Особенности обучения математике в 5-х классах в свете обновленных ФГОС ООО.
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Вахлаева Ольга Васильевна

Кратко изложенн первый опыт применения обновленных ФГОС по математике в 5-х классах в 2022-2023 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_v_5_klasse.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

       

Особенности обучения математике в 5-х классах

в свете обновленных ФГОС ООО

  В связи с принятием в мае 2021 года обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в содержании математического образования в 5–9-х классах произошли изменения, направленные на реализацию Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утверждена в 2013 г.) и выполнение поручения Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования» (декабрь 2020 г.).

Одним важным моментом является более четкое представление структуры учебного предмета «Математика», которую образовали 4 учебных курса: «Математика» для учащихся 5–6-х классов, «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» для учащихся 7–9-х классов.

Анализируя изменения в обучении математике в 5-6х классах, связанных с содержанием и планируемыми результатами обучения, которые были реализованы в Примерной рабочей программе, хотелось бы отметить следующее (что считаю положительным моментом введения ФГОС-2021):

1) Выполнена определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания, снижения требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий.

2) Осуществлен отход от линейного принципа построения курса. Более распределенное во времени и по классам изучение фундаментальных и сложных понятий курса, важных практико-ориентированных тем позволит ученику неоднократно возвращаться к ключевым понятиям и элементам содержания, но не в качестве простого повторения изученного, «топтания на одном месте», а на более 10 высоком уровне развития его математических знаний, с новыми связями между понятиями, способами действий, с учетом его взросления.

3) Обеспечен временной зазор – «ножницы» – между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.

4)Появлось  новое понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

5)Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

     Согласно учебному плану, в 5—6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. Учебный план на изучение математики в 5—6 классах отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения. Всего не менее 340 учебных часов.

В связи с выше сказанным возник вопрос: какие учебники использовать в переходный период 2022/23 учебный год?

Согласно письму Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году, в период перехода на обновлённые ФГОС-2021:

  • могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников;
  • особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

  В планировании можно руководствоваться методическим письмом об использовании в образовательном процессе учебников математики действующего ФПУ, соответствующих ФГОС (2009—2010 гг.) при введении обновленных ФГОС в 5 классе.

  Первый опыт практического  применения обновленных фгос, безусловно,         положительный. Однако, отрицательным моментом в реализации считаю невозможность выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация», так как нет учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. Теперь в 5 классе изучается часть тем, которые ранее изучались в 6 классе (эти темы в учебнике для 5 класса отсутствуют). Готовлю к некоторым урокам дидактический материал индивидуально для каждого учащегося. Подготовка к таким урокам занимает более длительное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...

Особенности преподавания математики в 10-11 классах в рамках реализации ФГОС

В работе указаны особенности преподавания математики в 10-11 классах в рамках реализации ФГОС с опорой на Примерную основную образовательную программу среднего общего образования и Конц...

Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе

Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...

разработка рабочей программы по математике 5 класса по требований обновленного ФГОС ООО

разработка рабочей программы и календарно-тематический план по математике 5 класса по требований обновленного ФГОС ООО...

Мастер-класс "Современное учебное занятие в свете обновленных ФГОС"

Учебное занятие по французскому языку с учетом требований обновленных ФГОС...