ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
статья по математике (10, 11 класс)

Лаврикова Людмила Николаевна

При организации обучения необходимо учитывать общие профессиональные компетенции работников отдельных профессий, так как они оказывают существенное влияние на способы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, выбор педагогических технологий, конкретных форм, методов и средств обучения будущих специалистов. 

Характерные для профессий компетенции можно формировать средствами математики.

 Планируя свою деятельность и деятельность студентов на уроках математики преподавателю необходимо применять те или иные формы, методы и приемы обучения предмету, которые будут способствовать развитию  особенностей мышления, характерных для профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lavrikova_l.n.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Людмила Николаевна Лаврикова, кандидат

педагогических наук, преподаватель математики

ГБОУ СПО Российский колледж традиционной культуры

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

При организации обучения необходимо учитывать общие профессиональные компетенции работников отдельных профессий, так как они оказывают существенное влияние на способы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, выбор педагогических технологий, конкретных форм, методов и средств обучения будущих специалистов. Специальности профессионального цикла можно условно разделить на такие основные группы профессий, как  металлообрабатывающий и деревообрабатывающий профили (сварочное производство, токарь, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник и др.), сфера обслуживания (парикмахерское искусство, менеджер в общественном питании, гостиничное хозяйство и др.), художественное отделение (художник, мастер-изготовитель художественных изделий из керамики, художник-оформитель и др.), легкая промышленность (мастер конструирования и моделирования одежды, мастер по производству обуви и др.), делопроизводство (секретарь-референт, бухгалтер, делопроизводитель и др.).

Современное производство предъявляет все всевозрастающие требования к подготовке специалистов различных профессий. Психологами установлено, что хорошая общеобразовательная подготовка помогает быстрейшему овладению профессией [2,3]. Особенно важны знания по предметам физико-математического цикла.

 Одной из наиболее распространенных специальностей металлообрабатывающего профиля является профессия слесаря. Работа слесаря по ремонту оборудования начинается с чтения, освоения чертежа. Здесь слесарь выступает как специалист, имеющий значительные чертежно-графические навыки, математические знания, способности к техническим расчетам. Для чтения чертежей нужно уметь представлять себе отдельные детали, узлы и все изделие в объеме, понимать взаимодействие всех частей в рабочем режиме, намечать способы и порядок обработки. Очень важно представлять себе изделие в действии, когда все его детали взаимодействуют, соприкасаются, разогреваются и изменяются в размерах [1]. Это требует не только больших знаний, но и хорошего уровня технического мышления, особенно пространственных представлений, развитию которых  способствует выполнение лабораторных работ  и решение задач с профессиональным содержанием, например, на изображение фигур в различных координатных плоскостях или преобразование координат на плоскости. Слесарь по ремонту оборудования четко планирует свою работу, устанавливая порядок обработки и сборки, чтобы не пропустить ни одной операции и в то же время не делать лишней работы, что случается при неправильном определении последовательности действий. К чертежам приходится обращаться на всем протяжении работы, чтобы не допустить ошибок, поэтому хорошо развитая память на формы и числа помогает сокращать время работы с чертежами. Очень важна для слесаря наблюдательность в отношении мелких различий в форме, величине, расстоянии и т.д. Данные умения и навыки можно развивать с помощью устных заданий на нахождение отличий деталей, элементарные подсчеты, выполняемые по готовым чертежам изделий. Такие упражнения рекомендуется проводить в начале или в конце урока в качестве закрепления изученного математического материала. Сложным видом работы слесаря является разметка – перенесение основных элементов чертежа на обрабатываемое изделие. Здесь нужны твердость руки, острота зрения, хороший глазомер. Развитию этих умений помогает проведение бинарных уроков по предметам профессионального цикла и по математике. Кроме того, специфической особенностью профессиональной подготовки будущих специалистов данного профиля является преимущественное использование геометрических понятий. В изучении геометрии важное место должны занять не простые геометрические фигуры (плоские, пространственные), а различные геометрические конфигурации, являющиеся моделями реальных производственных объектов.

Своеобразный характер носит обучение работников легкой промышленности. Одной из основных специальностей этого профиля является профессия модельера. Эта профессия требует от человека усидчивости, трудолюбия, аккуратности, сосредоточенного внимания. Мастерам конструирования и моделирования одежды необходимо создавать яркие представления и образы, например, модель современного делового платья. Поэтому они  должны иметь образное мышление, развитию которого может способствовать решение задач на нахождение количества расходуемого материала по готовому чертежу основы изделия, на построение проекций его отдельных деталей. Поскольку в деятельности работников данной профессии преобладают моторные навыки, то и система математического обучения должна обеспечивать возможность многократных упражнений в выполнении тех или иных приемов. Например, выполнять измерения до тех пор, пока не будет достигнута необходимая точность. Упомянутые выше профессиональные компетенции работников легкой промышленности должны учитываться при формировании содержания математического образования. Ведь использование основных понятий, аксиом, определений и теорем по геометрии (перпендикулярности, параллельности, симметричности и других) лежит в основе проверки качества изделий. Например, выкраивание изделия по готовым лекалам при сложенном вдвое материале основано на применении свойств симметрии.

