"Симметрия в биологии" Интегрированный урок 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс)

Потехина Татьяна Викторовна

Очень важной задачей обучения является создание у ребенка целостного представления о мире.

Проведение интегрированных уроков формирует понимание , что  изучение любой темы может иметь 

продолжение в разных направлениях научной мысли. Данный урок проводился учителями математики и 

биологии. Урок разрабатывался  в рамках технологии Проблемного обучения , как урок рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока (слайды)

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Приветствие

Добрый день ребята. Сегодня у вас необычный урок: урок на котором вы примените  знания нескольких предметов.  Урок ведут Урок ведут учитель математики _, учитель биологии _

2

Актуализация

На доске- чертеж координатной плоскости (точки, симметричные бабочки)

1.Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

2.Определите координаты точек А,А12

3.Что можно сказать о расположении точек А и А1; А1и А2; А и А2

1.Мы изучали координатную плоскость

2.А(-6;3); А1(6;3),А2(6;-3)

3.симметричны относительно прямой ординат, прямой абсцисс, начала координат

3

Самоопределение к деятельности (Тема урока)

Назовите первое слово  темы сегодняшнего урока.

Симметрия

4

Актуализация

На доску вывешиваются Эталоны (алгоритмы и правила)

4. Какие точки называют симметричными относительно прямой?

5.Какие точки  называют симметричными относительно  центра симметрии?

6.Кто схематично изображены в координатных четвертях?

7.Раскажите о расположении Б-1,Б-2,Б-3.

8.Какая наука изучает живую природу?

4.Точки А и А1 симметричны относительно прямой n, если

  1. прямая n перпендикулярна отрезку АА1
  2. делит его пополам

5 Точки А и А2 симметричны относительно центра О, если

точка О делит отрезок АА2 пополам

6.бабочки

7.симметричны относительно прямой ординат, прямой абсцисс, начала координат

8 биология

5

Самоопределение к деятельности (Тема урока)

Назовите второе слово  темы сегодняшнего урока.

Биология

6

сл1

Сформулируйте тему урока

«Симметрия в биологии»

7

Актуализация

На доску вывешиваются Эталоны (алгоритмы и правила)

9.Можно ли сказать, что т М-центр симметрии Бабочки-1? Почему?

10.Чем является прямая МО для Б-1? Почему?

9.Все точки Б-1 можно разбить на пары точек, симметричных относительно М

10.МО-ось симметрии Б-1, т.к все точки Б-1можно разбить на пары точек, симметричных относительно МО

 8

сл2

Под музыку А.Моцарта звучит стихотворение (эпиграф)

Я -в листочке, я- в кристалле,

Я- в живописи, архитектуре,

Я- в геометрии, я в человеке-

Одним, я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

Симметрия ( греч. гармония, красота):

  1. одинаковость в расположении частей
  2. порядок в природе, архитектуре, искусстве.

9

Целеполагание

Наша цель : выяснить как широко симметрия распространена в природе. Познакомиться с применением ее для классификации цветков в ботанике.

10

Актуализация

сл3

Практическая работа №1 (симметричные фигуры )

ЗаданиеА

По какому признаку собраны фигуры на рисунках 1, 2, 3?

 

Рис 1 центрально- симметричные фигуры

Рис2 фигуры с осевой симметрией

Рис 3 несимметричные фигуры (асимметричные)

11

сл4

ЗаданиеБ

Распределите по этим группам фигуры изображенные на рисунке 4.

Рис1 ассиметричная

Рис2 центрально- симметричная

Рис3 с осевой симметрией

Рис4 ассиметричная

12

Включение в систему знаний (биология)

Примеры осевой симметрии в ботанике

сл5сл6

Какую симметрию мы видим у этих листьев?

Вы знаете, листья каких растений на картинках?

Посмотрите на нижнюю часть листа растения Виктория регия. Здесь хорошо видно, что симметрична не только листовая пластинка, но и мощные жилки, придающие листу жесткость, тоже располагаются симметрично

Осевая

Дуб, крапива

Калатея зебровидная или зебрина или полосатая

13

сл7

ЗаданиеВ

Сколько осей симметрии имеют фигуры на рисунке 5?

А) нет              Д)1

Б) 6                  Е)нет

В) нет              Ж)1

Г)4                   З)нет

14

Введение нового знания(био)

сл8

В биологии мы различаем цветки правильные и неправильные

-Какие цветки называются правильными?

-У растений каких семейств правильные цветки?

-Какие цветки мы называем неправильными?

-У растений каких семейств неправильные цветки?

-Цветки какого типа встречаются в природе чаще?

Давайте посчитаем, растения скольких известных нам семейств имеют правильные цветки?

