Геометрический материал

32

Линия, отрезок, луч (повторение).

Углы (повторение).

Четырехугольники (повторение).

Периметр многоугольника.

Треугольники.

Различие треугольников по видам углов и длинам сторон.

Построение треугольников.

Круг, окружность, линии в круге.

Масштаб.

Прямоугольник (квадрат).

Куб, брус, шар.

6 класс

Тысяча

15

Нумерация (повторение).

Простые и составные числа.

Арифметические действия с целыми числами.

Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание.

Контрольная работа (входная по повторению).

Нумерация многозначных чисел (1 000 000)

43

Нумерация чисел в пределах 1 000 000.

Римская нумерация.

Сложение и вычитание (устное и письменное) чисел в пределах 10 000.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Самостоятельная работа по теме «Нумерация в пределах 1 000 000».

Контрольная работа за I  четверть.

Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 10 000».

Контрольная работа за II четверть

Обыкновенные дроби

21

Обыкновенные дроби.

Образование смешанного числа.

Сравнение смешанных чисел.

Основное свойство дроби.

Преобразование обыкновенных дробей.

Нахождение части от числа.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Проверочная работа по теме «Обыкновенные дроби».

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел».

Скорость. Время. Расстояние.

7

Понятие скорости, времени и расстояния.

Решение задач на движение.

Встречное движение.

Самостоятельная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние».  

Умножение и деление многозначных чисел

31

Умножение многозначных чисел на однозначное и круглые десятки.

Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

Деление с остатком.

Проверочная работа по теме «Умножение на однозначное число и круглые десятки».

Контрольная работа за III четверть.

Контрольная работа «Умножение и деление многозначных чисел».

Повторение

19

Все действия с числами в пределах 10 000

Итоговая контрольная работа

Геометрический материал

34

Повторение о линиях, многоугольники, круг, окружность, линии в круге.

Взаимное положение прямых на плоскости.  

Высота треугольника.

Параллельные прямые.

Построение параллельных прямых.

Взаимное положение прямых в пространстве.

Куб, брус, шар.

Масштаб.

Обобщение изученного (повторение)..

7 класс

Нумерация

8

Нумерация чисел (повторение) в пределах 1 000 000.

Числа, полученные при измерении.

Контрольная работа (входная по повторению)

Сложение и вычитание многозначных чисел.

8

Устное сложение и вычитание.

Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.

Письменное сложение и вычитание.

Контрольная работа  «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000».

Умножение и деление чисел на однозначное число

17

Устное умножение и деление.

Письменное умножение и деление.

Деление с остатком.

Контрольная работа за I четверть

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000

6

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.

Деление с остатком на 10, 100, 1000

Числа, полученные при измерении

23

Преобразование чисел, полученных при измерении.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Умножение и деление чисел, полученных при измерении на однозначное число.

Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000.

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении ».

Контрольная работа «Умножение и деление чисел, полученных при измерении» за II четверть.

Умножение и деление на круглые десятки

18

Умножение и деление на круглые десятки.

Умножение и деление чисел, полученных при измерении,  на круглые десятки.

Деление с остатком на круглые десятки.

Контрольная работа «Умножение и деление чисел на круглые десятки»

Самостоятельная работа «Умножение и деление именованных чисел на круглые десятки»

Умножение и деление на двузначное число

19

Умножение на двузначное число.

Деление на двузначное число.

Деление с остатком на двузначное число.

Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число.

Проверочная работа «Умножение на двузначное число».

Проверочная работа «Деление на двузначное число».

Контрольная работа за III четверть.

Обыкновенные дроби

14

Обыкновенные дроби.

Приведение к общему знаменателю.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Контрольная работа «Обыкновенные дроби»

Десятичные дроби.

17

Получение, запись и чтение десятичных дробей.

Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей.

Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.

Сравнение десятичных долей и дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Нахождение десятичной дроби от числа.

Самостоятельная работа «Десятичные дроби»

Итоговая контрольная работа

Все действия с числами

8

Меры времени.

Задачи на движение.

Повторение изученного.

Геометрический материал

32

Виды линий, сложение и вычитание отрезков, углы. Взаимное расположение прямых на плоскости и в пространстве.

Круг, окружность.

Треугольники (виды, построение, периметр).

Четырехугольники (виды, построение, периметр).

Сравнение четырехугольников.

Взаимное расположение фигур.

Симметрия.

Куб, брус.

Масштаб.

8 класс

Нумерация чисел

11

Числа целые и дробные

Нумерация чисел в пределах 1 000 000

Контрольная работа «Нумерация чисел» (вводная)

Сложение и вычитание целых и десятичных чисел

5

Сложение и вычитание целых и десятичных чисел.

Контрольная работа «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей

15

Умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на 10, 100 и 1000.

Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи.

Умножение и деление на двузначное число.

Контрольная работа за I четверть.

Обыкновенные дроби

38

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Нахождение числа по одной его доле.

Сложение и вычитание целых и дробных чисел.

Контрольная работа «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Контрольная работа «Обыкновенные дроби»

Контрольная работа за II четверть

Обыкновенные и десятичные дроби

45

Преобразование обыкновенных дробей.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Целые числа, полученные при измерении величин. Десятичные дроби.

Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении величин, и десятичными дробями.

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с заменой их десятичной дробью».

Контрольная работа за III четверть.

Контрольная работа «Умножение и деление»

Арифметические действия с целыми и дробными числами

22

Арифметические действия с целыми и дробными числами

Итоговая контрольная работа.

Геометрический материал

34

Повторение: Взаимное положение прямых на плоскости, в пространстве. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Углы. Окружность.

Градус. Градусное измерение углов.

Симметрия.

Площадь фигур.

Геометрические тела.

Единицы измерения земельных площадей.

Окружность, сектор, сегмент. Диаграммы.

Самостоятельная работа «Площадь»

9 класс

Нумерация

7

Нумерация в пределах 1 000 000 (повторение).

Контрольная работа (вводная по повторению).

Десятичные дроби

27

Преобразование десятичных дробей.

Сравнение дробей.

Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин.

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.

Самостоятельная работа «Десятичные дроби».

Контрольная работа  «Сложение и вычитание целых и десятичных дробей».

Контрольная работа за I четверть.

Контрольная работа «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей».

Проценты

14

Понятие о проценте.

Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью.

Нахождение 1% числа.

Нахождение нескольких процентов числа.

Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа.

Нахождение числа по 1%.

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной.

 Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.

Контрольная работа «Проценты», за II четверть.

Обыкновенные дроби и десятичные дроби

34

Образование и виды дробей.

Преобразование дробей.

Сложение и вычитание дробей.

Умножение и деление дробей.

Все действия с дробями.

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Проверочная работа «Обыкновенные и десятичные дроби»

Контрольная работа «Сложение и вычитание дробных чисел».

Проверочная работа «Умножение и деление дробных чисел»

Контрольная работа за III четверть.

Контрольная работа «Арифметические действия с дробными числами»

Повторение

20

Нумерация.

Арифметические действия с целыми и дробными числами, с числами, полученными при измерении.

Итоговая контрольная работа  «Все действия с числами».

Геометрический материал

34

Линии, линейные меры.

Квадратные меры.

Меры земельных площадей.

Прямоугольный параллелепипед (куб).

Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда.

Объем. Меры объема.  

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда и куба.

Геометрические фигуры.

Геометрические тела.

Повторение.

Самостоятельная работа по теме «Объем».

   

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»

  1. Оценка устных ответов

      Отметка «5» ставится ученику, если он:

       -  дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает  и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

       - умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;

       - умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

       - правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

       - правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.

       «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:

       - при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

       - при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

       - при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

       - с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

      - выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

      Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если  ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

      «3» ставится ученику, если он:

      - при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

     - производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

     - понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

     - узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

     - правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.

     «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

     «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.

  1. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

       По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

       Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: в V-IX классах – 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

       В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи или 1-2-3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

       При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

       Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

       Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

       При оценке комбинированных работ:

       «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

       «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

       «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

       «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

       «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.

       При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

       «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

       «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

       «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

       «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

       «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

        При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.):

       «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

        «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

        «3» ставится, если не решена одна из двух-трех задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

        «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

        «1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигуры.

  1. Итоговая оценка умений и навыков
  1. За учебную четверть (кроме первой четверти первого класса) и за год знания. Умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства  обучения:

  • Мультимедийный проектор, компьютер;
  • Плакаты;
  • Раздаточный дидактический материал (карточки, наборы для конструирования и др.);
  • Учебная литература.

Основная литература:

  • М. Н. Перова, Г. М. Капустина «Математика» 5 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2020 год.
  • М.Н.Перова, И.М.Яковлева: Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 Просвещение 2016.
  • Г.М.Капустина, М.Н.Перова Математика: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2013.
  • М.Н.Перова, И.М.Яковлева: Рабочая тетрадь по математике для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М: Просвещение 2014г
  • Т.В.Алышева Математика: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2012.
  • Т.В.Алышева: Рабочая тетрадь по математике для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М: Просвещение 2016.
  • В.В.Эк Математика: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2012.
  • Т.В.Алышева: Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М: Просвещение 2016
  • М.Н. Перова Математика: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2012.
  • М.Н.Перова, И.М.Яковлева: Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 Просвещение 2016.

Дополнительная литература:

  • Программы  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, 2001 год
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, 2005 год
  • Ф. Р. Залялетдинова  «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» 5-9 классы, 2007 год
  • В. В. Эк «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе», 1983 год
  • М. Н. Перова, В. В. Эк «Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, 2005 год.
  • Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение 1989.
  • Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа  по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида  5-9 классов,...

Рабочие программы по предметам в коррекционной школе 8 вида

Рабочие программы для коррекционных школ-интернатов 8 вида для 4 классов по предметам: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительной искусство, развитие устной речи на ос...

Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная...

Рабочая программа по математике для коррекционной школы 9 класс

Программа предназначена для индивидуального бучения  коррекционной школы 9 класс...

Рабочая программа по математике для коррекционных школ

Рабочая программа по математике , 5 класс для детей с ОВЗ...