Другим не менее важным профилем является сфера обслуживания, к которой относятся следующие профессии: парикмахер, менеджер общественного питания, гостиничное хозяйство и другие профессии, связанные с обслуживанием людей. Они требуют от человека упорства, уверенности в себе, способности к общению с людьми, умения их понимать. Поэтому на уроках по теоретическому обучению следует использовать коллективные формы обучения, проводить уроки в форме игры, создавая модели производственных ситуаций. Профессии сферы обслуживания в настоящее время требуют от специалиста не только знание своей специальности, но и незаурядные организаторские способности. Например, менеджер общественного питания, парикмахеру, работнику гостиничного хозяйства не обойтись без оформления накладных и заказов на продукты, количество обслуживаемых людей соответственно. Это уже совсем не те профессии, которые раньше ассоциировались с пассивным трудом, с бездумным соблюдением технологий обслуживания. Представители всех перечисленных выше профессий могут стать организаторами производства, поэтому их необходимо учить умению работать с людьми, самостоятельно принимать решения. Названные умения  можно развивать средствами математики. Например, уроки повторения целесообразно проводить в форме игры, где студенты в данной производственной ситуации смогут проявить себя и проверить, совпадает ли выбор профессии с их склонностями и способностями.

Представители художественного профиля отличаются своими профессиональными особенностями. Для них характерны яркость зрительного восприятия, образная память, чувство формы, цвета и т.д. Специалисты данного профиля должны иметь наглядно-образное мышление, способности к «разнообразному и продуктивному общению, к проявлению своих мыслей, чувств и эмоций, как словами, так и жестами» [4, C.15], обладать навыками изображения плоских и пространственных фигур, таких как сфера, конус, цилиндр, навыками построения параллельных и перпендикулярных прямых. Поэтому при решении задач на уроках математики студентов данного профиля целесообразно просить обосновывать выбор решения, факт получения того или иного результата. При объяснении нового материала следует использовать диалоговую форму работы между преподавателем и студентом. Такая система организации учебного процесса поможет студентам научиться выражать свои мысли. Для развития же навыков построений, характерных для профессий данного профиля,  необходимо использовать на уроках как можно больше упражнений на изображение фигур в различных координатных плоскостях, а также на построение параллельных и перпендикулярных прямых.

Еще одним важным профилем является делопроизводство. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны. Им необходимо обладать внимательностью, усидчивостью, аккуратностью, пунктуальностью. Так как специальности данного профиля связаны с офисными и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, то сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но достаточно высоки исполнительские качества. Поэтому на уроках теоретического обучения следует решать больше задач на вычисления и расчеты, а, формируя содержание математического образования, следует включить темы, в которых изучаются количественные и процентные соотношения между числами, различные действия с ними.

Таким образом, учитывая особенности профессий, можно отметить следующее:

1) Характерные для профессий компетенции можно формировать средствами математики.

2) Планируя свою деятельность и деятельность студентов на уроках математики преподавателю необходимо применять те или иные формы, методы и приемы обучения предмету, которые будут способствовать развитию  особенностей мышления, характерных для профессии.

3) Необходимо переструктурировать содержание математической подготовки студентов для различных групп профессий таким образом, чтобы изучение опорных понятий в математике совпадало по времени их изучения в специальных дисциплинах, а также включить в содержание повторение тех вопросов математики, которые изучались ранее в школьном курсе и нужны для овладения конкретной профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ключевых предметных компетенций школьников в процессе обучения математике.

Развитие ключевых предметных компетенций школьников в процессе обучения математике.(10-11 класс)...

Профессионально-ориентированное иноязычное чтение как элемент профессиональной компетенции специалиста

Один из основных аспектов в изучении иностранного языка - чтение, представляющее собой важнейшее средство получения информации. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид ком...

Формирование ключевых компетенции студентов в процессе обучения математики

Главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженност...

«Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике»

В данной статье излагаются способы формирования ключевых метапредметных компетенций  в процессе обучения математике...

Разрешение на применение знака соответствия Системы добровольной сертификации профессиональных компетенций специалистов инфоурок.

Разрешение на применение знака соответствия Системы добровольной сертификации профессиональных компетенций специалистов инфоурок....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...