Разработка технологической карты урока по теме: «Обустройство дачного участка»
методическая разработка по математике (9 класс)

 В школьном курсе математики практикоориентированные задачи, которые были включены в экзамен государственного образования за курс 9ти летней школы в последние 2-3 года, отсутствуют во всех учебных пособиях. Но именно задачи практического содержания способствуют популяризации математических знаний, обеспечивают личную заинтересованность в получении и применении математических  знаний, личностной мотивации учащихся. Такие задачи способствуют формированию математической и функциональной грамотности обучающихся, учат применять знания в  важных для  каждого человека расчётах, а также помогут успешно сдать экзамен ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Львова Е. Н., Учитель математики,  высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 28» Сергиево Посадский г.о., Московской обл

Разработка технологической карты урока по теме: «Обустройство дачного участка»

Актуальность темы:

 В школьном курсе математики практикоориентированные задачи, которые были включены в экзамен государственного образования за курс 9ти летней школы в последние 2-3 года, отсутствуют во всех учебных пособиях. Но именно задачи практического содержания способствуют популяризации математических знаний, обеспечивают личную заинтересованность в получении и применении математических  знаний, личностной мотивации учащихся. Такие задачи способствуют формированию математической и функциональной грамотности обучающихся, учат применять знания в  важных для  каждого человека расчётах, а также помогут успешно сдать экзамен ОГЭ.  

Цель урока:

  • повторить:
  • формулу для вычисления площади прямоугольника,
  • единицы измерения площади,
  • перевод одних единиц площади в другие,
  • выполнять необходимые расчёты;
  • сформировать умение
  • внимательно читать текст,
  • анализировать ситуацию,
  • находить  решение задачи нестандартного развивающего характера на применение их в практической деятельности;
  • закрепить умение работать в команде.

Задачи урока: формировать математическую и функциональную грамотность учащихся при решении практикоориентированных задач ФИПИ.

Технологическая карта урока по теме: «Обустройство дачного участка» при формировании функциональной грамотности учащихся

Предмет: математика

Класс  9

Тема (раздел) курса «Подготовка к ОГЭ»

Тема урока «Обустройство дачного участка»

Этап урока

Решаемая задача

(для учителя)

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Адаптационный этап

Мотивирование учащихся к выполнению задания «PISA»

Дает аргументированный ответ:

- Да, наша семья недавно приобрела загородный участок.

- Да, мы собираемся его благоустроить и частично выполнили некоторые работы.

- Мы всей семьёй выполняем и дизайнерское проектирование и практические расчёты

Беседа на тему «Обустройство дачного участка»

- Имеет ли ваша семья дачный участок?

- Занимаетесь ли вы его реконструкцией?

- Совместно ли планируете выполнение экономного обустройства?

Выявление и актуализация знаний, необходимых для решения задания «PISA».

Знакомится с задачей № 1

 При оформлении заказа на сайте магазина «Стройматериалы», оказалось, что тротуарная плитка продаётся в упаковках по 7 штук.  Какое количество упаковок плитки понадобится заказать, чтобы выложить все дорожки и площадку между сараем и гаражом?

Учитель предлагает разбиться на группы, а также две   метапредметных задачи «Обустройство дачного участка»

на основе несплошного текста с включением визуальных изображений (рисунок, диаграмма, таблица).

Обращается к информации, предложенной в презентации, при необходимости заносит правила, алгоритмы их применения в тетрадь.

Знакомится с задачей № 2

У какого поставщика выгоднее сделать покупку?

 Знакомится с задачей № 3

 Ваши родители планируют установить в жилом доме систему отопления. Они рассматривают два варианта: электрическое или газовое отопление, но времени на расчёт покупки более выгодного оборудования катастрофически не хватает. Без вашей помощи не обойтись.

 Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице. Помогите правильно и быстро произвести расчёты и выбор покупки!

Обоснуйте свой выбор! Необходимо узнать через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости покупки и установки газового и электрического оборудования?

Сообщает, что при решении задачи нужно будет знать ответы на вопросы:

- Как найти площадь прямоугольника? Какие рациональные приёмы нахождения площади можно использовать?

- Как план изображения участка может помочь в рационализации вычислений?

- Как рассчитать необходимое количество плиток и упаковок?

- Как округлить число, чтобы плиток  не оказалось меньше нужного количества?

-Как перевести одни единицы измерения длины (площади) в другие?

-Как рассчитать стоимость оборудования вместе с установкой?

-Как рассчитать переплату за покупку и установку газового оборудования?

-Как рассчитать стоимость потребления газа / (электричества) за 1час?

