программа кружка "Математическая грамотность. Математика для жизни"
рабочая программа по математике (5 класс)

Якушенко Татьяна Андреевна

Курс предназначен для обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_funktsionalnaya_gramotnost_5_klass_2021-2022.doc760 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Ярковская СОШ

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Якушенко Т.А.___________

 «     » _________2021г

«Утверждаю»

директор МКОУ ЯСОШ

__________ Альбах Е.А..

 «               »  __________    2021г                

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

( Математическая грамотность).

(общеинтеллектуальное направление,

срок реализации программы- 1 год,

количество часов в неделю: 2, количество часов в год: 68)

5 класс

Учитель математики высшей

квалификационной  категории

Якушенко Татьяна Андреевна

2021 -2022 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического.

Один из главных выводов этих исследований подчёркивает значимость школьного курса математики: существует прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и карьерными успехами во взрослой жизни.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия.

Задачи, которые мы решаем на уроках – редко встречаются в жизни. Учебные задания – это математические модели, которые отражают определённые закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира.

Задания этого курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие.

Обучающиеся будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни.

Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.

В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2021. Математика. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. Задачи о планировке квартиры.

Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 5 класса  снимет  беспокойство обучающихся при первом знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.

Новизна данного курса состоит в том, что задания программы 

  • Предназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
  • Представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения.  Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания.

Оригинальность программы состоит в том, что

  • Решение практико–ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.

На занятиях используются материалы следующих изданий:

Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020.

«ОГЭ 2021. Математика. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. – М. : Издательство «Экзамен», 2021.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 5 класса, при решении компетентностно ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Задачи:

1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

2) формулировать эти проблемы на языке математики;

3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

4) анализировать использованные методы решения;

5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа рассчитана 1 год, в рамках внеурочной деятельности и  включает  модуль «Математическая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности.

Объем учебной нагрузки составляет:

- 34 занятия (68 часов по 2 часа  в неделю) для 5 классов,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий:

 - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;

 - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;

- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

- метапредметных: находит и извлекает математическую информацию в различном контексте (Уровень узнавания и понимания)

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).

Курс состоит из трёх модулей, включающих разные виды заданий.

В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит нескольку вопросов, на которые и надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и иллюстрации.

«Обучающие задания» связаны с рассмотренными вами ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку.

В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину, формуле и пр. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.

Результаты каждого раздела ученики могут проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце 1 и 2 модулей попробуют составить задание самостоятельно.

Занятие 1. 

1. Вводная беседа.

Дорогие ребята! Перед вами книжка, которая называется «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность».

В школьном расписании нет предмета под названием «Функциональная грамотность». Эти слова хоть и звучат по взрослому, но имеют простой смысл. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых вы можете оказаться в реальной жизни.

Мы будем с вами учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Если некоторые задания покажутся вам трудными – не отступайте, хорошенько подумайте. Используйте не только школьные знания, но и свой жизненный опыт, здравый смысл, а так же находчивость и воображение.

Задания нашего курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут вам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие.

Задачи, которые мы решаем на уроках – редко встречаются в жизни. Учебные задания – это математические модели, которые отражают определённые закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира.

Мы с вами будем учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться вам в жизни.

Чтобы понять, как применять математические знания, вам надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.

2. Стартовые задания. Взвешивание фруктов. Парусники. стр. 5 – 7.

3. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 8 - 9.

Занятие 2 - 3. 

  1. Обучающие задания. Знаете ли вы? стр. 10 - 13.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 28 - 30.

Занятие 4 - 5. 

  1. Обучающие задания. Найдите ошибку. стр. 14 - 21.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30 - 33.

Занятие 6 -8. 

  1. Обучающие задания. Разные задачи. стр. 22 - 27.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 33 - 37.

Занятие 9 -10. 

  1. Итоговые задания. Взвешивание фруктов. Площадка для бадминтона. стр.38 – 39.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 40 - 41

Занятие 11 -16. 

1. Составьте своё задание. Морские лодки. Опрос школьников. стр.42 – 44. Индивидуальная работа

2. Обмен заданиями в парах сменного состава

Занятие 17. 

  1. Стартовые задания. Пруд.  Кубики. стр. 45 – 47.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 48 - 49.

Занятие 18 - 19. 

  1. Обучающие задания. Знаете ли вы? стр. 50 - 51.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62 - 63.

Занятие 20 - 21. 

