Урок «Математические представления» в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
план-конспект урока по математике

Пеньковская Тамара Ивановна

Тема:  Числа 1.2,3,4,5.  Отсчитывание и сложение предметных множеств. Обозначение действия знаком +.  Запись арифметического примера на увеличение 4+1=5

Задачи: 1.  Учить  складывать  предметные  множества, обозначать  действие  знаком +.  Запись арифметического примера на увеличение 4+1=5. Продолжить обучение   пересчитыванию   предметов   по единице. 2. Работать над коррекцией внимания,  памяти, мышления, пространственного ориентирования.  Развивать  умение выполнять  действия по образцу, по подражанию, с заданными качественными параметрами.  Учить ориентироваться в тетради, писать цифры   и  примеры  по точкам и самостоятельно.   3. Воспитывать  правила поведения на уроке,  интерес к  учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Математические   представления»

в  классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

учитель Пеньковская Т.И.

Тема:  Числа 1.2,3,4,5.  Отсчитывание и сложение предметных множеств. Обозначение действия знаком +.  Запись арифметического примера на увеличение 4+1=5

Задачи: 1.  Учить  складывать  предметные  множества, обозначать  действие  знаком +.  Запись арифметического примера на увеличение 4+1=5. Продолжить обучение   пересчитыванию   предметов   по единице. 2. Работать над коррекцией внимания,  памяти, мышления, пространственного ориентирования.  Развивать  умение выполнять  действия по образцу, по подражанию, с заданными качественными параметрами.  Учить ориентироваться в тетради, писать цифры   и  примеры  по точкам и самостоятельно.   3. Воспитывать  правила поведения на уроке,  интерес к  учебной деятельности.

Ход урока

  1. Орг. класса.  
  2. Упражнения на внимание   и  пространственную   ориентацию  (Инструкции учителя:  руки вверх-вниз-вперед-вниз, поднимите  правую руку, левую руку,  покажите  рукой  вправо, влево, назовите предметы, которые от  вас справа, слева.  Посмотрите   вверх-вниз, вправо-влево. Тихо садитесь за парты)    
  3. Упражнение на определение местоположения  предметов в пространстве.    Игра  «Найди  игрушку!» (заранее в классе расставлены игрушки)  

- Сегодня с нами на уроке  несколько  игрушечных героев. Давайте их найдем!  (инд.задания: Кирилл найдет игрушку,  которая стоит около шкафа и т.д, перед дверью, под столом, на подоконнике, за доской)

  1. Предметные манипуляции. Индивидуальные задания для каждого ученика: Назови и поставь  игрушку  первой,  поставь за  куклой,  поставь  между  и т.д.)
  2. Упражнение в пересчитывании   игрушек.

- Давайте посчитаем наших гостей ( вопросы:  Сколько всего игрушек? Кто  первый? Последний? Между? Третий?  Второй? и  т.д.)

  1. Игра на внимание  «Прятки»  (дети закрывают глаза, убираю  одну  из игрушек, кто спрятался? и так 2-3 раза)
  2. Работа с геометрическими  фигурами.

- Ребята, посмотрите,   наши герои   тоже решили  с нами  поиграть и приготовили  нам геометрические  фигуры, которые  мы должны узнать и назвать (на столах у детей такие же  геометрические фигуры и еще одна фигура лишняя (другая))

(Учитель показывает фигуру,  дети  называют цвет, фигуру, находят и  показывают  такую же фигуру  у себя на столе) (неговорящий  ученик  показывает по опоре  на парте  (цвет, фигуру),  

  1. Составление узора из геометрических фигур на листе А4  

- Давайте составим узор из геометрических  фигур. Слушайте внимательно и  кладите  фигуру на листе  по заданию   (у детей на партах белый лист формата А4,  геометрические фигуры),  по  инструкции учителя (красный круг в середине, зеленый треугольник  вверху,  синий треугольник внизу, белый прямоугольник справа, желтый  квадрат слева)  образец –  на экране в  презентации СМАРТ,  фигуры появляются после инструкции к каждой фигуре)

(подвижная физминутка)

  1. Работа  с  числовым  рядом  (от 0 до 10), (от 0 до 20) (называние чисел в прямом и обратном порядке)

Работа в презентации СМАРТ.

- Ребята, скажите, у  кого из наших героев длинные  уши?  (зайчик)

-Зайчик тоже решил поиграть с нами в прятки и спрятал некоторые числа в числовом ряду,  нам надо их  узнать по порядку от 0 до 10. Чтобы справиться с заданием повторим числовой ряд по опорам на партах.

- Считаем от 0 до 10, от 10 до 0 (хором, индивидуально)

- Назовите соседей числа 5? После какого числа стоит число 5? Какие числа меньше чем 5?

7.  Отсчитывание  предметов одного цвета. Соотнесение числа и цифры. СМАРТ.

-Кто из героев похож на человека? (кукла)

- Наша кукла, она девочка или мальчик? (девочка)

- Кукла  предлагает нам разложить конфеты в тарелочки по цвету, пересчитать их  и поставить  нужную   цифру (В презентации СМАРТ  конфеты  (синие, зеленые, красные перемешаны.  Внизу  3 тарелочки соответствующих  цветов.)  (пересчитывание хором и индивидуально, выполнение задания у СМАРТ доски-раскладывание по тарелочкам)

Вопросы: в какой тарелочке  конфет больше? меньше?

8.  Отсчитывание.

- А сейчас мы с вами будем угощать наших героев. Что это? (учитель показывает яблочки)

- Я выкладываю яблочки   каждому герою, а вы считаете молча (глазами), посмотрим, хватит всем или нет? (достаю из мешочка и выкладываю только 4 яблочка)

 - А теперь посчитаем хором. Слава посчитает  сам.

 – Сколько яблок?  А сколько  у нас героев?

Хватило ли всем героям? (нет)(считаем героев, уточняем)

- Сколько яблок не хватает?  Кому не хватило яблочка?

- Что будем делать, добавлять или убирать, чтобы  всем героям досталось по яблочку? (добавлять) Сколько добавим? (1)

- Значит, 4 да еще 1 получится 5?

- Составляем пример в СМАРТ презентации  (4+1=5) Читаем пример (хором, индивидуально)

9. Работа в тетради.

- Давайте запишем  в тетради  наш пример 4+1=5, обводим  по точкам и  пишем  самостоятельно.

10. Упражнение  в тренировке памяти. Определение местоположения  игрушек в пространстве.

-Ну вот, ребята, все задания выполнены! А теперь давайте рассадим наших героев по своим местам, откуда они к нам пришли в начале урока.

(вспоминаем, где кто сидел,  дети индивидуально расставляют  игрушки  на прежние места по  памяти) 

11. Итог урока.

Ребята, мы молодцы? Похлопаем  друг  другу! (аплодисменты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют р...

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Особенности формирования представлений о величине предметов у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний.Внимание крайне неустойчив...