Элективный курс по математике в 10 классе (20 часов)
рабочая программа по математике (10 класс)

    Математические задачи повышенной сложности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elek_kursa.docx73.32 КБ

Предварительный просмотр:

                     Элективный курс  по математика в 10 классе (20 часов)

               «Математические задачи повышенной сложности»    

Учитель МБОУ СОШ № 59 г. Курска Игуменова  Нина Васильевна.      

Направленность 

 Программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности» дополняет обязательную программу по алгебре и геометрии и направлена, прежде всего, на  более глубокое  усвоение учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия позволяют педагогу производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём сложности изучаемого материала.

                                                             Актуальность 

 Программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности» составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу математики. 

 Однако учебная работа учащихся на  занятиях определяется не только математическим содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами:

характером объяснения учителя, соотношением теории и учебных упражнений, содержанием познавательных вопросов и задач, сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учащимся результатов. Занятия  по математике должны быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, правильной математической речи, привитие вкуса к чтению математической литературы, сообщение ученикам сведений из истории математики.

Главное место в математическом образовании, как и во всей педагогической работе, занимает, несомненно, урок. Но и система элективных  занятий даёт богатейшие возможности для решения задач математического образования. Темы элективного  курса «Математические задачи повышенной сложности»  могут быть использованы для ознакомления учащихся с применением математических знаний на практике, для привития ученикам конструктивных навыков, и т.д.

При этом могут использоваться разнообразные формы проведения занятий. Учитывая возрастные особенности учащихся, рекомендованы занятия – практикумы, лекции, семинары, доклады. На занятиях практикумах у ребят целенаправленно вырабатываются умения и навыки решения основных типов задач. Семинары посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала. Полезная форма работы – подготовка докладов, реализация различных докладов. Выполнение таких заданий важно

прежде всего, для развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учеников. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников группы. Большую роль в успешном усвоении материала учащимися имеет подбор задач. Содержание элективного курса зависит от индивидуальных интересов учителя.

Математическая и общепедагогическая квалификация организатора занятий так же не может не оказать влияния на качество и методический уровень. Большое значение имеют и личные вкусы педагога. Рекомендации по организации  работы: в начале первого занятия учитель должен в общих чертах обрисовать учащимся перспективу всей работы электива, рассказать об основных вопросах, которые будут изучаться на занятиях. Педагогу необходимо заранее подобрать и продумать список задач и вопросов для занятия, расположить их в определённой последовательности.

                             

                           

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                                                               Цель 

В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизнипрограмма ориентирована на достижение следующих целей: 

       формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

        развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

       овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно - научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

        воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Достижению этих  целей будет способствовать решение следующих задач:

                                                          Задачи 

Обучающие задачи:

- дополнить новыми фактами знания о решении уравнений и систем уравнений;

- формировать и развивать культуру вычислений;    

-  создать представление о решении занимательных и нестандартных задач.          

                Развивающие задачи:  

- способствовать развитию у обучающихся логического мышления,  способности решения нестандартных задач;

- развитие навыков работы с дополнительной литературой;

- формирование коммуникативных навыков через работу в парах и группах;

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, вырабатывать способ решения задачи, делать осознанный выбор.

                Воспитательные задачи:

- формирование уважительного отношения, любви  к предмету математики;

- формирование представлений о математике, как прикладной науке;

- формирование умения работать в коллективе, коммуникабельности обучающихся.

         Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 

По окончании срока реализации программы у учащихсябудут сформированы: 

-интерес к изучению математики;

-навыки поисковой, проектной и исследовательской деятельности; 

-навыки социокультурной компетенции; 

-потребность в самопознании и самовыражении; 

-навыки и умения работы с математической литературой с целью развития         исследовательских навыков и аналитического мышления;

-навыки, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств. 

По окончании срока реализации программы у учащихсябудут развиты: 

-личностные качества: честность, самостоятельность, ответственность, аккуратность;

-навыки самостоятельной работы; 

-способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и делать выводы; 

-инициативность в творческом, исследовательском процессе

                                          Компетентностная модель

Будут сформированы следующие компетенции:

-ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков);

-общекультурная компетенция  (принимать и понимать точку зрения другого человека);

-учебно-познавательная компетенция  (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы);  

            -информационная компетенция (осваивать современные средства информации и информационные технологии);

-коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы);

-выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь - это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.

                   

                               

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

занятия

Наименование раздела и темы

Количество часов

Примечание

1

Вводная беседа.