  1. Обучающие задания. Найдите ошибку. стр. 52 - 56.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64 - 66.

Занятие 22 -24. 

  1. Обучающие задания. Разные задачи. стр. 57 - 61.
  2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 66 - 69.

Занятие 25 - 26. 

1. Итоговые задания. Круиз по Волге. Конструирование. стр.70 – 73.

2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 74 - 75

Занятие 27 -30. 

1. Составьте своё задание. Путешествие на теплоходе. стр.76 – 78.

2. Работа в группах

Занятие 31 -32. 

  1. Задачи о планировке квартиры. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. Работа в группах.

Задача о планировке двухкомнатной квартиры.

 

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 - 5. На рисунке изображен план двухкомнатной квартиры в многоэтажном жилом доме.

Задание 1

Решение: Из текста описания к задаче ясно, что прихожая на плане обозначена цифрой 4. Слева (5) расположен санузел, на кухне (1) есть выход в застеклённую лоджию. Гостиная на плане занимает наибольшую площадь и обозначена цифрой 2.

Ответ: 35124.

Задание 2

Решение: Найдите ширину окна в спальне. Ответ дайте в сантиметрах.

В спальне окно занимает 3 клетки. 1 клетка = 0,5м.

1) 3 · 0,5 = 1,5м

2)1,5 м = 150 см (1м=100см, поэтому 1,5 ·100 = 150)

Ответ: 150.

Задание 3

Решение: 1) узнаем площадь пола лоджии, как площадь прямоугольника, затем переведем в см, так как размер плитки в см (не забываем, что 1 клетка = 0,5м ). То есть стороны прямоугольника равны: 6 · 0,5 = 3м и 3 · 0,5 = 1,5 м.

S = 3 · 1,5 = 4,5 м² =  4,5 · 10000 = 45000см² (1м²=10000см²)

2) узнаем площадь 1 плитки для пола:

S = 25 · 25 = 625 см².

3)найдём количество необходимых плиток:

45000 : 625 = 72 (шт)

4) 1 упаковке по 10 шт. плиток. Очевидно, нам нужно 8 упаковок, при этом некоторое количество плиток останется.

Ответ: 8.

Задание 4

Найдите площадь, которую занимает санузел. Ответ дайте в квадратных метрах.

Решение: Санузел - прямоугольник (9 клеток на 6 клеток), стороны которого равны 9 · 0,5 = 4,5м и 6 · 0,5 = 3м.

S= 4,5 · 3 = 13,5 м². (S прямоугольника равна произведению смежных сторон).

Ответ: 13,5.

Задание 5

На сколько процентов площадь гостиной больше площади спальни?

Решение: 1) найдем площадь гостиной - прямоугольник со сторонами 9 · 0,5 = 4,5м и 10 · 0,5 = 5м:

S = 4,5 · 5 = 22,5м²

2)найдем площадь спальни - прямоугольник со сторонами 10 · 0,5 = 5м и 6 · 0,5 =3 м.

S = 5 · 3 = 15м²

3)узнаем сколько процентов составляем гостиная:

22,5 : 15 · 100% = 150%

То есть гостиная на 50 % больше спальни.

Ответ: 50.

Задача о планировке трёхкомнатной квартиры.

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 - 5. На рисунке изображен план трехкомнатной квартиры в многоэтажном жилом доме.

Задание 1

Решение: Из текста описания к задаче ясно, что детская комната на плане обозначена цифрой 2. Гостиная (5) расположена напротив спальни (7), а кухня (4) напротив детской. Прихожая на плане трехкомнатной квартиры обозначена цифрой 3.

Ответ: 25437.

Задание 2

Найдите длину остекления лоджии в спальне. Ответ дайте в метрах.

Решение: Длина лоджии в спальне на плане равна 7 клеткам. Длина одной клетки составляет 0,5 м. 0,5  · 7 = 3,5 (м).

Ответ: 3,5 м.

Задание 3

Решение: Найдем площадь пола в гостиной. 7  ·  12  · 0,5  ·  0,5 = 21(м²)

Площадь одной паркетной доски. 100 · 25 = 2500(см²) = 0,25(м²).

21 : 0,25 = 84 (шт.) плитки нужно, чтобы выложить пол в гостиной.

84 : 5 = 16,8. Нужно 17 упаковок паркетной доски.

Ответ: 17.

Задание 4

Найдите площадь, которую занимает прихожая. Ответ дайте в квадратных метрах.

