Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме: «Пропорции»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Марченко Татьяна Григорьевна

Тип урока: урок открытия нового знания

Место  и  роль  урока  в  изучаемой  теме:  первый  урок  по  теме.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока математики в 6 классе по теме: «Пропорции»

Марченко Татьяна Григорьевна учитель математики МБОУ СОШ №10

МО г. Горячий Ключ Краснодарский край

Тема урока: «Пропорции»

Класс: 6                  

Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2020.

Тип урока: урок открытия нового знания

Место  и  роль  урока  в  изучаемой  теме:  первый  урок  по  теме.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.

Оборудование: компьютер, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, лист оценки, словарь С.И.Ожегова.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

познавательными УУД:

  • выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

вводят и определяют понятия «пропорция», «прямая», «обратная», «крайний и средний член пропорции»

1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

знакомятся со свойствами пропорций; способом решения пропорций; отрабатывать умение решать пропорции.

1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

Регулятивные

• самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

•извлекают необходимую информацию из прослушанного материала

2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

• структурируют информации в виде записи выводов и определений

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

• эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Задачи урока:

1.Образовательные: изучить понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция; сформулировать основное свойство пропорции и  научиться применять его для  определения верной  и неверной пропорции,  определять крайние и средние члены пропорции.

2. Развивающие: развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; добывать новые знания путём исследования; учиться оформлять свои мысли в устной  и письменной речи, высказывать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы; развивать умения анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы.

3. Воспитательные: развивать познавательные интересы и учебные мотивы обучающихся, формировать позитивную самооценку; формировать опыт равноправного взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащихся на уроке.  

Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование  умения слушать и слышать..

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

-  Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок?

                (получать новые знания)

- английскому историку, автору  «Истории цивилизации в Англии» Генри Томасу Боклю принадлежат такие слова: «Знание — не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно — результат большой работы и потому — большой жертвы».Как вы понимаете это высказывание?   (знание не приходит само, новые знания открывать трудно, самостоятельный способ получения новых знаний- результат большой работы)  

- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру Г.Бокля, не только известного историка, но и шахматиста и добывать знания в результате работы на уроке.

Учитель создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

3. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала.

Что мы знаем и умеем по теме отношения?

1. Из выражений назвать отношения, прочитать и вычислить

4: 0,5;  5 : 10; 57-14; ;  ; 8:1; 2,5:5; 1,2+3,5

2.  Составить отношения a к  b и  c к d двумя способами из карточек с буквами.

3. Выполнить  преобразования обыкновенных дробей в десятичные и в проценты, расшифровать тему урока:

П

Р

О

П

О

Р

Ц

И

Я

0,75

0,5

0,6

75%

60%

50%

0,7

25%

0,375

=0,5 =50%

Р

=0,6 =60%

О

= 0,25 =25%

И

=0,375

Я

=0,7

Ц

= 0,75= 75%

П

1.Организует фронтальную работу  на повторение опорных понятий и вычислений

2. Организует работу в парах, проверяет на столах  составленные отношения.

3. организует работу по расшифровке темы урока

1.Отвечают на вопрос учителя, выполняют задания

2. Работают в парах  

3. Выполняют вычисления, сопоставляют с кодом и получают тему урока

Познавательные: структурирование собственных знаний

(анализ,  сравнение)

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Зная тему урока, попробуйте составить план урока. Что вы должны узнать сегодня на уроке? Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться на уроке? По каким критериям мы можем оценить себя по окончании урока?

Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока. Организует поисковую работу учащихся по постановке задач и плана действий, критериев оценивания.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формулируют задачи урока и план урока.

Записывают в тетради тему урока. Называют критерии оценивания.

Регулятивные:

целеполагание

Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

5.Открытие новых знаний и первичное восприятие нового учебного материала.

 Цель: построение и фиксация нового знания.

1. Отношения из задания 1 сгруппировать по определённому признаку и записать соответствующие равенства.

2. Попробуем дать определение пропорции?

Что означает пропорция в словаре Ожегова С.И. (работа  в группах со словарем).

3. Составить пропорции из отношений, используя знак деления и дробную черту, прочитать полученные пропорции (на столе и записанные в тетради).

4.

5.Из пяти равенств назвать те, которые являются пропорцией.

= ;  7+11 =36 :2; 7,2: 9 = 1,6 : 2;  = 20: 4;

5 ∙ 40 = 100 ∙ 2

Какие из пропорций являются верными и неверными?