Уравнение с двумя неизвестными        

1

2

Уравнение с двумя неизвестными

1

3

Системы из двух уравнений, одно из которых однородное

1

4

Примеры решения систем уравнений разных  видов

1

5

Метод Гаусса. Примеры решения системы линейных уравнений методом Гаусса

1

6

Примеры решения системы линейных уравнений методом Гаусса

1

7

 Метод Крамера. Примеры решения системы линейных уравнений методом Крамера

1

8

Примеры решения системы линейных уравнений методом Крамера

1

9

Решением системы из двух уравнений с тремя неизвестными

1

10

Проектная и исследовательская деятельность

1

11

Решение уравнений не стандартным методом

1

12

Решение  уравнений  используя  тригонометрическую  подстановку

1

13

Неравенство Коши

1

14

Доказательства неравенств

1

15

Решение систем применяя теорию Коши

1

16

Решения уравнений , основанный на применении основных свойств векторного исчисления.

1

17

Метод решения уравнения, основанный на введении параметра

1

18

Метод решения уравнения, основанный на введении параметра

1

19

Использование области определения функций при решении уравнений и неравенств

1

20

Проектная и исследовательская деятельность

                                       

                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                       Основные источники:

1. Башмаков М.И. Математика учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования - М.: издательский центр «Академия», 2016.

2. Богомолов Н.В, Самойленко П.И. Математика, среднее профессиональное образование. Учебник для  ссузов.- 5 изд. – М.:  Дрофа, 2016.- 395 с.

3. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике, среднее профессиональное образование. Учебное пособие для ссузов.- 5 изд. – М.: Дрофа, 2016.- 204с.

Дополнительные источники

4.  Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.. 2016.

5. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М.,  2014.

6. Богомолов Н.В., Сергиенко Л.Ю. Сборник дидактических заданий по математике, среднее профессиональное образование. Учебное пособие для ссузов.-3 изд. – М.: Дрофа, 2014.- 236 с.

7.Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2014.

8. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2014.

9. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2014.

10. Шарыгин И.Ф. Геометрия (базовый уровень) 10—11 кл. – 2012

Интернет-ресурсы:

11.Библиотека электронных учебных пособий по математике.- Режим доступа: http: //mschool.kubsu.ru

12.Образовательный портал « Мир Алгебры».- Режим доступа: http: //www.algmir.org/ index. html

13.  Мегаэнциклопедия  Кирилла и Мефодия. – Режим доступа:

htt: // mega.km.ru

14. Сайты энциклопедий. – Режим доступа: http: // www.encyclopedia. ru

15. Вся элементарная математика. Режим доступа: http: // www. bymath. Net. При работе можно использовать статьи, разработки  из учебно-методического приложения к газете «Первое сентября»,     «Математика».    

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс обучения опирается на следующие принципы:

  • систематичность;
  • преемственность между членами группы;
  • демократичность (занятия со всеми желающими не зависимо от условия развития технических способностей) и дифференцированность (индивидуальные задания для одаренных обучающимися);
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип комплексного способа воздействия на личность обучающегося (применение различных видов и форм деятельности на занятиях);
  • принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области творческого воспитания.

В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические), так и новаторских (разнообразные «модели» занятий, применение здоровье сберегающих технологий, цифровых компьютерных технологий, системы творческих заданий, практикумы и т.д.).

Формы занятий:

  • общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
  • групповые (ведется практическая работа);

Структура занятия:

  • организационный момент  - установка на занятие, объявление темы, постановка задач;
  • работа над формированием теоретических знаний/ практических навыков;
  • первичное закрепление знаний/умений;
  • заключение, итог

              МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешного освоения предлагаемых тем необходимо

  1. Компьютерный класс с доступом к сети Интернет и установленной программой  MS Excel
  2. Средства мультимедиа  для наглядной демонстрации изучаемого материала

Кадровое обеспечение программы

Программа Digital – стратегии «Математические задачи повышенной сложности» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства

Приложение№1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

общеобразовательная общеразвивающая программа «Digital – стратегии «Математические задачи повышенной сложности»

(ознакомительный уровень, 32 часа)

Педагог: Лазарева Лилия Владимировна

Группа: К410-18

Место проведения: ГБПОУ Юридический Колледж

Сроки проведения: 01.10.2018 г. – 30.05.2018 г.

Дни занятий: вторник

Время: 13.40.

Дата

Кол-во часов

Форма

проведения

занятий

Тема занятия

Форма

контроля

2

Теоретическое занятие

Решение целых и дробно-рациональных уравнений.

фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Решение иррациональных уравнений и неравенств

фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение уравнений с параметрами.

индивидуальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение задач с помощью уравнений.

 фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение систем уравнений и неравенств.

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Задачи, имеющие  практическое значение (на смекалку).

индивидуальный опрос

2

Практическое  занятие

Занимательная математика. Задачи-шутки.

фронтальный опрос

2

Практическое занятие

Задачи на применение нестандартных способов вычисления

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Решение задач школьных олимпиад (10-11 класс).

индивидуальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение задач международной олимпиады «Кенгуру».

фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Пространство и размерность.

дискуссия

2

Практическое занятие

Многогранники. Куб и его свойства. Правильные многогранники.

тестирование

2

Практическое занятие

. Задачи на разрезание и складывание фигур. Игра «Пентамино».

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Задачи на вычисление длин, площадей и объёмов

индивидуальный опрос

2

Практическое занятие

Геометрические головоломки. Лабиринты.

фронтальный опрос

Итого

32

Приложение№2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

общеобразовательная общеразвивающая программа «Digital – стратегии «Математические задачи повышенной сложности»

(ознакомительный уровень, 32 часа)

Педагог: Лазарева Лилия Владимировна

Группа: К397-18

Место проведения: ГБПОУ Юридический Колледж

Сроки проведения: 01.10.2018 г. – 30.05.2018 г.

Дни занятий: вторник

Время: 13.40.

Дата

Кол-во часов

Форма

проведения

занятий

Тема занятия

Форма

контроля

2

Теоретическое занятие

Решение целых и дробно-рациональных уравнений.

фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Решение иррациональных уравнений и неравенств

фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение уравнений с параметрами.

индивидуальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение задач с помощью уравнений.

 фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение систем уравнений и неравенств.

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Задачи, имеющие  практическое значение (на смекалку).

индивидуальный опрос

2

Практическое  занятие

Занимательная математика. Задачи-шутки.

фронтальный опрос

2

Практическое занятие

Задачи на применение нестандартных способов вычисления

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Решение задач школьных олимпиад (10-11 класс).

индивидуальный опрос

2

Теоретическое занятие

Решение задач международной олимпиады «Кенгуру».

фронтальный опрос

2

Теоретическое занятие

Пространство и размерность.

дискуссия

2

Практическое занятие

Многогранники. Куб и его свойства. Правильные многогранники.

тестирование

2

Практическое занятие

. Задачи на разрезание и складывание фигур. Игра «Пентамино».

выполнение индивидуальных заданий

2

Теоретическое занятие

Задачи на вычисление длин, площадей и объёмов

индивидуальный опрос

2

Практическое занятие

Геометрические головоломки. Лабиринты.

фронтальный опрос

Итого

32

Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей, к сожалению, мало способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса.

Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях. Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы: рациональные и иррациональные задачи с параметрами; применение производной при анализе и решении задач с параметрами; уравнения и неравенства на ограниченном множестве; обратные тригонометрические функции; применение графического метода при решении задач с параметрами и др.

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе,34 часа в 11 классе).

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
  • расширение и углубление курса математики;
  • формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
  • формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
  • развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Рассчитанная на 68 часов, программа может быть реализована за 2 учебных года в 10-11 классах, по 1 часу в неделю на протяжении 4-х полугодий.

Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ  КУРСУ

                         «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»

Ступень обучения (класс): среднее (полное) общее образование,   10

Количество часов: всего 20часов                                

Уровень:  профильный

Учитель:  Игуменова Нина Васильевна

 

Рабочая программа  по элективному  курсу  для  учащихся 10 класса разработана на основе примерной программы  среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике, на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике и кодификатора элементов содержания  по математике для составления КИМов ЕГЭ 2019 г.

                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10класса составлена на основе примерной программы  среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания  по математике для составления КИМов ЕГЭ 2013 г.

 Программа рассчитана на два года обучения  в объеме 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу  в неделю).

Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на  расширение  и углубление  содержания курса математики с целью  дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой)  аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Цели курса

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
  •  успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть С), к продолжению образования;
  • углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
  • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
  • сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
  • сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности,  предлагаемых на  ЕГЭ (часть С);
  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
  • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;    
  •  формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Виды деятельности на занятиях:

лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, КДР,  тестирование.

Предполагаемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов,  в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
  • решать уравнения высших степеней;
  • решать текстовые задачи;
  • решать геометрические задачи;
  • решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);
  • строить графики, содержащие параметры и модули;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
  • повысить уровень  математического и логического мышления;
  • развить навыки исследовательской деятельности;
  • самоподготовка, самоконтроль;
  • работа учитель-ученик, ученик-ученик.

Работа курса строится на принципах:

  • научности;
  • доступности;
  • опережающей сложности;
  • вариативности.

Средства, применяемые в преподавании:

КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать/ уметь:

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
  • приемы построения графиков элементарных функций с  модулем и параметром;
  • формулы тригонометрии, степени, корней;
  • методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
  • понятие многочлена;
  • приемы разложения многочленов на множители;
  • понятие модуля, параметра;
  • методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
  • методы решения геометрических задач;
  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
  • понятие производной и ее применение;
  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
  • уметь решать уравнения высших степеней;
  • уметь выполнять вычисления и преобразования,  включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
  • уметь выполнять действия с функциями и строить графики с  модулем и параметром;
  • уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

10класс

Таблица

тематического распределения количества часов

№  темы

Содержание

Количество часов

1.

Многочлены

8

2.

Преобразование выражений

7

3.

Решение текстовых задач

5

4.

Функции

6

5.

Модуль и параметр

8

Всего

34

Содержание изучаемого курса

10 класс

Тема 1.  Многочлены ( 8ч )

Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по математике, с его структурой,  содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.

Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм  Евклида  для многочленов. Теорема Безу и ее применение. Схема Горнера и ее применение. Методы решения уравнений с целыми коэффициентамиРешение уравнений высших степеней.  

Тема 2.  Преобразование выражений (7 часов)

Преобразования выражений, включающих арифметические операции.    Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени,  модуль числа.  

Тема 3. Решение текстовых задач ( 5 ч)

Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты»,  «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».

Тема 4.  Функции (6 ч)

 Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции  и  их свойства и графики.

Тема 5. Модуль и параметр (8 ч)

Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.

11класс

Таблица

тематического распределения количества часов

№  темы

Содержание

Количество часов

6.

Преобразование  выражений  

4

7.

Уравнения,  неравенства  и  их системы (часть С)

9

8.

Модуль и параметр

6

9.

Производная и ее применение

9

10.

Планиметрия. Стереометрия

6

Всего

34

Содержание изучаемого курса

Тема 6.  Преобразование  выражений  (4)

Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.

Тема 7.  Уравнения,  неравенства  и  их системы  (часть С) (9 ч )  

Различные способы решения  дробно- рациональных, иррациональных,  тригонометрических,  показательных,  логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений  и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений,   неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)

Решение показательных,  логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение  показательных,  логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных,  логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.

Тема 9.  Производная и ее применение (9 ч)

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический  смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции,  экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Тема 10.  Планиметрия. Стереометрия (6 ч)

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождениеплощадей  фигур. Углы в пространстве.  Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.

Учебно – методическая литература:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2013 года по математике.

  1. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году. Методические указания.

          Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 2012.

  1. Задания для подготовки к ЕГЭ – 2010 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2010.
  2. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2011 по математике /

Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2011.

  1. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего  повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008.
  2. Серия рабочих тетрадей по каждому типу заданий В1-В14  издательства

МЦНМО г. Москва под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М.:  ACT: Астрель, 2013.

  1. Математика. Подготовка к  ЕГЭ  - 2013: Учебно-методическое пособие                                             / Под  ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2012.
  2.  КИМ «Алгебра и начала  анализа»-10класс. Составитель:  А.Н.Рурукин. М:  «ВАКО», 2011.
  3. Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ                   / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2009.  
  4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное

пособие для 10 класса средней школы /И. Ф.Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.

  1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1991.
  2.  А.П.  Карп  «Сборник  задач  по  алгебре  и  началам  анализа 10 – 11 класс» Москва:  «Просвещение»  2009  год.
  3. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  4. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  5. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  6. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  7. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  8. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  9. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  10. Интернет – ресурсы:

 http://www.fipi.ru

 http://www.mathege.ru

 http://www.reshuege.ru

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО

учителей математики, физики, информатики

 от ______ №

Руководитель МО ____________

Заместитель директора по УВР

 

_________        

«___»  _____  201__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Избранные вопросы математики»

на 2013-2014 учебный год,  11 класс (1ч в неделю, всего 34ч)