Решение: На рисунке, изображенного в описании к задаче, плана трехкомнатной квартиры прихожая обозначена цифрой 3. Найдем площадь прихожей, для этого подсчитаем количество клеток, то есть 11 · 9 = 99.

Площадь одной клетки составляет: 0,5 · 0,5 = 0,25 (м²).

Площадь гостиной равна: 99 · 0,25 = 24,75 (м²).

Ответ: 24,75.

Задание 5

На сколько процентов площадь спальни (без лоджии) меньше площади кухни?

Решение:

Решаем данную задачу с помощью пропорции.

Для этого найдем площади спальни и кухни. Площадь кухни будем брать за 100%.

12 · 6 = 72 — площадь кухни на плане,

9  ·  7 = 63 — площадь спальни на рисунке.

Составим пропорцию.

72 — 100%

63 — х%

Найдем неизвестный член пропорции.

х = 6300 :  = 87,5 (%) — спальня.

100% — 87,5% = 12,5% — на столько процентов спальня меньше кухни.

Ответ: 12,5.

Занятие 33. 

1. Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа.

Занятие 34. 

1. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.

Календарно-тематическое планирование, 5 класс

№ занятия

Тема занятия

Кол.

часов

Виды деятельности

Дата проведения

Модуль 1

1

Вводная беседа.

Стартовые задания. Взвешивание фруктов.  Парусники. стр. 5 – 7.

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 8-9.

2

Обучающие задания. Знаете ли вы?

№ 1 - 4

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 28-29.

3

Обучающие задания. Знаете ли вы?

№ 5 - 6

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 29-30.

4

Обучающие задания. Найдите ошибку.

№ 7 - 9

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30-31.

5

Обучающие задания. Найдите ошибку.

№ 10 -12

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 31-33.

6

Обучающие задания. Разные задачи.

№ 13 - 15

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 33-34.

7

Обучающие задания. Разные задачи.

№ 16 - 17

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 35

8

Обучающие задания. Разные задачи.

№ 18 - 19

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 36-37.

9

Итоговые задания. Взвешивание фруктов. стр.38

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 40.

10

Итоговые задания. Площадка для бадминтона. стр. 39

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 40-41.

11

Составьте своё задание. стр. 42.

2

Индивидуальная работа

12

Обмен заданиями

2

Работа в парах сменного состава

13

Составьте своё задание. Морские лодки. стр. 43.

2

Индивидуальная работа

14

Обмен заданиями

2

Работа в парах сменного состава

15

Составьте своё задание. Опрос школьников. стр. 44.

2

Индивидуальная работа

16

Обмен заданиями

2

Работа в парах сменного состава

Модуль 2

17

Стартовые задания. Пруд.  Кубики. стр. 45 – 46.

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 48-49.

18

Обучающие задания. Знаете ли вы?

№ 1 - 4

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62-63.

19

Обучающие задания. Знаете ли вы?

№ 5 - 6

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 63

20

Обучающие задания. Найдите ошибку.

№ 7 - 9

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64-65.

21

Обучающие задания. Найдите ошибку.

№ 10 -11

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 65-66.

22

Обучающие задания. Разные задачи.

№ 12 - 13

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 66-67.

23

Обучающие задания. Разные задачи.

№ 14 - 15

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 67-69

24

Обучающие задания. Разные задачи.

№ 16

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 69.

25

Итоговые задания. Круиз по Волге. стр.70

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 74.

26

Итоговые задания. Конструирование. стр. 72

2

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 74-75.

27

Составьте своё задание. Путешествие на теплоходе. стр. 76.

2

Индивидуальная работа

28

Обмен заданиями

2

Работа в парах сменного состава

29

Составьте своё задание. стр. 78.

2

Индивидуальная работа

30

Обмен заданиями

2

Работа в парах сменного состава

Модуль3

31

Задача о планировке двухкомнатной квартиры.

Математика ОГЭ 2021 под редакцией Ященко И. В.

2

Работа в группах

32

Задача о планировке трёхкомнатной квартиры.

Математика ОГЭ 2021 под редакцией Ященко И. В.

2

Работа в группах

33

Проведение рубежной аттестации.

2

Диагностическая работа.

34

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

2

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Математика и жизнь» (кружок) для 11 класса

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  познавательной направленности «Математика и жизнь» (кружок) для 11 класса...

рабочая программа по курсу "Математика в жизни" 5-9 кл

Пояснительная записка      Рабочая программа курса «Математика в жизни» составлена на основе нормативно-правовых документов:1.Федерального  закона Российской ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....