Индивидуальная образовательная траектория развития обучающегося
учебно-методический материал (8 класс)

Романова Алена Олеговна

Личностно-ориентированное продуктивное обучение предполагает построение индивидуальных  образовательных  траекторий учащегося с  учетом его  субъектного  опыта, личностных особенностей в процессе обучения. ИОТ (индивидуальная образовательная траектория) — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося 8 класса …, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученика. Он имеет пробелы в знаниях некоторых тем по русскому языку и испытывает  сложности в написании сочинений и изложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория развития ученика 8 клаccа

Пояснительная записка

Личностно-ориентированное продуктивное обучение предполагает построение индивидуальных  образовательных  траекторий учащегося с  учетом его  субъектного  опыта, личностных особенностей в процессе обучения. ИОТ (индивидуальная образовательная траектория) — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса.

  1. Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося 8 класса …, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученика. Он имеет пробелы в знаниях некоторых тем по русскому языку и испытывает  сложности в написании сочинений и изложений.
  2. Цель: создание условий для формирования и развития у обучающегося интеллектуальных, познавательных, способностей и интересов в процессе овладения им содержания основного общего образования.
  3. Задачи:  
  • Ликвидация пробелов в знаниях орфографии русского языка
  • совершенствовать навыки написания изложения и сочинения по русскому языку;
  1. Ожидаемый результат:
  2. Успешное освоение учебных дисциплин  
  3. Овладение навыками самостоятельной работы.
  4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Этапы:

  1. Диагностика пробелов в знаниях.
  2. Деятельность по реализации ИОМ
  3. Представление результатов ИОМ
  4. Рефлексия и самооценка
  1. ИУП – индивидуальный учебный план

Формы работы

№ п\п

Виды деятельности

Срок

Осуществление индивидуально-групповой   работы во внеурочное время.

Еженедельно    

Организация самостоятельной работы обучающегося по выполнению   тренировочных заданий по   темам

Сентябрь - май

                                                             План индивидуальной работы

Тема

ЗУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

 1. Фонетика и орфоэпия.

Понимать различие между звуками и буквами.

Уметь проводить фонетический анализ слова.

Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных  и согласных

Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме.

 

Фонетико-орфографический анализ слов, по ходу работы над упр.

Словарная работа.

Языковой анализ стихотворений, фонетическая транскрипция

12.09-24.09

 Домашние упражнения, работа над тестовыми заданиями, фонетический разбор.

2.Морфоло

гия

Понимать, на на основе каких признаков все слова делятся на части речи (морфологичес кие и (синтаксичес

кие)

Уметь проводить последовательный грамматический анализ самостоятельных и служебных частей речи, распознавать части речи с учётом грамматических категорий и морфемных моделей.

Словарная работа, тренировочные упражнения, исследование языкового материала

26.09-15.10

 Домашние упражнения, работа над тестовыми заданиями, морфологический разбор

3.Орфогра

фия. Основные принципы орфографии

Повторить и расширить сведения о чередовании гласных в корнях  _бер-,-бир-, -мер-

, -мир-, пер-, пир-, -зер-, зир- и т.д.

Знать:

Чередование

согласных в корне.

Чередование О Ё с нулём звука.

Написание И-Ы после Ц.

Правописание безударных окончаний в самостоятельных частях речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Правописание омонимичных слов.

Тренировочные задания по орфографичес

кой зоркости, работа над материалом по написанию безударных гласных в корне.

Запись под диктовку, работа по материалам учебника.

17.10-29.10

Работа над упражнениями учебника, тестовые задания, словарный диктант, исследование языкового материала

4.Комплексный анализ текста

Уметь :

Производить полный лингвистический анализ текста

Знать :

Теорию текста и  закономерности речевой коммуникации.

Работа с текстами разных стилей и типов.

31.10-7.11

Выполнение упр. Задания по тексту, исследование текстового материала

  1. Лексические ошибки

Уметь :

Исправлять логические, лингвистические ошибки,  ошибки , связанные с употреблением паронимов, синонимов, цитат, однородных членов.

Тренировочные задания к тексту. Редактирование чужих работ

14.11-26.11

  1. Грамматические ошибки и способы их устранения

Знать:

Особенности употребления глагольных форм, местоимений; правила построения сложных предложений.

Тренировочные задания к тексту. Редактирование чужих работ

28.11-5.12

  1. Этапы работы над изложением и сочинением

Знать: предтекстовые и текстовые этапы работы

Уметь:

Ориентироваться в условиях речевой деятельности, планировать содержание и форму сочинения, составлять и реализовывать план, контролировать и корректировать конечный результат.