Номер  урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Используемые

УН и ЛО

примерная

фактическая

6.Преобразование выражений

4

1

Преобразование степенных выражений

1

3 сентября

Тесты,  КИМ

2

Преобразование показательных выражений

1

10 сентября

Тесты,  КИМ

3

Преобразование логарифмических выражений

1

17 сентября

Тесты,  КИМ

4

Преобразование тригонометрических выражений

1

24 сентября

Тесты,  КИМ

7. Уравнения,  неравенства  и  их системы (часть С)

9

5

Различные способы решения  дробно- рациональных  уравнений и неравенств

1

1 октября

Презентация

6

Различные способы решения  иррациональных  уравнений и неравенств

1

8 октября

Демонстрационный материал

7

Различные способы решения  тригонометрических уравнений и неравенств

1

15 октября

Презентация

8

Различные способы решения  показательных уравнений и неравенств

1

22 октября

Демонстрационный материал

9

Различные способы решения  логарифмических уравнений и неравенств

1

29 октября

Демонстрационный материал

10

Основные приемы решения систем уравнений

1

12 ноября

Демонстрационный материал

11

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений  и неравенств

1

19 ноября

Тесты,  КИМ

12

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем

1

 26 ноября

Тесты,  КИМ

13

Изображение на координатной плоскости множества решений   неравенств  с  двумя переменными и их систем

1

3 декабря

Слайды

8. Модуль и параметр

6

14

Решение показательных,  логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль

1

10 декабря

Слайды

15

Решение показательных,  логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль

1

17 декабря

Демонстрационный материал

16

Решение  показательных,  логарифмических уравнений  и их систем, содержащих параметр

1

24 декабря

Тесты,  КИМ

17

Решение  показательных,  логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр

1

14 января

Тесты,  КИМ

18

Функционально-графический метод решения показательных,  логарифмических уравнений, неравенств с модулем

1

21 января

Тесты,  КИМ

19

Функционально-графический метод решения показательных,  логарифмических уравнений, неравенств с  параметром

1

28 января

Тесты,  КИМ

9.Производная и ее применение

9

20

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной

1

4 февраля

Тесты,  КИМ

21

Уравнение касательной

1

11 февраля

Тесты,  КИМ

22

Физический и геометрический  смысл производной

1

18 февраля

Презентация

23

Производная сложной функции

1

25 февраля

Индивидуальные задания

24

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

1

4 марта

Слайды

25

Наибольшее и наименьшее значения функции

1

11 марта

Тесты,  КИМ

26

Экстремумы функции

1

18 марта

Тесты,  КИМ

27

Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах

1

1 апреля

Индивидуальные задания

28

Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических  задачах

1

8 апреля

Индивидуальные задания

10. Планиметрия. Стереометрия

6

29

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника

1

15 апреля

Презентация

30

Нахождениеплощадей  фигур

1

22 апреля

Тесты,  КИМ

31

Углы в пространстве.  Расстояния в пространстве

1

29 апреля

Демонстрационный материал

32

Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения

1

6 мая

Слайды

33

Вычисление объемов  многогранников, тел вращения

1

13 мая

Слайды

34

Итоговый урок

1

20 мая

          ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС (170 ЧАСОВ, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

Тематическое планирование материала по математике в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др....

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ 6 КЛАСС (170 ЧАСОВ, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

Тематическое планирование материала по математике в 6 классе по учебнику Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др....

Рабочая программа по математике 6 класс ( 6 часов в неделю, всего 204 часа в год) Учебник :Н.Я. Виленкин, В,И.Жохов и др. " Математика 6", Издательство: М.:Мнемозина. 2012г.

Программа содержит: пояснительную записку,требования к математической подготовке обучающихся, примерное тематическое планирование, тест за курс математики 5 класса, самостоятельные и контрольные работ...

Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии

 Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...

Календарно-тематическое планирование по математике 6 класс (6 часов в неделю, всего 204 часа)

Планирование составлено на основе рабочей программы по математике 5-6 учителя математики МБОУ лицея № 90 Потаповой Е.М., утвержденной решением педсовета протокол №11 от 31 августа 2017 года. Учеб...

Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс (6 часов в неделю, всего 204 часа)

Планирование составлено на основе рабочей программы по математике 5-6 учителя математики МБОУ лицея № 90 Потаповой Е.М., утвержденной решением педсовета протокол №11 от 31 августа 2017 года. Учеб...

Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов)

Планирование составлено на основе рабочей программы по математике 5-6 учителя математики МБОУ лицея № 90 Потаповой Е.М., утвержденной решением педсовета протокол №11 от 31 августа 2017 года. Учеб...