Решение задач на составление уравнений
методическая разработка по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Решение задач на составление уравнений
В школьной математике есть целый кладезь текстовых задач, которые решаются универсальным методом построения уравнения (модели) исходя из условия. Сам факт того, что огромное количество самых разнообразных задач поддаются решению с помощью составления линейного уравнения, говорит нам, что метод решений является действительно универсальным. Обычно условия задач удается перевести на математический язык. Полученное уравнение - это следствие перевода нашего условия с русского языка на язык алгебры. Зачастую фактической стороной повествования задачи является описание реальной ситуации, какого-либо процесса, события. Чтобы получить ответ - уравнение нужно решить, полученный корень уравнения будет являться решением, разумеется необходимо еще проверить, не является ли результат противоречивым относительно условия.
Алгоритм решения текстовых задач с помощью уравнений
Для решения задачи с помощью уравнения делают следующие действия:
- Обозначают некоторое неизвестное буквой и, пользуясь условием, составляют уравнение.
- Решают уравнение.
- Истолковывают результат.
Этапы решения задач:
- Прочитать задачу.
- Составить таблицу по условию задачи.
- Составить уравнение по данным таблицы.
- Решить уравнение и найти все неизвестные. Записать ответ
Примеры:
1. В одном бидоне в 3 раза больше молока, чем в другом. Когда из одного бидона перелили в другой 5 литров, молока в бидонах стало поровну. Сколько литров молока было первоначально в каждом бидоне?
Решение: (составим таблицу, обозначив самую маленькую величину через х)
| Было | Стало |
1 б. | 3х (л) | 3х – 5 (л) |
2 б. | х (л) | х + 5 (л) |
Объяснение:
- Читая: «В одном бидоне в 3 раза больше молока, чем в другом.», мы определяем, что наименьшая величина «было во втором бидоне» - обозначим ее через х, тогда «в 3 раза больше» - 3х – в первом бидоне.
- Затем из первого бидона переливают во второй, то есть в первом стало 3х-5 (л), а во втором стало х+5 (л).
- Зная, что «молока в бидонах стало поровну», можем составить уравнение:
3х – 5 = х + 5;
3х – х = 5 + 5; 2х = 10; х = 10 : 2; х = 5 (л) – было во втором бидоне.
Найдѐм первоначальное количество молока в первом бидоне.
Так как в первом бидоне было 3х (л) – по таблице, то 3 ∙ 5 = 15 (л) – было в первом бидоне первоначально.
Задача решена полностью. Запишем ответ.
Ответ: 15 л, 5 л.
2. Одна скважина на 3,4 м глубже другой. Если глубину первой скважины увеличить на 21,6 м, а второй - в 3 раза, то обе скважины будут иметь одинаковую глубину. Найдите глубину каждой скважины.
Решение: (определим, что глубже, значит больше)
| Было | Стало |
1 ск. | х + 3,4 (м) | (х + 3,4) + 21,6 (м) |
2 ск. | х (м) | 3х (м) |
Так как глубина стала одинаковой, то
(х + 3,4) + 21,6 = 3х; х + 3,4 + 21,6 = 3х; х – 3х = - 3,4 – 21,6;
-2х = - 25; х = - 25: (-2); х = 12,5 (м) – глубина второй скважины.
12,5 + 3,4 = 15,9 (м) – глубина первой скважины.
Ответ: 15,9 м, 12,5 м.
3. У двух братьев поровну орехов. Если старший брат отдаст младшему 10 орехов, то орехов у него станет в 5 раз меньше, чем у младшего. Сколько орехов у каждого брата?
(Эта задача отличается от двух предыдущих, так как в ней поровну было, и необходимо найти сколько орехов стало у каждого брата. Поэтому составление таблицы будет происходить в «обратном порядке»: от стало к было.)
| Было | Стало |
Старший брат | х + 10 (ор.) | х (ор.) |
Младший брат | 5х – 10 (ор.) | 5х (ор.) |
Так как мы составляем таблицу в «обратном» порядке, то и в столбце было, мы запишем обратные действия. То есть, мы у младшего брата заберем орехи и вернем их старшему брату.
Зная, что было поровну, составим уравнение:
х + 10 = 5х – 10; решая его, получим: х = 5 (ор.) – стало у старшего брата.
5 ∙ 5 = 25 (ор.) – стало у младшего брата.
Ответ: 5 ор., 25 ор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...

Решение задач на составление уравнений
Основной этап урока – организация деятельности, направленная на применение полученных знаний и способов действий.Так же на уроке проводится работа по следующим направлениямработа с тестовы...

Урок математики на тему: "Решение задач путем составления уравнений"
Предлагаю план - конспект открытого урока, а также презентацию к нему. Презентация содержит иллюстративный материал к уроку математики в 5 классе по теме: "Решение задач путем составления уравнений". ...

Разработка урока по теме: Решение задач на составление уравнений 6 класс
План-конспект и презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Решение задач на составление уравнений" с включением элементов ФГОС...

Решение задач на составление уравнений
Презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений"...

технологическая карта урока по теме "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ"8.11.16
технологическая карта урока в 6 классе, содержит УУД, с учетом целей метапредметных в том числе...

Презентация к уроку математики в 6 классе «Решение задач на составление уравнений»
Данная презентация предназначена для демонстрации возможности использования информационных технологий в процессе обучения математики; экономии времени на уроке за счет использования компьютера на урок...