6. Самостоятельно и индивидуально заполнить таблицу.

Пропорция

 =

7,2 : 9 = 1,6 : 2

a : b = c : d

Крайние члены

3;20

7,2; 2

a ; d

Средние члены

4;15

9 ; 1,6

b; c

Произведение крайних членов

60

14,4

a; d

Произведение средних членов

60

14,4

b;c

7. Какой вывод можно сделать по результатам выполненной работы?

8. Работа с учебником

9. Сформулировать второй способ проверки верной пропорции

        

1. Организует поисковую работу по открытию новых знаний, записывает полученные равенства на доске.

2. Обобщает высказывания обучающихся и  вводит  понятие пропорции.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

3. Организует работу в парах, проверяет на столах  составленные пропорции.

4. Вводит понятие крайних и средних членов пропорции.

5. Организует самостоятельную и фронтальную  работу обучающихся и акцентирует внимание, что  это один из способов определения верной пропорции.

6. Организует самостоятельную работу и самопроверку, оказывает индивидуальную помощь

7. Побуждает к высказыванию своего мнения, подводит обучающихся к формулировке основного свойства пропорции

9. Организует работу с учебником.

10. Делает вывод о двух способах проверки, и возвращает учащихся к плану урока и поставленным задачам.

1.Определяют признак  группировки, составляют равенства, объясняют своё решение.

2. Высказывают  свои предположения, озвучивают определение понятия. Работают в группах со словарём.

3. Работают в парах

4. Находят крайние и средние члены пропорции  на схеме, выделенные красным и синим цветом.

5. Определяют пропорции,  из них верные и неверные, аргументируют ответ, объясняют способ определения верной  пропорции.

6. Заполняют таблицу, проверяют.

7. Выявляют закономерность, формулируют вывод.

8. Находят в тексте формулировку свойства верной пропорции и обратного утверждения «основного свойства пропорции» и озвучивают

9. Называют второй способ проверки верной пропорции.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение осознанно и произвольно строить  математическое речевое высказывание в устной форме

Регулятивные:

коррекция, планирование

Коммуникативные:

выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Личностные: формирование  готовности  к самообразованию

5.Физкультминутка. Цель: Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности  на физическую.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.        

Организует физминутку

Выполняют движения по команде.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья, умение распределять внимание

Регулятивные:

самоконтроль

6.Первичное усвоение нового учебного материала

(применение правил в условиях выполнения учебных заданий). Цель: применение нового знания в в типовых заданиях.

1. № 760 из учебника

2. Используя основное свойство пропорции, определите, какие пропорции являются верными, а какие неверными. (используйте буквы В и Н)

=

1: 0,5 = 4,8 : 2,4

7,5 : 5 = 2 : 3

=

10 : 3 = 3 : 1

5 : х = 20 : 4х

Организует первичное усвоение основного свойства пропорции в условиях выполнения учебной задачи.

Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей.

Выполняют упражнения,

 Объясняют полученный результат опираясь на правило.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные:

коррекция, оценка,

7. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

П.21 .Выучить правила. №776, 761

Найти информацию о «золотой пропорции», подготовить выступление.(По желанию)

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают в дневники задание

Личностные:

 формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные:

применение полученных знаний на практике

Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению

8.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия по результатам  выполнения математического диктанта.

Математический диктант

1. Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.

2. Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.

3. Запишите средние члены пропорции: 1

4. Запишите крайние члены пропорции: 2

5. Верна ли пропорция в п.1

6. Верна ли пропорция в п.2

Критерии оценивания

Понимаю определение пропорции

Определяю крайние и средние члены

Проверяю, верна ли пропорция

двумя способами

Прогностическая оценка

Оценка по результатам  диктанта

«+» понятно, могу  выполнить и объяснить

«?» понимаю, но объяснить не могу

«-»    не понятно, не умею

Выявляет качество и уровень усвоения учебного материала, подводит итоги работы класса в целом

Выполняют задания математического диктанта, самооценка перед выполнением работы и после её проверки

Регулятивные: коррекция, оценка, как осознание того, что уже усвоено, умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Личностные: формирование позитивной самооценки

Список литературы:

1.Математика. 6 класс. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

2. Электронный ресурс-- Бокль Г.Источник: http://www.wisdoms.ru/60_1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме "Степень" учебник А.Г. Мерзляк

Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эфф...

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Параллелепипед"

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Параллелепипед"....

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "

Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....