Составление плана, написание работ, исправление ошибок

12.12-26.12

Практическая работа с текстом

Способы реализации ИОТ:  

  • Занятие в классе
  • Групповые занятия
  • Занятия на площадке  Яндекс.Лицея
  • Самостоятельное изучение
  • Практика

Формы контроля за реализацией ИОТ 

  1. Входные тесты
  2. Диагностические работы
  3. Пробные тестирования
  4. Тематические тесты
  1. Собеседования (планирование работы по корректировке).
  2. Мониторинг результатов
  3. Совместный анализ работы

В качестве опоры для рефлексивной деятельности учащейся предлагаются ориентировочные вопросы. Примеры таких вопросов:

  1. Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился в результате изучения темы?
  2. Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
  3. Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевал?
  4. Какие выводы я сделал? Над чем мне ещё надо поработать?

Подведение итогов. Мониторинг оценки   результативности ИОТ

Система аттестации обучающегося, занимающегося по ИОТ включает:

  • Текущий контроль. Ведущее место занимает еженедельная оценка учителем успешности прохождения ИОТ.
  • Промежуточная аттестация, результаты контрольных работ и ВПР по предмету.
  • Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки обучающегося (например, с помощью системы анкетирования), что позволяет проверить его успехи и развивает индивидуальные черты личности.
  • Итоговая аттестация.

Учитель:  ________________

Ученик: _________________

Родитель:________________



Предварительный просмотр:

Индивидуальный   образовательный маршрут

ученика  7 класса     ..Виктории..                

Пояснительная записка

Возможность индивидуального образования дает большие возможности для успешного развития  и обучения ребенка с ОВЗ. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.

     Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основаны на следующих принципах: индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя; вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей; качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

     Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за учеником права на автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

     Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие способного ребенка с ОВЗ   … Виктории, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученицы.

Цель: углубление знаний по литературе, воспитание и социализация духовно-нравственной личности, развитие творческих способностей.

Задачи обучения:

- повторение программы 5-6 классов по литературе, как создание необходимой базы для дальнейшего обучения;

- формировать коммуникативные навыки, в том числе умений работать с текстом; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- приобщение к материалам родной культуры

- создание стойкой мотивации на последующее самостоятельное изучение темы

- развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Ожидаемые результаты реализации ИОМ (инд.образ.маршрута):                                                                                                                                                                                                        - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости

- умение опознавать, анализировать, классифицировать литературные жанры,

-достичь определённого успеха в сфере коммуникативных навыков учащихся, умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

       - формирование привычки к самоконтролю и самооценке.

Реализация целей и задач предполагает несколько этапов работы.

1. Диагностический этап

Деятельность:

 диагностика    педагогом уровня  сформированности    компетентностей и  различных УУД

Изучаются:        - начальный  уровень  развития УУД;

                               - образовательные  потребности  и мотивы учащегося;

                               - предпочитаемые  виды  деятельности;

                                - особенности  нервной системы,  принцип переработки информации .

2. Этап формулировки цели и задач  ИОМ,  определение  субъективно – значимых  для  данного ученика образовательных  стандартов.

Опираясь на результаты диагностики, совместно с воспитанником и его родителями определяются  цели и задачи маршрута,  система общих рекомендаций, включающих:

                            -  содержание, подлежащее усвоению;

                            -  виды деятельности по усвоению учебного содержания;

                            -  ожидаемые индивидуальные результаты;

                            - формы контроля. 

                Анкетирование:

  1. Чем бы  я хотел заниматься    на занятиях?
  2. Какие вопросы и проблемы являются для меня наиболее интересными?
  3. Что я буду делать, как заниматься?
  4. Что мне необходимо для занятий (материалы, приборы, книги)?
  5. В чём будут состоять мои результаты занятий к концу  изучения тем?

                3. Этап   разработки  мероприятий  по  достижению цели и реализации  задач, составление  учеником индивидуального образа познаваемой области. Ученик выстраивает первичный образ своей образовательной области — формирует предмет своего изучения, последующая работа ученика с индивидуальным образом сводится к достраиванию его до целостного вида.

         4. Этап программирования учеником индивидуальной образовательной деятельности. Обучающийся с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования.  Исходя из  индивидуальных особенностей  обучающегося  с ОВЗ  и имеющихся условий  ИОМ может содержать различные виды деятельности.

                                                                                Расписание    занятий на 1 четверть 2021-2022  учебного года.

День недели 

Деятельность/время

Вторник

Индивидуальные занятия по литературе с педагогом

По мере необходимости

Индивидуальные занятия с учителем русского языка и литературы во внеурочное время

В результате ученик должен   уметь   определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);читать тексты разных жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; увеличения словарного запаса; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственными действиями.

