Длина окружности, 6 класс, технология критического мышления
план-конспект урока по математике (6 класс)

Черняева Марина Михайловна

Длина окружности, 6 класс, с применением элементов технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlina_okruzhnosti_formula_dliny_okruzhnosti_6kl.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

в 6 классе с применением элементов технологии критического мышления

 

Тема урока: «Длина окружности. Формула длины окружности».

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технология: элементы технологии критического мышления.

Цель урока: вывести формулу длины окружности, исследовав соотношения между длиной окружности и диаметром.

 

Задачи урока:

Образовательные:

Учитель

Учащиеся

Создать условия для исследования деятельности учащихся

Понять что такое длина окружности

 

Исследовать зависимость между длиной окружности и диаметром

Применить формулу длины окружности для решения задач

Развивающие:

Учитель

Учащиеся

Создавать условия для развития исследовательских навыков

Уметь анализировать

 

Уметь делать вывод

Уметь формулировать проблему

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение выслушать, понять.

 

Оборудование и наглядность:

циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка, банка, диски, учебник.

Методические приемы урока:

  • Словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
  • Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
  • Практические (упражнения, практическая работа).

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

1. Орг. момент

(1-2 мин.)

Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку.

Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм.

2. Целе-

полагание

и мотивация

(3-5 мин.)

Текстовый фрагмент 1 (вводный).

Название нашей темы урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы.

Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком,

Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,

В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.

И вдруг понял, что фигура называется окружность.

А другое слово вы узнаете, выполнив следующее задание.

Найдите отношение чисел 22/7, 2/7 и полученный результат округлите до десятичных.

Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, - «Длина окружности».

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности»

Игра «верю и не верю»

Вопрос

“+” - верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

 

Давайте, сформулируем цель нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради и записывают тему в тетрадь.

 

Заполняют таблицу индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь.

 

Стадия осмысления

3. Актуа-

лизация

(10 мин.)

Предлагаю вам текст.

Текстовый фрагмент 2 (задание).

Задание 1. Познакомьтесь с информацией.

Задание 2. Заполните таблицу «Инсерт».

Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

 

Парами работают с информацией.

 

Заполнение таблицы. Работа индивидуально.

Заполняют таблицу индивидуально, затем работа в парах и озвучивают информацию.

 

4. Физ. минутка

(2 мин.)

Ребята, давайте перед практической работой сделаем разминку. Сядьте ровно.

Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

Молодцы! Приступаем к работе!

 

Фронтальная работа

 

Выполняют разминку.

5. Практич. работа №1

(10 мин.)

Создание проблемной ситуации.

Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать?

В далёкой древности было установлено, что также есть зависимость между длиной окружности и её диаметром.

Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться ниткой.

У вас на столах находятся различные предметы:

-стакан;

-трёхлитровая банка;

-компакт-диск.

-блюдце.

Работать вы будете по парам. Приготовили циркули, линейки и карандаши, нитки.

 

Если бы мы, ребята, еще более точно измерили длину окружности, ее диаметр и более точно выполнили вычисления длины окружности к ее диаметру, то получили бы число 3,14… Это число математики обозначают буквой π (пи).

Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют сравнительную таблицу.

(приводится внизу)

 

 

 

 

Учащиеся делают вывод:

 

 

Далее ученики называют свои результаты и замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые - отношения больше 3, но меньше 4. Значит, можно записать:

3< <4

Происходит первичное осознание полученных результатов, а именно: отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное.

 

Первое знакомство с числом Пи.

6. Историч. справка

(3 мин.)

Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера.

Текстовый фрагмент 3 (история)

Просматривают, прослушивают и запоминают

7. Практич. работа №2

(5 мин.)

Вывод формулы длины окружности.

Итак, мы имеем следующее соотношение: π

Выведем из этой формулы Сdили С=2πR. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр.

Задание. Вычислить по формуле длину своей окружности. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул.

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы.

8. Информ. о д/з

(1 мин.)

На дом учащимся предлагаются задания по выбору уровня сложности (3 уровня).

Учащиеся самостоя-тельно выбирают себе уровень и по желанию можно сделать не только тот уровень, который выбрали, но и уровень выше.

Стадия рефлексии

9. Подведен. итогов. Рефлексия

(5 мин.)

Подведение итогов.

Рефлексия. Ответьте на вопросы

Достигли ли вы своей цели на уроке?

Что делали?

Зачем делали?

Как делали?

Для чего делали?

 

Отвечают на вопросы, поставленные на уроке.

Учащиеся заполняют свои оценочные карты. Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

 

Примечание:

В целях экономии места в таблице объемистые текстовые фрагменты даются внизу под соответствующей нумерацией.

 

Этап: Актуализация.

 Текстовый фрагмент 1 (вводный).

Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.

 Текстовый фрагмент 2 (задания).

Задание №1.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

По материалам книг:

Г. Глейзер «История математики в школе»,

С. Акимова «Занимательная математика».

 

Задание №2 (заполнение таблицы).

«V» –        знаю

«+» – новое

«-» - думал иначе

«?» – вопросы

 

 

 

 

 

Задание №3 (заполнение таблицы, изучение материала, формулировка определений).

Рисунок

Понятие

Используемые

ключевые понятия

 

 

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр

 

 

Радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок

 

 

Хорда

Отрезок, точки окружности

 

 

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности

 

Этап: Практическая работа №1.

 Самостоятельная работа учащихся (Заполнение таблицы).

Предмет

Длина окружности (С)

Длина диаметра (d)

1/d

Стакан

 

 

 

Компакт-диск

 

 

 

Блюдце

 

 

 

Трёхлитровая банка

 

 

 

 

Этап: Историческая справка.

 Текстовый фрагмент 3.

На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π. Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В III в. до н.э. Архимед без измерений, одними рассуждениями, вычислил точное значение числа π = 22/7.

Двадцать две совы скучали

На больших сухих суках.

Двадцать две совы мечтали

О семи больших мышах,

О мышах довольно юрких

В аккуратных серых шкурках.

Слюнки капали с усов

У огромных серых сов.

 Комментарий: Данный урок является нетрадиционным, что особенно нравится детям любого возраста. Практика показывает, что получение или вывод формул «своими силами» прочно запоминается ввиду своей наглядности, четко простроенной цепочки выводов. Для учащихся 5-6 классов формулы длины окружности – одна из первых, которые надо прочно запомнить.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики позволяет развить у учащихся: логическое мышление, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков в 9 классе( технология критического мышления)

Конспекты уроков в 9 классе( технология критического мышления)...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Уроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс). Технология критического мышления.

Уроки по теме "Л. Н. Толстой. Рассказ "После бала". Технология критического мышления.  Урок 1. Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. "Чтобы жить честно..." И...

Мастер - класс "Технологии критического мышления на уроках"

Технологии критического мышления на уроках...