РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»
рабочая программа по математике

Антипина Мария Дмитриевна

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН 03.  «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

 

 

 

УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника

Специальность:09.02.07.Информационные системы и программирование

Форма обучения: очная

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РС (Я)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН 03.  «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника

Специальность:09.02.07.Информационные системы и программирование

Форма обучения: очная

2022 г.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование укрупненной группы специальностей подготовки профессионального образования 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 № 4

Организация-разработчик: ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И.Дудкина», г. Якутск, ул. П. Алексеева, д. 25.

Разработчик:

Антипина М.Д., преподаватель ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И.Дудкина»

Рецензенты:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрена и рекомендована ПЦК Общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от «__» __________ 20___ г.

Председатель __________/Лепчикова П.Н./

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В     РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.01 «Теория вероятностей и математическая статистика»

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование укрупненной группы специальностей подготовки профессионального образования 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 № 4.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Теория вероятностей и математическая статистика относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
  • Пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
  • Применять современные пакеты прикладного программного мерного статистического анализа;
  • Уметь вычислять основные числовые характеристики ДСВ;
  • Уметь рассчитывать числовые характеристики вариационного ряда.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Элементы комбинаторики.
  • Понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность.
  • Алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности.
  • Схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли; формулу(теорему) Байеса.
  • Понятия случайной величины, дискретной случайной величины, ее распределение и характеристики.
  • Центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки.
  • Понятие вероятности и частоты.
  • Задачи и методы математической статистики
  • Числовые характеристики вариационных рядов

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  36 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

Работа с литературой, конспектирование и самостоятельное изучение материала.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Комбинаторика

Тема 1.1 Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала:

8

1, 2, 3

1

Введение в теорию вероятностей. Упорядоченные выборки. Перестановки. Неупорядоченные выборки

Лекционные занятия:

Введение в теорию вероятностей. Упорядоченные выборки (размещения). Перестановки. Неупорядоченные выборки (сочетания).

4

Практические занятия:

4

1

Решение комбинаторных задач на подсчет числа размещений, сочетаний, перестановок

Раздел 2. Основы теории вероятностей

Тема 2.1 Событие, вероятность события

Содержание учебного материала:

8

1, 2, 3

1

Случайные события, классическое определение вероятностей, статистическое определение вероятности, формула полной вероятности

Лекционные занятия:

1

Случайные события, классическое определение вероятностей, статистическое определение вероятности, формула полной вероятности

4

Практические занятия:

4

1

Решение задач используя классическое/статистическое определение вероятности. Вычисление вероятностей сложных событий

Раздел 3. Виды случайных величин

Тема 3.1

Дискретные случайные величины (ДСВ). Биномиальное распределение. Гипергеометрическое распределение

Содержание учебного материала:

16

1,2,3

1

Дискретная случайная величина, функции ДСВ, мода, медиана, математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклонение ДСВ. Биномиальное распределение, гипергеометрическое распределение

Лекционные занятия:

Дискретная случайная величина, функции ДСВ, мода, медиана, математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклонение ДСВ. Биномиальное распределение, гипергеометрическое распределение

10

Практические занятия:

6

1

Решение задач на нахождение моды, медианы,  математического ожидания, дисперсии, среднего среднеквадратического отклонения ДСВ. Решение задач биномиального распределения.

Раздел 4. Математическая статистика

Тема 4.1

Вариационные ряды и их характеристики

Содержание учебного материала:

4

1,2

1

Вариационные ряды, графическое изображение вариационного ряда, средние величины, показатели вариации

Лекционные занятия:

4

1

Вариационные ряды, графическое изображение вариационного ряда, средние величины, показатели вариации

Всего:

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика» и лаборатории информационных технологий, программирования и баз данных.

Оборудование учебного кабинета:

− посадочные места по количеству обучающихся;

− учебная доска;

− рабочее место преподавателя;

− справочные пособия;

− медиатека (мультимедиа разработки и презентации к урокам);

− дидактический материал (варианты индивидуальных заданий).

Технические средства обучения:

− персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

− мультимедиа проектор;

− интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.С.Спирина, П.А. Спирин – 2-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2011г.
  2. Теория вероятностей и математическая статистика. Сборник задач: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / М.С.Спирина, П.А. Спирин – 2-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2017г.

Дополнительные источники:

  1. Белько И. В. Теория вероятностей, математическая статистика, математическое программирование: Учебное пособие / Белько И.В., Морозова И.М., Криштапович Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016г.
  2. Сапожников П. Н. Теория вероятностей, математическая статистика в примерах, задачах и тестах: Учебное пособие. /Сапожников П.Н., Макаров А.А., Радионова М.В. - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016

                                                                

Интернет-ресурсы:

1. Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru

2. Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа:http://fcior.edu.ru

3. Электронный ресурс «Образовательный математический сайт» компании Softline. Exponenta.ru: http://www.exponenta.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
  • Пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
  • Применять современные пакеты прикладного программного мерного статистического анализа;
  • Уметь вычислять основные числовые характеристики ДСВ;
  • Уметь рассчитывать числовые характеристики вариационного ряда.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Элементы комбинаторики.
  • Понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность.
  • Алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности.
  • Схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли; формулу(теорему) Байеса.
  • Понятия случайной величины, дискретной случайной величины, ее распределение.
  • Центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки.
  • Понятие вероятности и частоты.
  • Задачи и методы математической статистики
  • Числовые характеристики вариационных рядов.

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- тестирования на начальных этапах урока;

 - тестирования на заключительных этапах урока;

- устного опроса на уроках;

- письменных опросов на уроках;

- проверки и оценки выполнения домашних заданий;

 

Итоговый контроль: дифференцированный зачет

                                 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

  • Обоснованность выбора метода решения задач профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • Использование оптимальных, эффективных методов решения задач профессиональной деятельности;
  • Принятие решения за короткий промежуток времени.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

  • Обоснованность выбора метода поиска, анализа и  оценки  информации, необходимой  для  постановки  и  решения    задач профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
  • Грамотное использование оптимальных, эффективных методов поиска, анализа и оценки информации;
  • Нахождение необходимой информации за короткий промежуток времени.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

  • Демонстрация ответственности за принятые решения;
  • Обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы;
  • Участие в профессионально – значимых мероприятиях (НПК, конкурсах по профилю специальности и др.).

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

  • Грамотное содержательное взаимодействие со специалистами, коллегами в коллективе и команде;
  • Обоснованность анализа работы членов команды.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

  • Грамотное изложение своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
  • Грамотное оформление документации по профессиональной тематике на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

  • Обоснованность выбора информационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;
  • Соответствие требованиям использования информационных технологий;
  • Эффективное и грамотное использование информационных технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

  • Обоснованность выбора методов использования профессиональной документации на государственном и иностранном языке;
  • Соответствие требованиям заполнения профессиональной документации на государственном и иностранном языке;
  • Эффективное и грамотное пользование профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Разработчик:                                                                             Преподаватель ГАПОУ РС (Я)

                                                                                                      ЯКСЭ имени П.И.Дудкина

                                                                                                      Антипина Мария Дмитриевна

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Дата

Содержание изменений

Разделы

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа  по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...

Комплект контрольно - измерительных материалов по учебной дисциплине EH.03 Теория вероятностей и математическая статистика

Комплект контрольно - измерительных материалов предназначен для оценки образовательных достижений студентов специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям), освоившх программу учебной дисци...

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для студентов специальности "Компьютерные системы и комплексы"...

Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование...

Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»

Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...

Рабочая программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПД.01 «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫПД.01  «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ»УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная техникаСпециальность:09.02.07.Инф...