ТК "Умножение десятичных дробей" 5 класс УМК А. Г. Мерзляк
методическая разработка по математике (5 класс)

Егорова Мария Вадимовна

ТК Умножение десятичных дробей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТК Умножение десятичных дробей25.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Технологическая карта урока математики 5 класса

                                                                        

 «Умножение десятичных дробей на десятичную дробь»  

   1 урок по теме

 

 

 

 

 

 

Учитель математики ГБОУ СОШ №394

Егорова М В

 

 

 

2019 учебный год

Образовательные:

Формировать навыки умножения десятичных дробей на десятичную дроюбь; совершенствовать умения при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Развивающие:

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, создание положительной мотивации.

Тип урока

Открытие новых знаний

Личностные результаты

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты

Знать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; Знать правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь, уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число и десятичную дробь

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД. 

Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 Коммуникативные УУД. 

Уметь: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

 Познавательные УУД.

Уметь: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

 

Личностные УУД. 

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы, методы, методические приемы

Методы: словесный, наглядный, беседа, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, работа в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины

Опорные понятия, термины: натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Новые понятия и связи между ними: Произведение десятичной дроби на натуральное число

Образовательные ресурсы

УМК: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А Г Мерзляк, В.Б,Полонский, М С Якир Москва  Издательский центр «Вентана –Граф» 2019.


 

 

 

 

Этапы урока

Формы,

методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

 

1. Организационный момент

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на рабочем столе.

 

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Девиз нашего урока: 

«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.»

А значит, нам предстоит путем размышлений, может даже подражая чему-либо, на собственном опыте добывать новые знания. В конце урока вы мне скажете, где было размышление, опыт, подражание- помогли ли они вам получить новые знания.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

1) На доске: 12,3;  85;   456; 10,7;  5,28;  0,958;  17;   142,3;   0,05;   12,4 .

Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II – десятичные дроби.

Организация повторения правил сложения и вычитания десятичных дробей.

- Ребята, а давайте с вами вспомним всё, что мы знаем о десятичных дробях. 

- Какие действия мы с вами умеем выполнять с десятичными дробями? Какие правила вы знаете об этом?

- Давайте выполним некоторые вычисления.

2) Давайте проверим, правильно ли вы выполнили эти действия?
 Ответы на доске.

 

3)Практические задача

-Найти периметр квадрата со стороной 1,2 дм

1.Как найти периметр квадрата?

2.Какие величины используются в этой задаче?

3.Как найти площадь этого квадрата?

4.Сможем мы найти значение этого выражения?

5.Каких знаний нам не хватает?

Сформулируйте пожалуйста тему урока.

1) I - натуральные числа:

85;456;17.

II – десятичные дроби.

12,3;10,7;5,28; 0,958; 42,3;0,05;12,4.

 

 

 

 

 

2) 0,02+1=1,02

5,25 -5,06=0,19

8,1+2,01=10,11

7,9-3,5=4,4

14,8+5,2=20

10 -6,7=3,3

5,43+0,07=5,5

9 -0,9=8,1

2,8 +0,5=3,3

0,7 +0,3=1

 

 

 

Сверяют ответы с доской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Решая практические задачи, выявляют место затруднения, устанавливают причину затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулируют тему урока и ставят перед собой  цели.

Регулятивные УУД - -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД

-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом

(сравнение).

Детей разделить на 2 группы     (перед уроком  дети вытягивают квадратики двух цветов - красного  и синего)  Даётся задание обеим группам: найти периметр квадрата,  предварительно  измерив  его сторону:  1 группа - синий квадрат - 1, 2 см;  2 группа  - красный квадрат  - 2,4 см.

Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.

А как по-другому можно было найти тот же периметр?

Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)

1, 2 • 4 = 48; (см)                             

2,4 • 4 = 96(см).

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей на натуральные числа.

 

А попробуем вычислить площадь этих квадратов? Что такое площадь? как найти площадь квадрата? в чем сложность?

1,2*1,2=?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найти сумму длин сторон.

В тетрадях: 1,42 + 1,42 + 1,42+1,42 = 4,8 (см);    

2,4 + 2,4 + 2,4 + 2,4 =9,6 (см)

 

 

 

 

 

- Умножить длину стороны квадрата на 4

 

 

 

 

 

 

В тетрадях:

1,2 • 4 = 48(см);                             

2,4 • 4 = 96(см).

 

-Отличаются только запятой.

Учащиеся замечают, что они перемножили натуральные числа, а потом в ответе поставили запятую, причем запятая поставлена так ,что количество знаков после запятой в произведении совпало с количеством знаков после запятой в десятичной дроби..

- формулируют правило сами.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь,

1)надо перемножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые,

2) в полученном произведение отделить запятой справа столько знаков, сколько их в обоих множителях вместе.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Физкультминутка

 

Выполнение упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз.

Физкульт минутка

 

4. Закрепление изученного материала

Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

1)Поставьте запятую в ответе.

(Задание на доске)

Задание выполняется в тетради  проверяя и проговаривая  устно .

(Ответы представлены на доске)

Решить практические задачи  с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях

(Задание на доске)

Решить №914 по учебнику

По цепочке на доске выполняется умножение. Так же работа самостоятельно в тетради: самопроверка, проговаривая  устно цепочкой.

2) Решают практические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают № 914.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

5. Рефлексия

Беседа в ходе фронтальной работы.

Фиксирование нового содержания.

Рефлексия.

Организуется рефлексия.

– Какую цель вы поставили в начале урока?

– Вы достигли цели урока?

– Что вы использовали для достижения цели?

– Что интересного вы заметили при умножении   десятичных дробей на натуральное число?

– Проанализируйте результат своей работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности .

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Домашнее задание

Беседа в ходе фронтальной работы.

Домашнее  задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей 911, 915, 922

Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике по теме " Умножение и деление десятичных дробей" к УМК А.Г. Мерзляк, В.Ф. Полонский, М.С. Якир

Контрольная работа по математике по теме " Умножение и деление десятичных дробей" к УМК А.Г. Мерзляк, В.Ф. Полонский, М.С. Якир. В данной работе даны 3 варианта....

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф»)

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК   А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф...

Серия уроков на тему "Десятичные дроби" по учебнику Мерзляка для 5 класса.

Ниже представлены конспекты уроков по ФГОС: урок нового материала и урок повторения и закрепления материала....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Умножение десятичных дробей". Математика 5 класс. Учебник. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский.

В основе урока лежит инновационная образовательная технология "Перевёрнутый класс".Перевернутый класс  – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, включает в себя...

Сложение и вычитание десятичных дробей. к учебнику А.Г. Мерзляк

Цели :Предметные: научить учащихся складывать и вычитать десятичные дроби,развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.Личностные: развивать интерес к...