Понятие индивидуализации обучения
статья по математике

Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требова­ний к школьной подготовке, изменением стандартов образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_individualizatsii_obucheniya.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие индивидуализации обучения

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ученика, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

–   быть единой для всех групп учащихся;

–   показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

– наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

–  представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);

2) объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы;

3) развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.

Общепедагогические и психологические аспекты индивидуализации обучения освещены в трудах педагогов и психологов Л.С. Выготского, П.Л. Блонского, П.В. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. В методике обучения математике определенные стороны индивидуализации обучения рассмотрены в работах Н.Ф. Вапняр, В.М. Монахова, Г.В. Дорофеева, Г.И. Саранцева, С.Е. Царевой, М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр рассматривают вопросы индивидуальной помощи учащимся при выполнении ими самостоятельных работ. Эта помощь, по замыслу Н.Ф. Вапняр, осуществляется путем нарастания подсказок. Ученик в этом случае сам должен был решать, необходима ли ему та или иная подсказка или нет. В.М. Монахов занимается вопросами технологизации процесса обучения математике в средних и старших классах, предусматривает задания освоения учебного материала на трех уровнях, низший из которых соответствует требованиям государственного стандарта. Разбивка учебных заданий по уровням осуществляется учителем, а выбор заданий - учащимися. Г.В. Дорофеев исследует общие проблемы образования, цели обучения, проблемы гуманизации. В этом аспекте косвенно затрагивает и вопросы индивидуализации учебного процесса. Г.И. Саранцев, занимаясь проблемой гуманизации, разработал требования к системе упражнений в математике и условия соответствия упражнений индивидуальным особенностям школьников. В подходе С.Е. Царевой к проблеме гуманизации процесса обучения математике одним из аспектов ее решения является индивидуализация обучения, в которой большое внимание отводится рассмотрению индивидуальных смыслов изучаемых понятий. В работах А.Ж. Жафярова вопросы индивидуализации обучения рассматриваются в двух аспектах. Он предложил осуществлять индивидуализированное обучение через профильное обучение учащихся и дистантное обучение студентов.

Индивидуализация зачастую осуществляется посредством предъявления учащимся разных групп разных вариантов заданий. В таких случаях индивидуализация сводится к дифференциации учащихся на типологические группы. При дифференциации, осуществляемой учителем, учащимся отводится роль исполнителей, поэтому у них формируются, прежде всего, исполнительские качества, тогда как современное общество нуждается в творчески мыслящих людях. Индивидуализация в соответствии с сегодняшними целями образования осуществляется тогда, когда ученик имеет право и возможность выбора и личного определения смысла, изучаемого (С.Е. Царева).

 

  Индивидуализированное обучение школьников математике

 

Индивидуализация и индивидуализированное обучение могут осуществляться в двух формах:

а) при активном участии самих учащихся в определении и осуществлении своей индивидуальной траектории обучения;

б) без такого участия.

Индивидуализация во второй форме разрабатывалась и осуществлялась в Российской системе обучения вплоть до 90-х годов. И лишь в настоящее время стало востребованным индивидуализированное обучение при активном участии детей, в том числе и индивидуализированное обучение математике.

Индивидуализация обучения зависит от учебно-методического обеспечения. В среднем звене сделано больше попыток разработки таких учебников, в частности математике. Индивидуализированное обучение по своей сути должно быть ориентировано на ученика, на учет его склонностей, интересов, особенностей в учебном процессе.

Индивидуализированное обучение – это обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым учеником предмета обучения математике, а методы, средства и формы обучения позволяют учащимся активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения и обеспечивают им возможность выбора уровня овладения учебным материалом.

Таким образом, можно констатировать, что

1) современное общество нуждается в самостоятельных, творчески мыслящих людях, умеющих делать собственный выбор и нести ответственность за собственные действия и поступки, именно в период младшего школьного возраста происходит начальное образование перечисленных качеств личности, развитие которых в процессе индивидуализированного обучения поможет подготовке кадров, способных качественно выполнять свои трудовые функции;

2) в истории образования проблема индивидуализации определена давно и ее решение в каждый период осуществлялось посредством теоретических разработок и их реализации в тех организационных формах обучения и теми средствами, которые задавались целями обучения в соответствующий период, индивидуализированное обучение, соответствующее сегодняшним целям, только разворачивается;

3) в практике современного обучения математике школьников основной упор в учебном процессе делается на выработку процессуальных умений школьников (умений выполнять мыслительные операции, умений вычислять, решать стандартные задачи и др.), при этом, как показывает практика, недостаточное внимание уделяется смысловой стороне изучаемых понятий, нахождению личных смыслов в изучаемом, что является необходимым признаком индивидуализированного обучения;

4) индивидуализация обучения математике в школе в прежние периоды осуществлялась чаще всего через учительские задания разного содержания и уровня сложности, в выборе которых, равно как и в способах, их выполнения, учащиеся участия не принимали;

5) учебно-методическое обеспечение обучения математике в настоящее время недостаточно адаптировано реализации индивидуализированного обучения.

В результате всего сказанного можно констатировать, что существует противоречие с одной стороны, между востребованностью индивидуализированного обучения математике, его возможностями и реальным состоянием разработки и внедрения индивидуализированного обучения. В самом общем смысле понятие индивидуализированного обучения обычно понимается как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, который заключается в организации учебного процесса с разными учениками по-разному, реализуя при этом различные цели. Так для советской школы характерно было то, что учет индивидуальных особенностей присутствовал с целью обеспечения «одинаковости всех учащихся». При изучении, например, курса математики все учащиеся должны были иметь не только одинаковые знания, но и одинаково мыслить, одинаково понимать, одинаково поступать. Поэтому с помощью такой индивидуализации обучение не только не способствовало развитию индивидуальных особенностей, а наоборот, способствовало сглаживанию индивидуальных различий. С современных позиций такое обучение нельзя считать в полной мере индивидуализированным. Сегодня признается, что индивидуальность, индивидуальное развитие являются теми ценностями, которые должны быть сохранены и развиты в процессе обучения. Школьное математическое образование призвано помочь учащимся увидеть индивидуальные смыслы математических понятий, понять себя, научиться жить в этом мире. Следовательно, индивидуализированным обучением математике можно назвать лишь такое обучение, которое учитывает индивидуальные особенности для сохранения индивидуального своеобразия личности.

В разные периоды индивидуализированное обучение отличалось целями, для достижения которых учитывались индивидуальные особенности. Основное отличие сегодняшней школы заключается в том, что сегодня целью обучения становится сохранение индивидуальности; сохранив это, школа выполнит свои задачи, в связи с этим можно уточнить определение индивидуализированного обучения.

Индивидуализированное обучение – это обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым учеником предмета обучения математике. А методы, средства и формы обучения позволяют учащимся активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения и обеспечивают им возможность выбора уровня овладения учебным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация обучения на уроках русского языка в основной школе

Эта публикация должна рассматриваться как попытка обобщить опыт работы в основной деревенской  школе, где количество учеников примерно 30 - 40 человек, и один учитель, ведя предмет во всех класса...

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения.

Статья. Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения. ...