Музыкально-образное мышление как основа развития творческих способностей учащихся
статья по математике

Хилькевич Елена Юрьевна

Музыкально-образное мышление как основа развития творческих способностей учащихся

С.А. Коледова, ГБОУ СОШ №131

Е.Ю. Хилькевич, ГБОУ СОШ № 549 с углубленным изучением английского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_rayon_konferentsiya.docx34.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-образное мышление как основа развития творческих способностей учащихся

С.А. Коледова, ГБОУ СОШ №131

Е.Ю. Хилькевич, ГБОУ СОШ № 549 с углубленным изучением английского языка

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович.

Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому одно из приоритетных направлений художественно-музыкального образования лежит и в области развития образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки.

Дети начальной школы всегда очень эмоциональны при восприятии музыки. Однако, многие раскрывают содержание классических произведений на уровне "журчания ручейков", "пения птичек" и т.д. Им не понятен язык музыкально-образных систем, потому что в процессе обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе, еще недостаточно внимания уделяется развитию музыкально - образного мышления. Поэтому данная тема актуальна тем, что развивая музыкально- образное мышление каждого школьника, "погружая" его в образный мир высоко - нравственного, духовно - совершенного классического искусства, мы способствуем расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием музыки.

Эмоции входят в психические механизмы музыкального мышления. Современная наука, доказывает, что эмоции и чувства развиваются и играют исключительно важную роль в структуре мыслительной деятельности человека. Идеи о единстве познавательных и эмоциональных процессов пронизывают все работы Рубинштейна. Развитие интеллектуальных эмоций происходит в единстве с развитием мышления. Источником эмоций становится смысловое образование, которое является главным стимулом, мотивом в деятельности человека, и тем самым эмоции выполняют регулирующую функцию деятельности.

Процесс овладения музыкальным языком требует включения всего комплекса музыкальных способностей: музыкальной памяти, музыкального слуха, чувства ритма.

Задача учителя музыки:

  • помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;
  • развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;
  • поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
  • развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.

Каждое музыкальное произведение имеет свой загадочный мир: научиться понять и чувствовать его - учит музыкальное искусство. Этому и стараюсь научить на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях.

Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем. Ему необходимо не только добиться от учащихся высокого уровня владения знаниями, соответствующими программным требованиям, но и сформировать в процессе обучения музыкальную культуру учащихся, которая должна стать частью их духовной культуры. В музыкально - педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся. Она является неотъемлемой частью планомерного учебного процесса. Её содержание ориентируется на решение следующих педагогических задач:

  • помочь ребенку раскрыть в себе отношение ко всему в мире как живому и выразительному, а значит, уметь не только наблюдать и эмоционально чувственно воспринимать, но и видеть в музыке явления жизни, размышлять о них;
  • помочь ученикам приобрести опыт авторства, то есть воплощения собственных замыслов в выразительных образах ( поэтических, звукоритмических, пластических);
  • вовлечь детей в "диалог" с мастерами искусств, которые делают "то же самое": воплощают свои замыслы в выразительных художественных образах, тем самым способствовать пониманию учениками музыки, как искусства, несущего в себе "мысли и чувства человека, жизненные идеи и образы;
  • помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;
  • развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать; поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
  • развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.

Вся система приемов и методов должна быть направлена на развитие музыкально-образного мышления младших школьников через организацию проблемно-поисковой деятельности при восприятии музыки и должна состоять из нескольких этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.

Можно  выделить четыре ступени развития музыкально-образного мышления.

Первая ступень: развитие цельности восприятия.

Цельность восприятия - это умение воспринимать мир в образах, а не аналитически. Таким образом, на начальном этапе обучения важно научить детей цельности восприятия, т.е. способности воспринимать действительность целиком, не дробя её.

Прежде всего, важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки.

Использовать следующие приемы:

Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема можно предложить ребятам проблемную ситуацию.

Например, во 2 классе при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева - Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:

  • спонтанное рисование;
  • цветовое и графическое изображение;
  • пластическое движение (руки, тело).

Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Прием "Снежный ком". Позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.

В 4 классе при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, предлагаю ученикам охарактеризовать тембру музыкальных инструментов оркестра. Сначала поставить проблему. Возможно ли пересказать литературное произведение без слов?

Далее углубляемся в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?

Ученики предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. Далее предлагаю после звучания определенного инструмента охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д).

Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

Отсюда следует, что, применяя постоянно данный прием, у ребенка постепенно накапливается и обогащается музыкальный тезаурус, который позволит ему в дальнейшем легко и полно раскрывать свои музыкальные представления словами.

Вторая ступень: развитие гибкости (ассоциативности) мышления.

Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Она важна не только при восприятии музыки, но и в процессе решения любых творческих задач.

Прием "Литературно-музыкальная палитра".

Реализуется этот прием в три этапа:

1. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей (например, в 1 классе - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" Г.Свиридова).

2. После анализа характера и содержания произведения, предложено учащимся перечислить слова-"оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию грусть-"Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).

3. Напротив каждого слова-"оттенка" предложить нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, не только решается задача на развитие гибкости мышления, но и готовим учащихся к абстрактному образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства. В рабочей тетради выбранного УМК предлагаются различные творческие задания, в которых учащиеся отражают образное содержание музыки, прослушанной на занятии, в различных оттенках цвета, настроения, характера и т.д.

Прием "Интеллектуальная зарядка".

Этот прием эффективен при знакомстве с музыкальной формой произведения. Осуществляется его по следующему алгоритму:

1. Прослушивание произведения.

2. Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между собой.

3. Выявление логики развития музыкального произведения.

4. Наблюдение за ходом мысли композитора.

