Индивидуальная образовательная траектория развития школьника на уроках естественно-математического цикла
учебно-методический материал по математике (9, 10, 11 класс)

Индивидуальная образовательная траектория развития школьника на уроках естественно-математического цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абдулвагабова Саида Мусаевна

Учитель алгебры, алгебры и начала математического анализа, математики МБОУ "СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина"

Нижневартовск

Индивидуальная образовательная траектория развития школьника на уроках естественно-математического цикла

                                     

«Важно, чтобы педагог нашел вместе со своим учеником тот путь, по которому им вместе захочется пройти. Как выбрать этот путь, как помочь его пройти, где остановиться, оглянуться, взять новое направление? Надо просто взять и пойти!»

                                         А. В. Хуторской

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях

Ориентация на личность в педагогике имеет давнюю историю и различные названия: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманная педагогика (Ш. А. Амонашвили), гуманистическая педагогика (У. Глассер, А. Маслоу, К.Роджерc и др.), свободное воспитание (США и Европа 70-х годов) и др.

На сегодняшний день в связи с введением ФГОС наблюдается коренной перелом в подходах к обучению. В число требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения образовательных программ  на метапредметном уровне, наряду с другими входит и построение индивидуальных образовательных траекторий.

Существуют различные психолого-педагогические подходы к  пониманию термина индивидуальная образовательная траектория:  

-  Персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. (Докт. пед. наук, член-корреспондент Российской академии образования  А. В. Хуторской);

- Индивидуальный путь движения учащегося в какой-либо предметной области (А. Б. Воронцов    канд. педагог. наук,  директор НОУ Открытый институт «Развивающее образование» А. Б. Воронцов);

- Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения  учащимися из учебного плана образовательного учреждения (Л. Н. Агаева).

Обобщая различные подходы, можно сделать вывод,  что индивидуальная образовательная траектория – это личностно-ориентированная программа развития, результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) понимается как определенная последовательность составляющих учебной деятельности каждого ученика по реализации собственных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам и осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности  учителя или  группы учителей,  взаимодействующих между собой.

(ИОТ) представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции выбора, разработки реализации образовательного стандарта при  осуществлении учителем педагогической  поддержки, самоопределения и самореализации.

Организация индивидуальных образовательных траекторий учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

–  превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

ИОТ предполагает несколько компонентов реализации:

– содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы,     определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

         – деятельностный (специальные педагогические технологии);

         – процессуальный (организационный аспект).

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: «физики», «гуманитарии», «техники»; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

В основе математики, как и в любой учебной дисциплине, лежат фундаментальные образовательные объекты (базовые понятия). Каждый ученик познает эти объекты субъективно в зависимости от своего личностного развития. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних образовательных продуктов учебной деятельности (т.е. тех знаний, до которых он сам дошел, приобрел самостоятельно) и внешних образовательных продуктов учебной деятельности (те знания, которые дал ему учитель). Личностное продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками собственного образовательного продукта. (Личностное обучение продуктивно только, когда ученик получает новые, неизвестные ему ранее знания). Приоритет должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по математике, сколько занятиям самой математикой, её проблемами (т.е. запоминать ученику, например, все формулы тригонометрии не нужно, он должен знать, как вывести одну формулу из другой, что значительно облегчает усвоение темы). В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями. Уроки  строятся на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

Многочисленные исследования в области методики математики можно объединить тезисом «Не учение для математики, а математика для учения» (Г.В.Дорофеев, доктор физико-математических наук, профессор МГПУ  кафедры алгебры   и геометрии, методики их преподавания).

В основе построения образовательных траекторий могут лежать разные факторы. Один из них – уровень овладения программным материалом. В этом контексте ИОТ могут быть разделены на три уровня сложности:

БАЗОВЫЙ – учащиеся, включённые в этот уровень, не обладают склонностью к изучению точных наук, их мотивация сводится к необходимости сдать ЕГЭ, а точнее:  «перейти порог». Эта группа требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке.

ДОСТАТОЧНЫЙ – траектории учащихся не выходят за рамки стандарта, однако предусматривают изучение материала на среднем, либо высоком уровне сложности. Эта группа учащихся выполняет задания 1 группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильных учеников.  

ПРОДВИНУТЫЙ – индивидуальные траектории включают в себя обязательное усвоение материала на высоком уровне сложности. Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач. 

При процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе. 
Таким образом, при обучении осуществляется учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения. 

Промежуточная диагностика  помогает учителю определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности. 

Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.

Технология индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ) помогает организовать как коррекционную работу по  ликвидации пробелов в знаниях, так и осуществлять работу с детьми имеющими различную математическую подготовку, поскольку даётся  возможность учащимся  выбирать уровень, содержания предметного знания (не  ниже  базового), информационные источники для усвоения, способ учения в  соответствии с индивидуальными особенностями, темп продвижения по  теме, форма, время  и вид  контроля по  согласованию  с учителем.

При построении ИОТ учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем больше учитель включает учеников в конструирование собственного, тем полнее оказывается их индивидуальная творческая самореализация.

Каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по математике. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, а ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

В связи с этим, на уроках математики мы рассматриваем индивидуально-образовательную траекторию как образовательную программу, в зоне первичного внимания которой находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня.

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием учеником. Формы образовательной рефлексии различны – устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Результатом выполнения  учениками  таких  заданий  должно  стать:

а) индивидуальное осознание учеником своих взаимоотношений с изучаемой темой;

б) индивидуальные цели ученика относительно его дальнейшей деятельности.

Итоговая рефлексия и оценочная деятельность должна содержать самооценку, взаимооценку и оценку учителя. Оценка за урок формируется из оценки учителя за итоговую проверочную работу с учетом само - и взаимооценки

Для того, чтобы ученик двигался на уроке по своему маршруту необходима тщательная подготовка учителя, т.е. разработка проекта урока с учетом возможных личностных целей, выбираемого учащимся содержанием, его уровня, форм и средств деятельности. Кроме того, необходимо придумать формы и методы коррекции, если происходит сбой ученика в движении к своей цели, т.е. корректировка индивидуальной образовательной траектории на уроке.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Внедрение в образовательный процесс ИОТ – достаточно сложная задача. Одна из возникающих проблем связана с невозможностью эффективного использования ИОТ  в рамках традиционной классно-урочной системы из-за временных ограничений, так как последняя не предполагает такую долю самостоятельности, как построение образовательного процесса на основе ИОТ,  именно поэтому их внедрение в образовательный процесс необходимо начинать с проектирования и реализации краткосрочных проектов в рамках одного или нескольких уроков.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности на уроках естественно-математического цикла

Выступление на семинаре для учителей естественно-математического цикла, слушателей курсов ИРО ТР...

Презентация Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А.

Презентация Формирование образовательной компетенции  учащихся на уроках  естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Выступление на педагогическом совете по теме " ИОТ развития школьника на уроках математики"...

Индивидуальная образовательная траектория развития обучающегося

Личностно-ориентированное продуктивное обучение предполагает построение индивидуальных  образовательных  траекторий учащегося с  учетом его  субъектного  опыта, личностных осо...