-Как рассчитать экономию потребления газа за час?

-Как рассчитать количество часов, необходимое для компенсации переплаты за установку?

 Предлагает повторить соответствующие правила: информация предлагается на слайдах презентации.

2

 Основной этап

Организация деятельности учащихся по планированию, решению, контролю и коррекции способов достижения результата (типовые задачи)

  1. Входит в состав игровых групп, имитирующих семьи, желающие благоустроить загородный участок.
  2. Отбирает необходимые средства для решения вспомогательных задач.
  3. Распределяет роли и задачи для каждого участника группы.
  4. Осуществляет поиск решения задач.

5.Контролирует полученный результат и вносит необходимые изменения (коррекция).

Организует выполнение вспомогательных задач, подводящих к решению основной задачи, координирует работу в группах.

Задачи представлены в виде несплошного текста с включением визуальных изображений.

Организация деятельности учащихся по планированию, решению, контролю и коррекции способов достижения результата (применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Предлагает варианты решений на основе общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла.

  1. Планирует способы решения задания.
  2. Отбирает необходимые средства для решения задания.
  3. Распределяет роли и задачи для каждого участника группы.
  4. Осуществляет поиск решения задания.
  5. Контролирует полученный результат и вносит необходимые изменения (коррекция).

Организует работу групп по решению основной задачи.

Направляет деятельность учащихся с помощью вопросов:

- Какие из решённых вспомогательных задач помогут вам на данном этапе?

- На каком этапе вам понадобится умение находить информацию по таблице?

- На каком этапе вам понадобится умение переводить одни единицы измерения длины в другие?

- На каком этапе вам понадобится вычислить площадь дорожки?

- На каком этапе вам понадобится вычислить площадь плитки?

- На каком этапе вы должны выполнить округление полученного результата?

- На каком этапе вам нужно рассчитать стоимость оборудования и его установки?

- На каком этапе вам понадобится рассчитать разницу в переплате?

- На каком этапе вам понадобится умение производить расчёт стоимости потребления газа/ (электричества) за 1 час)?

- На каком этапе вам понадобится рассчитать разницу в переплате потребления газа/ (электричества) за 1 час)?

На каком этапе и как вы сможете рассчитать количество часов, необходимое для компенсации разницы?

3

Творческий этап

1. Оценка и рефлексия достижений учащихся при решении задания «PISA».

2.Развитие навыков переноса предметных знаний на решение жизненных проблем.

  1. Предъявляет решения задания, дает им оценку.
  2. Предлагает жизненную ситуацию, в которой потребуется умение решать задачи, подобные заданию.
  3. Приводит свои примеры подобных жизненных ситуаций.
  4. Приводит свои аргументы в вопросе о необходимости математической грамотности для современного человека.

Организует беседу:

- Сравните предложенные варианты решения задач разными группами.

- Оцените правильность решений.

- Оцените рациональность, степень подробности, оформление решения.

- Пригодятся ли полученные сегодня знания в жизни?

- Приведите примеры жизненных ситуаций, подобных предложенной в задаче.

- Как вы считаете, в каких еще областях жизни может пригодиться математика современному человеку?

Навигация по презентации 

Слайд № 1 Титульный (название, автор)

Слайд № 2 Цели урока

Слайд №3 Условие задачи № 1

Слайд № 4 Актуализация знаний для решения задачи №1

Слайд № 5 Формула вычисления площади прямоугольника и перевод одних единиц измерения площади в другие

Слайд № 6 Расчёт количества плиток и упаковок

Слайд № 7 Условие задачи №2 Выбор поставщика плитки

Слайд № 8 Расчёты покупки у поставщика А

Слайд № 9 Расчёты покупки у поставщика

Слайд № 10 Анализ и выбор данных

Слайд № 11 Знакомятся с задачей № 3

Слайд № 12 Условие задачи №3 (продолжение)

Слайд № 13 Вычисления для расчёта часов окупаемости газового оборудования

Слайд № 14 Используемые источники:

Используемые источники:

http://www.time4math.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Разработка технологической карты урока по теме " Ручные швы", 5 класс

Технологическая карта урока по теме " Выполнение швов "вперед иголку"," назад уголку", "козлик", раздел " Ручные швы" по ФГОС...

Разработка технологической карты урока на тему "Счет лет в истории" для 5 класса

Данная технологическая карта представляет собой разработку конкретного урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка(технологическая карта урока) по теме "Спорт" 7 класс

Данная методическая разработка является технологической картой урока по теме  "История Олимпийских игр" в 7 классах.Составлена по материалу  из учебника "Английский язык для 7 классов п...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...