Формирование функциональной грамотности на уроках математики
презентация к уроку по математике

Елена Николаевна Джура

Актуальность обсуждаемой темы формирования функциональной грамотности очень точно выражена в высказывании великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое.

Заказ общества - на личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности, и, несомненно, новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на вебинаре

«Формирование функциональной грамотности

 обучающихся на уроках математики»,

Джура Е.Н., учитель математики

 МБОУ «СОШ №8» г. Ханты-Мансийска

Слайд 1-2

Добрый день, уважаемые коллеги!

Актуальность обсуждаемой темы формирования функциональной грамотности очень точно выражена в высказывании великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое.

Заказ общества - на личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности, и, несомненно, новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности.

Слайд  3

Известно, что приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три основных её составляющих  — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность.

Слайд 4

Функциональная грамотность на самом деле- это ключевые умения, которые позволяют решать не рафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики. Среди математиков есть такое мнение: не бывает прикладной математики, есть приложения математики. (Андрей Николаевич Колмогоров)

Слайд 5

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат (проблема в контексте). Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование (математическое моделирование – математическая проблема), затем Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию, получать новые математические результаты. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей  и их интерпретации (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи и её реализации в реальном мире.

 Эта схема отражает процесс формирования и оценки математической грамотности.

Слайд 6

Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):

Изменение и зависимости;

Пространство и формы;

Неопределенность и данные;

 Количество

 Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают деятельность ученика:

Формулировать ситуацию математически;

 Применять математические понятия, факты, процедуры;

 Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;

Рассуждать

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности являются компетентностно – ориентированные задания.

На уроках математики – это, конечно же задания с математическим содержанием.

Примером таких заданий могут служить задачи на движение протяжённых тел,  которые, включены как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

Трудности в решении таких задач как раз испытывают школьники, у которых не сформировано смысловое чтение и анализ ситуации.

Так, учащиеся должны понимать смысл ключевой фразы «поезд проезжает мимо лесополосы»….(представлено на схеме-рисунке).

Слайд 7

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках математики предусматривает изучение текстов задач разных типов и стилей, особое внимание уделяется практико-ориентированным задачам, которые могут быть решены с помощью схем, таблиц – как инструментов, графиков, чертежей для

  • развития умения графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;
  • развития умение геометрической грамотности, понимания свойств геометрических фигур, умения анализировать данные задач;
  • формировать умение пространственного воображения;

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности являются компетентностно – ориентированные задания.

На слайде представлены этапы поиска решения задачи, формирующие перечисленные умения.

Слайд 8

На следующем слайде мы видим, что функционально грамотная личность «выращивается» на основе формирования обще учебных умений (или компетенций), которые в свою очередь формируются через решение специальных учебных заданий.

Слайд 9

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через:

формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
  • Для построения и исследования простейших математических моделей;
  • Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
  • Для интерпретации графиков реальных процессов;

Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач

Слайд 10

На следующем слайде представлена задача – одна из самых сложных в тестах ОГЭ и ЕГЭ на движение. Это задача о трёх велосипедистах. Которая достаточно просто решается графическим способом.

Итак, если учащиеся владеют знаниями и умениями построения графиков движения, то решение задачи гораздо упрощается и приводит к быстрому пониманию реальной ситуации и её математической интерпретации – модели.

Слайд 11

А на данном слайде показано решение задачи без использования графиков движений, учащимся достаточно сложнее прийти к модели задачи.

Слайд 12 -13 

Следующие два слайда демонстрируют также процесс упрощения понимания и решения реальной ситуации задачи на проценты с использованием геометрической схемы.                                                          

Слайд 14   

С использованием схемы решаем задачи на смеси и сплавы на концентрацию), осмысливая тот факт, что содержание вещества до и после остаётся постоянным.                          

Слайд 15-16   

Практический метод при формировании функциональной грамотности на уроках математики является преобладающим.

Так , например, пр работа по изучению длины окружности и площади круга.                          

Слайд 16  -17

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ :

 

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства                                          

Слайд 18                               

Слайд 19 

Слайд 20 

Главным условием формирования ФГ учащихся является объединение усилий всего коллектива педагогов.

В нашем небольшом коллективе классов русской духовной культуры школы номер 8, мы уже не первый год направляем свои усилия на решение данной проблемы.

Педагоги проходят курсовую подготовку по проблемам ФГ, СЧ, ПД, УИД

Слайд 21                                         

Благодарю за внимание. Если есть вопросы с удовольствием отвечу через указанные контакты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики » Джура Елена Николаевна, учитель математики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8

Слайд 2

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (PISA: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И ДР.) СОЗДАНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПОЗИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗА СЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ И ТРЕБОВАНИЙ 21 ВЕКА ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д. Ушинский

Слайд 3

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2 . Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. 3 . Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 4 . Финансовая грамотность 5. Креативное мышление 6. Глобальные компетенции СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 4

Формирование и развитие функциональной грамотности школьников выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований. Функциональная грамотность – это ключевые умения, которые позволяют использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТОИТ В ОСНОВЕ САМОЙ МАТЕМАТИКИ

Слайд 5

СТРУКТУРА ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 6

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Оценить результат!

Слайд 7

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики » Джура Елена Николаевна, учитель математики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8

Слайд 2

ДВИЖЕНИЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 3

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через: формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни : Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; Для построения и исследования простейших математических моделей; Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; Для интерпретации графиков реальных процессов; Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач

Слайд 4

ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ Из одного пункта в одном направлении выехали 3 велосипедиста с интервалом в 1 час. Первый велосипедист едет со скоростью 15 км/ч, а второй со скоростью 20 км/ч. Третий догоняет первого, а еще через 9 часов догоняет второго велосипедиста. Найдите скорость третьего велосипедиста. ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Слайд 5

ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого — третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч. ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Слайд 6

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ № 99568 Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены? Пусть х - общий доход семьи Рассмотрим уравнения (М-доход мужа, Ж-доход жены, Д- доход дочери) 1. М + Ж + Д = х 2. 2М + Ж + Д = 1,67х 3. М + Ж + Д/3 = 0,96х Из 2-го уравнения вычитаем 1-е уравнение М = 0,67х Из 1-го уравнения вычитаем 3-е уравнение 2Д/3 = 0,04х Д = 0,06х Отсюда Ж = х - М - Д = х - 0,67х - 0,06х = 0,27х Ответ: 27%

Слайд 7

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

Слайд 2

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Слайд 3

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера; исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ :

Слайд 4

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТОВ :

Слайд 5

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"

презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Методический семинар по теме !Фомирование функциональной грамотности на уроках математики"...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Функционально грамотная личность должна обладать общеучебными умениями.  Российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно использовать эти знания....

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность  проводить математические рассуждения и ф...