Функциональная грамотность
статья по математике

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berdinskih_i.a._spich_funktsionalnaya_gramotnost.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Цель моего выступления – рассказать вам о международных исследованиях в области образования, в частности о PISA, и об их значимости.

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.)

Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века

  Международные исследования в области образования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. И они носят сравнительный характер.

  Наша страна принимает участие в международных исследованиях с 1990 г, основные из них:

  • TIMSS: международное сравнительное исследование качества общего образования. Основной его целью является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.
  • ICILS: международное исследование по изучению компьютерной и информационной грамотности обучающихся 8-х классов Цель данного исследования – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов.
  • PIRLS: исследование качества чтения и понимания текста. Исследование проводится с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы
  • PISA – основной предмет нашего внимания - международное сравнительное исследование качества общего образования. Как вы видите, PISA позволяет определить способность учащихся  использовать  приобретенные в школе знания в различных жизненных ситуациях.

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Почему для анализа выбраны знания именно 15-летних подростков? Потому что многие страны именно к этому возрасту завершают программы обязательного (среднего) образования, поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.

Исследуется вопрос : «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

В исследовании оценивается насколько дети способны использовать знания и умения, полученные в школе для решения жизненных проблем (т.е. не проверяется знание предмета

Анализ результатов России в последних циклах исследований PISA, TIMSS и PIRLS свидетельствует о том, что хуже всего наши школьники справляются с практико-ориентированными заданиями PISA, жестко не связанными с учебной программой.

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Страны мира используют результаты международных исследований для реформирования системы образования -  вот почему более 60 государств принимают участие в сравнительном исследовании PISA. Кроме того, результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.

Что исследование PISA дает конкретно России?

1. Полученная в результате исследований PISA информация позволяет судить дети каких стран оканчивают школу более готовыми к решению жизненных ситуаций

2. Проанализировав результаты PISA, мы сможем решить какие именно изменения следует внести в учебные программы, какие новые образовательные стандарты создать;

3. Результаты международного исследования позволят создавать новые, современные учебники;

4. Благодаря PISA будет создаваться новая система оценки качества образования на уровне мировых стандартов;

5. при разработке КИМ ЕГЭ и ОГЭ будет использоваться система    обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.

Исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом.

 Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом: в PISA оценивается не объем знаний, а их качество.

Российская система образования, несмотря на возросшие инвестиции, всё ещё ориентирована на затратную педагогику. По данным исследования PISA-2015, российские учащиеся тратят на обучение после школы значительно больше времени, чем их сверстники из стран ОЭСР при меньших затратах на учебные занятия в школе. Российские учащиеся перегружены домашними заданиями, а значительная доля учебного процесса направлена на реализацию административных или контрольных функций. Хорошо бы разгрузить детей от ненужной рутины.

А по большому счету PISA выясняет потенциал подрастающего поколения и конкурентоспособность государства в будущем.

Проблему низких результатов PISA можно решать разными способами. Один из подходов предлагает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко: не увлекаться международными исследованиями качества образования. Нет результатов PISA – нет проблемы.

Но возможен и другой подход. В статье «Высокое качество столичного образования: в чем секрет успехов Москвы» приведены результаты участия московских школьников в международных исследованиях, в том числе и в PISA. Если общероссийские баллы PISA-2018 позволяют отнести нашу страну лишь к середнякам рейтинга, то 15-летние ученики образовательных организаций Москвы уверенно обосновались среди мировых лидеров .

В заключение считаю необходимым подчеркнуть: любой рейтинг, международный или отечественный, для профессионалов служит эффективным инструментом развития

Неплохо было бы академикам РАН проанализировать и внятно объяснить педагогическому обществу, почему 15-летние столичные школьники расположились на 3-м месте, а их сверстники из России – только на 31-м. Живут же в одном государстве.  Может быть, пора нам перестать выбирать между финским и азиатским путями развития образования, а обратить внимание на достойные примеры в собственной стране?

Пока на курсах занимались по этой теме, я каждый раз обращала внимание на то, что рассматриваемые вопросы даже не адаптировали под наше образование, сплошные английские термины. Хорошо перенимать опыт других, но с умом.

Что надо сделать, чтобы педагог был готов к проектированию своей профессиональной деятельности по подготовке учащихся к PISA?

  1. Понять, что такое международное исследование
  2. Понять, чем PISA отличается от российских исследований
  3.  Научиться самому решать задачи PISA
  4. Научить других решать задачи PISA

Самообразование, самообразование и еще раз самообразование. Покой нам только снится. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...