Правильные:

Крестоцветные

Розоцветные

Пасленовые

Лилейные

Неправильные

Мотыльковые

Злаки

И те и другие у Сложноцветных

15

-Фиксация затруднения в деятельности

-Построение проекта выхода из затруднения

-Первичное закрепление во внешней речи

сл9

Практическая работа №2 (виды цветков )

  • Распределите цветки по группам:
  1. Правильные
  2. Неправильные
  3. Асимметричные
  • Объясните свой выбор

         

Сл11                                      сл12                                    сл13

Бр№1Правильные 2,5

Неправильные 3,4

Асимметричные 1

Бр№2

Правильные 1,2,3,4

Неправильные 6

Асимметричные 4

Бр№3

Правильные 2,4,6

Неправильные 1,3

Асимметричные 5

16

сл10

заставка

17

Введение нового знания(мат)

сл14фильм

Аналогом осевой симметрии в пространстве является зеркальная симметрия.(ознакомительный порядок)

18

Фиксация затруднения в деятельности

-Построение проекта выхода из затруднения

-Первичное закрепление во внешней речи

л15

Практическая работа №3 (зеркальная симметрия )

Задание А (в математике)

  1. Аккуратно положите зеркало  зеркальной поверхностью вверх
  2. На поверхность поставьте куб
  3. Загляните в зеркало. Что вы видите?
  4. Найдите среди многогранников тот, который вы увидели в зеркале, разделенным плоскостью симметрии

3.Мы видим прямоугольный параллелепипед , разделенный плоскостью симметрии на 2 равных куба

19

Включение в систему знаний (био- ботаника)

сл16

Биологические объекты никогда не бывают плоскими. У них есть 3 измерения: длина, ширина, высота. Поэтому симметрию осевую применять к организмам не совсем корректно. Мы тоже можем применять к телам живой природы зеркальную симметрию и говорить не об осях симметрии а о количестве плоскостей симметрии.

Сколько можно провести плоскостей симметрии через неправильный цветок?

Сколько плоскостей можно провести через правильный цветок?

1 плоскость

- больше одной

-4 или 5

- 3

20

Первичное закрепление во внешней речи

сл17

Задание Б (в биологии)

  1. Начертите на выданных моделях цветков оси симметрии.
  2. Аккуратно приложите зеркало к оси симметрии.
  3. Что вы наблюдаете?
  4. Сколько плоскостей симметрии у данных моделей.
  5. Как называются такие цветки?
  6. Приведите примеры растений с такими цветками.

21

Включение в систему знаний (био- зоология)

сл18

Симметрия в царстве животных

В целом растения не бывают полностью симметричными, чаще всего мы говорим о симметрии определенных частей растительного организма?

Какие органы растений бывают симметричными?

А сейчас мы поговорим о целом царстве, для большинства представителей которого симметрия является характерным признаком.

Это животные.

Если через тело животного можно провести 1 плоскость симметрии, говорят, что у животного двусторонняя симметрия (как у неправильных цветков)

Если можно провести несколько плоскостей симметрии – это радиальная или лучевая симметрия. Вид симметрии у животных не случаен.

У самых древних одноклеточных животных была центральная симметрия.

Известковый скелет фораминиферы похож на мячик.

У таких организмов нет ни передней, ни задней, ни боковых частей тела, любая плоскость, проведённая через центр, делит животное на одинаковые половинки.

Для таких организмов отношения со средой равноценны во всех направлениях.

Лучевая симметрия характерна для неподвижных и малоподвижных организмов, у которых появился рот. У них есть ось через которую можно провести несколько плоскостей. Эти животные должны быть готовыми отразить опасность или обнаружить пищу с любой стороны

Переход от лучевой  к двусторонней симметрии связан с переходом от сидячего образа жизни к активному передвижению в среде. У активно перемещающихся животных передний конец тела становится биологически не равноценным остальной части туловища. Поскольку животные движутся этой частью вперед, на ней помещаются органы чувств, защиты и нападения. Появляется передний и задний конец тела, через них и проходит плоскость симметрии.

Теперь по внешнему облику животных вы можете сказать, какой они ведут образ жизни: подвижный или нет

  1. листья
  2. -цветки
  3. -плоды
  4. -семена

22

сл19

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:

  1. Неправильный цветок на месте замри
  2. Морская звезда на месте замри
  3. Ассиметричный цветок на месте замри

17

Включение в систему знаний

Слайд-шоу под музыку Шопена

…   

Сл20                                                                              сл29

сл30

Под музыку А.Моцарта звучит стихотворение (заключение)

На зеркальной поверхности

Сидит мотылек

От познания истины

Бесконечно далек.

Потому что, наверное,

И не ведает он,

Что в поверхности зеркала –

Сам отражен.

18

сл31

Итоги урока, дом задание

  1. С какими видами симметрии мы сегодня работали?
  2. Что является аналогом осевой симметрии в пространстве?
  3. Какая классификация цветков введена с помощью зеркальной симметрии?
  4. Как вы объясните причину широкого распространения симметрии у животных?

ДЗ: творческие задания М: «Симметрии в системе координат»

                                                        Б: «Реферат  классификация цветков»

19

Рефлексия деятельности

сл32

Проведите самооценку своих знаний и умений

В папке заданий найдите конверт с индивидуальными карточками для рефлексии. Подчеркните выбранные вами ответы на вопросы. Подписывать карточки не надо.

20

сл33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Проект "Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии" Заплатина Дарья, 8 класс, 2022

В проекте рссмотрена связь математики и архитектуры, продукт-газета...