В ходе проведения данного типа заданий предлагается не только найти сходные и отличительные признаки частей произведения, но и охарактеризовать их.

Использование этого приема помогает развивать у учащихся умения находить причинно-следственные связи, рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.

Третья ступень: Развитие оригинальности мышления.

Это еще один вид мышления, который необходимо развивать у школьников, т.к. оригинальность восприятия дает учащимся возможность раскрыть совершенно новый образ. Для этого очень часто ввожу прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" через различные творческие задания. Перед прослушиванием произведения всегда задаю вопрос: "С помощью чего мы можем показать музыку человеку, который не может её услышать?" Через несколько мгновений дети начинают высказывать свои предположения. После прослушивания и анализа музыкального произведения предлагаю "перевести" его на язык красок или движений, причем более высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан более точно и, вместе с тем, оригинально (возможно, абстрактно).

Например, при изучении балета П. Чайковского "Спящая красавица" в 3 классе после прослушивания музыкальных тем феи Сирени и фаи Карабосс раздаю учащимся два совершенно одинаковых шаблона и предлагаю превратить их в соответствующих персонажей с помощью красок. Дети переносят музыкальную ткань на силуэты при помощи цвета и линий. Затем повторно прослушиваем музыкальные темы и выясняем соответствие музыкальных и художественных средств. В качестве домашнего задания предлагаю сочинить движения для каждого персонажа. Следующее занятие начинается с воплощения музыки в движениях. Это подготавливает детей к дальнейшему знакомству с темой "Балет".

Во 2 классе при знакомстве с творчеством М.П. Мусоргского, урок начинать не с прослушивания произведения "Картинки с выставки", а с того, что предложить ребятам побывать в роли художника, затем - композитора. Учащиеся в свободной форме рисуют свои картины, а затем выступают в роли композиторов и озвучивают свои рисунки, формируя музыкальный образ. Только после этого, когда ученики "прожили" свои впечатления, предлагаю отправиться на музыкальную выставку М.П. Мусоргского. Таким образом, дети учатся видеть не только то, что снаружи, а и то, что спрятано внутри произведения.

Четвертая ступень: моделирование творческого процесса.

Развитие музыкально-образного мышления строю и через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать для себя и других произведения искусства. Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами "находят" нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. При таком подходе музыкальное произведение не дается ребенку в готовом виде, когда его остается просто запомнить, прослушать, повторить. Для художественно-образного развития ребенка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества. Тогда все образное содержание музыки, вся организация и последовательность музыкальной ткани становятся "прожитыми", отобранными самими детьми. Таким образом, метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует:

а). Самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка);

б). Творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);

в). Развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Реализую этот метод и через игру, так как она в младшем школьном возрасте является одним из основных элементов развития ребенка. Развитие музыкально-образного мышления не является исключением.

Игра "Узнай по описанию".

Задача: развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные аналогии.

Эту игру включаю на уроки-обобщения, так как она предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.

Итак, исходя из того, что было сказано выше, используя систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления через организацию проблемно-поисковой ситуации, самым важным результатом в своей деятельности считаю приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, их умение понимать и раскрывать содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов (от простых в программной, до многогранных - в образцах симфонической музыки).

Цель музыкального воспитания в общеобразовательной школе, в зависимости от этапов развития нашего общества, была различной – привить любовь к музыке; научить слушать и понимать её; сформировать музыкальную культуру школьников как часть их общей духовной культуры. Однако, на всех этапах, основу всех этих процессов составляет художественное, музыкальное мышление, без развития которого невозможно осуществить ни одну из перечисленных задач.

И сегодня для решения проблемы музыкального воспитания младших школьников учителю предлагаются на выбор подходы разных авторов, среди которых Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, В.О. Усачева, Л.В. Школяр и др. Все они воплотили свои концепции музыкального образования школьников в конкретных учебных программах. Несмотря на то, что в них воплощены различные подходы к постижению музыкального искусства, все они ориентированы на развитие музыкального мышления школьников.

Приобщение школьников к музыкальному искусству на уроках музыки идёт через знакомство с элементами музыкального языка, основу которого составляют интонация, мотив, мелодия, лад, гармония, тембр и т.д. Знакомя детей с темами музыкальных произведений, помогая им понять музыкальные образы, их музыкальную форму, жанры и стили, учитель тем самым помогает им постичь духовные ценности темы, музыкальный образ, музыкальную форму, жанры, стили. Учитель помогает ребёнку постичь духовные ценности, заложенные в музыкальных произведениях, сформировать их вкус, потребности, мировоззрение и музыкальное мышление. Все перечисленные элементы музыкального языка являются исходной группой категории музыкального мышления.

Таким образом, принимая во внимание все обстоятельства, связанные с учетом возрастных особенностей ребенка, воспитательного влияния школы, можно сказать, что необходимо также учитывать и косвенное формирующее воздействие на ребенка таких факторов как уровень культурного развития семьи, нравственная зрелость социальной среды, окружающей его, а также непосредственное влияние средств массовой коммуникации.

Можно сделать вывод, что развитие музыкально-образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью.

И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А. Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство".

Литература. 

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательствово ЭКСМО - Пресс, 2000.
  2. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Прсвещение, 1986.
  3. Затямина Т.А, Современный урок музыки. Издательство "Глобус" 2007г.
  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Музыка" для 1 - 4 классов. М. Просвещение 2010.
  5. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе Издательство "ТЦ Сфера", 2005г.
  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности

Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...

Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация по теме: "Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся". Эта презентация наглядно демонстрирует применение новых технологий в учебном процессе....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Презентация к статье Музыкально-образное мышление как основа развития творческих способностей учащихся

Презентация к статье Музыкально-образное мышление как основа развития творческих способностей учащихся...