М.Н. Перова "Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе"
учебно-методическое пособие по математике

Татьяна Васильевна Казакова

Методическое пособие предназначается для учителей вспомогательных школ, а также студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

К пособии раскрываются вопросы обучения элементам геометрии учащихся вспомогательной школы. Наглядная геометрия является составной частью математики, изучаемой во вспомогательной школе.

На изучение ее отводится в соответствии с программой по математике во вспомогательной   школе  значительное  количество  часов.

Изучение этого раздела математики позволяет формировать у умственно отсталых школьников пространственные и геометрические представления и понятия, чертежные, измерительные и графические умения и навыки. Знания и умения, получаемые учащимися при изучении геометрии, не только обогащают их жизненный опыт, пополняют математический кругозор. Кроме того, эти знания играют большую роль в коррекции и компенсации дефектов умственного и эмоциональио-волевого развития учащихся, подготовке их к производительному, общественно полезному труду, к социальной адаптации и реабилитации.

В пособии наряду со специфическими методами и приемами формирования геометрических знаний, умений и навыков читатели позна­комится и с коррекционными приемами, которые необходимо использовать при изучении геометрического материала, а также методи­кой решения различных видов задач геометрического содержания. Методическое пособие состоит из двух глав: общих вопросов содержания и методики изучения геометрического материала и вопросов частной методики.

И первой главе пособия излагаются задачи, содержание и организация изучения геометрического материала на уроках математики как в младших, так и в старших классах вспомогательной школы, показана взаимосвязь изучения арифметического и геометрического материала.

На основе собственного опыта, специальных исследований и анализа  учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе авторы знакомят читателя с основными трудностями усвоения геометрического материала умственно отсталыми учащимися, вскрывают причины этих трудностей и намечают пути их предупреждения и решения. И этой же главе приводятся примерные планы и конспекты уроков разного типа, раскрываются требования к домашним заданиям, ведению тетрадей.

 

 

 

 

Вторая глава пособия посвящена вопросам частной методики изучения отдельных тем геометрического содержания.

В целях избежания повторов изложение методики изучения гео­метрического материала проводится не по классам, а по основным темам программы. Например, сначала излагается методика изучения таких геометрических фигур, как точки, линии, отрезки, затем углы, далее методика изучения многоугольников и т. д. Причем при изло­жении методики изучения каждой темы авторы стремятся показать содержание, методы и приемы работы над ней в каждом классе вспо­могательной школы. Отмечают постепенно усложняющийся уровень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, показывают все новые виды наглядных пособий и дидактическою материала, использование коррекционных приемов.

Такое изложение материала поможет учители) проследить постепенное усложнение содержания геометрическою материала от класса к классу, различный уровень требований к нижним учащихся по данному разделу математики и тем самым правильно выбрать

соответствующие методы и приемы изучения элементом наглядной геометрии.

Особое внимание авторы обращают на формирование навыков работы с измерительными и чертежными инструментами на уроках математики, учитывая, что эти навыки позволят подготовить учащихся к жизни и играют исключительно большую кoppекционную роль.

Обе главы пособия взаимосвязаны. Внимательное ознакомление с содержанием первой главы позволит правильно выбрить наглядные пособия, методы и приемы обучения и организационно правильно реализовать рекомендации, изложенные во второй главе пособия,

Авторы надеются, что пособие окажет помощь студенту – будущему учителю-олигофренопедагогу и учителю, не имеющему опыта работы с умственно отсталыми детьми.

В настоящем пособии невозможно привести методические рекомендации по всем частным вопросам, описать все трудности, которые могут встретиться учителю. Авторы сделали попытку на большом количестве основных программных тем, изучаемых во вспомогатель­ной школе, показать особенности использования традиционных и специфических методов и приемов обучения умственно отсталых школь­ников элементам геометрии.

При подготовке методического пособия учитывались рекоменда­ции, изложенные в методических пособиях Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, П. Г. Тишина, а также новые научные данные, получен­ные в исследованиях Ю. Т. Матасова, В. П. Гриханова, собственных исследованиях авторов, изучении опыта работы учителей вспомога­тельных школ.

Предисловие и глава I написаны М. Н. Перовой, глава II написана совместно М.Н. Перовой и В.В. Эк.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (вспомогательная школа)

Данное тематическое планирование составлено к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида....

Тематическое планирование по чтению в 9 классе (вспомогательная школа)

Тематическое планирование к учебнику по чтению для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова...

Методическая разработка по теме: «Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»

«Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»...

обобщающий урок на тему "Вода" 6 класс вспомогательной школы 8 вида

Обобщающий урок, в котором используется ИКТ....

Презентация урока по предмету Элементы грамоты и развитие речи. 5 год обучения , 2 отдление вспомогательной школы.Тема: чтение слов с опорой на наглядный материал

Материал презентации, а также используемые картинные символы коммуникации являются наглядной основой и помощью для формирования читательских умений (чтение целыми словами) у учащихся с интеллектуально...