Программа учителя "Одарённые дети"
учебно-методический материал по математике (10 класс)

Ольга Тупицына

Программа учителя была написана на основе школьной программы "одарённые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа учителя Одарённые дети16.04 КБ

Предварительный просмотр:

                          

                                ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

                                                    составитель программы: учитель математики

                                                                                               МБОУ СОШ №6

                                                                                                Тупицына О.В.

I.       Концепция программы 

   Программа развития « Одарённые дети» в нашей школе предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися.  Так как школа наша – школа старшей ступени, то «во главу угла» в работе по этому направлению ставиться: «Осознанный выбор жизненного пути нашими выпускниками». Свою работу учителя – предметника и воспитателя я строю, исходя из целей и задач школьной программы воспитания.  Конечно выявление талантливых, одарённых и способных детей  начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ко мне в класс приходят подростки такой категории уже понимающие и осознающие свои склонности и направления профиля, а в будущем и профессии. Задача моя как педагога  не только найти, выявить для себя, но и удержать, развить, помочь повысить планку достижений этих ребят.  Поэтому работа с такой категорией учащихся – это один из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности.

           Условно можно выделить три категории способных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).                                                   3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

II.    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными  детьми:                                                                                                                                  -        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;                                                                                                 -        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;                                    -        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;                            -        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;                                                                                            -        принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

1.         Выявление способных детей.                                                                                               Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

-        знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;                        

-       обучение через семинары, методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК, интернет;                                                                                                                        -        знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;                                                                                            

 -      регулярное собственное  участие  в конкурсах, олимпиадах, конференциях для повышения собственного мастерства, компетентностей, культуры учителя;

-       регулярное участие моих учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях, интеллектуальных играх, для проявления своих способностей.  

2.         Создание условий для оптимального развития умственных и интеллектуальных способностей одаренных, талантливых и способных подростков .    

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

-        отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

-        предоставление возможности самосовершенствования, самообразования в сотрудничестве со сверстниками и преподавателями на основе уважения и равноправия.

3.        Оказание помощи в направлении выбора будущей профессии

Для реализации третий  цели необходимо решить следующие задачи:

-            профориентационная работа;

-          консультации психологов для подростков и их родителей.

         

IV.  Стратегия работы с одаренными детьми в старших классах

 

I этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ученика  через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках дисциплин физико – математического цикла. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Обучение в старшей школе нацелено на идеи, способы и методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работ, «мозговые штурмы», ролевые и деловые игры, исследовательские  работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.  Очень важно, чтобы организация учебной деятельности просматривалась как единый процесс направленный на развитие, творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое, количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные и физические потребности.

II этап - этап формирования,  углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является образовательным пространством, в рамках которого завершается формирование социально-адаптированной личности.                          Исходя из этого, формируются новые принципы организации образовательного пространства в старшей школе:                                                                                   -        индивидуализированные формы учебной деятельности;                                         -        реализация  проектно-исследовательских навыков;                                        -        самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы).

V.  Формы работы с одаренными учащимися                                                              -        творческие мастерские;                                                                                             -        творческие группы;                                                                                                         -        конкурсы;                                                                                                                  -        интеллектуальные марафоны;                                                                                           -        участие во всевозможных олимпиадах;

-       участие в районной научно – практической конференции: «Мир моих  увлечений                                                                                            

 -       работа по индивидуальным планам;                                                                        -        элективные курсы;                                                                                                -        занятия в профильных классах.

VI. Ожидаемые результаты                                                                                             Создание творческой среды для выявления и развития одаренных детей;   самореализация учащихся и осознанный выбор своего жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...