      Контроль результатов обучения осуществляется посредством творческого отчета и последующей рефлексии.

                                   План

                       

Тема

Кол.

час.

Примерное содержание

Формы организации

познавательн.

деят.

Формы организ.

самостоят

деят.

Вводное занятие. Учимся слушать и слышать

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.

Анкетирование

Беседа

Какие бывают тексты?

2

Функционально-стилевая дифференциация тестов

Урок-открытие

Составление тезисов

Загадки стиля и жанра текста

2

Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Эвристичекая беседа

Работа с текстом

Тема-это то, о чем…. Что такое микротема?

2

презентация

Создание собственной творческой работы

Что хотел сказать автор? Или идея текста.

1

Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

Эвристичекая беседа, игра

Подготовка материала к творческой работе

Виды чтения

1

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в  соответствие с  целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Исследование

Составление таблицы

Практикум

«Почитаем- поиграем»

1

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов

игра

Творческое задание

Б. Пастернак «Рождественская звезда».

А. Фет «Ночь тиха. По тверди зыбкой…».

С. Копыткин «В день Рождества».

3

Дать представление об особенностях рождественского рассказа.

А. Фет «Ночь тиха. По тверди зыбкой…».

С. Копыткин «В день Рождества».

Занятие-открытие Исследование

Подготовка рождественского поздравления(творч.работа)

Участие в городском конкурсе.

Святочные рассказы в русской литературе.

1

Дать представление об особенностях святочного рассказа. («Страшное гадание» Бестужев-Марлинский)

Занятие - знакомство

2. Исследование

Подготов. творческой работы.

Подготовка устного рассказа о произведении

Крещенские рассказы  (В.И.Даль «Крещенский сочельник»)

1

Дать представление об особенностях крещенского рассказа.

Эвристическая беседа

2. Исследование

 Создание письменной аннотации к тексту.

Пасхальные рассказы .

А. Майков «Христос воскрес».

В. Бажанов «Светлый праздник».

С.Есенин «Пасхальный благовест».

А.Куприн «Рассказ бездомного человека», АП.Чехов «Святою ночью»

3

Дать представление об особенностях пасхального рассказа.

Эвристическая беседа

2. Исследование

отзыв о прочитанном

Прочитай- перескажи, если надо -докажи

1

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

Урок с элементами игры

Составление плана

Духовные традиций русского народа в рассказе А.П.Платонова «Юшка»

2

С помощью литературоведческого анализа представить отражение духовных традиций русского народа в рассказе А.П.Платонова «Юшка»

1.Эвристичекая беседа.

Подготовка к творческой работе

Подготовить выступление по теме

В царстве смыслов много дорог.

1

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не

показанных в тексте напрямую.

Урок- исследование

Развернутый ответ на вопрос

Мы – дети России. Стихотворение И.Никитина "Русь". Стихотворение В. Афанасьева "Родина" Ф. Тютчев «Святые горы».

А.К. Толстой «…Край ты мой, родимый край!».

3

Стихотворение И.Никитина "Русь". Стихотворение В. Афанасьева "Родина" Ф. Тютчев «Святые горы».

А.К. Толстой «…Край ты мой, родимый край!».

Заочная экскурсия

Выразительное чтение

Секреты удачного выступления

1

Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации

из сплошного текста в  таблицу.

презентация

Составление монологического выступления

Христианские мотивы в повести В.Крапивина «Колыбельная для брата»

1

С помощью литературоведческого анализа представить отражение христианских традиций в рассказе В.Крапивина «Колыбельная для брата»

Занятие - исследование

Составить вопросы к тексту

Эти тайные знаки: от символа к слову.

1

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов заданных в явном и неявном видах.

Урок- консульнация

Подготов.материала к творческой работе

  А.Лиханов . Повести «Последние холода» (1984)

2

С помощью литературоведческого анализа представить отражение духовных традиций в рассказе.

Подготов.материала к творческой работе

В. Сухомлинский «Осенью пахнет яблоками».

2

Литературоведческий анализ произведения

Самостоятельно подготовленное монологическое выступление

Итоговое занятие

2

Составление и редактирование собственного текста

Презентация работы

Создание собственной творческой работы

Учитель:  ________________

Ученик: _________________

Родитель:________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Выступление на педагогическом совете по теме " ИОТ развития школьника на уроках математики"...

Индивидуальная образовательная траектория развития школьника на уроках естественно-математического цикла

Индивидуальная образовательная траектория развития школьника на уроках естественно-математического цикла...