Понятие обыкновенной дроби
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ундычекова Регина Анатольевна

Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби" для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе Б

Дата проведения: 25.02.2022 г.

Учитель: Ундычекова Регина Анатольевна

Класс: 5Б

Предмет: Математика

Тема: Понятие обыкновенной дроби

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

Предметные: ознакомить с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; уметь записывать дроби.

Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.

Метапредметные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Задачи урока: 

Образовательные: ввести понятие доли, обыкновенной дроби; развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.

Развивающие: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательные: воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

Методы, используемые в ходе уроке:

Словесные: беседа, объяснение, чтение.

Наглядные: компьютерная презентация.

Практические: выполнение устных и письменных заданий.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.

Образовательные ресурсы: учебник «Математика 5 класс, ФГОС», презентация по теме.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: Здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

Приветствие учителя.

2. Этап мотивации к учебной деятельности

- Ребята, сделаем разминку и посчитаем по цепочке:

33 * 2 = … + 6 = … * 5 = … - 359 = … : 5 = ?

- Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить.

- Какой результат получится в результате деления?

- Как записать результат этого деления?

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого - животные.

- Какой фрукт делили звери?

- Из чего он состоит?

- А какие дольки в апельсине?

- Значит, что такое доли?

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну?

- А сколько долек достанется трём зверям, а пяти?

- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».

Считают по цепочке.

Просмотр мультфильма.

Отвечают на вопросы после просмотра мультфильма.

- Апельсин.

- Из долек.

- Одинаковые.

- Каждая из равных частей единицы, часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части.

- 5 долей.

- 3 доли, 5 долей.

3. Выявление места и причины затруднения

- Давайте попробуем ответить на первый вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали?

- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?

- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:

- 1 разделили на 5 частей, долей.

- Нет.

- Дробь.

4. Этап постановки темы урока и учебной цели.

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи?

- Тема нашего урока: «Дроби».

- Сегодня на уроке мы ставим перед собой задачи: узнать, что такое дробь, научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби.

5. Этап открытия новых знаний

- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока.

- Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.

- Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы.

- Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. Пишут:  

- Откройте учебник на странице 171. На слайде вы видите вопросы, давайте найдем ответы на них.

- Как называют число, записанное над чертой?

- Как называют число, записанное под чертой?

- Записать дробь , указать, где числитель, а где знаменатель.

- Что показывает знаменатель?

- Что показывает числитель?

- Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

- Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких.

Записывают число, тему и классную работу.

Записывают понятие «дробь».

Читают текст на странице 171. Отвечают на вопросы.

- Числитель.

- Знаменатель.

Записывают в тетрадь дробь.

- Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделили нечто целое.

- Числитель показывает, сколько таких частей взяли.

6. Этап первичной проверки понимания

- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.

- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби. Выполнение задания по цепочке.

- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет.

- Перед нами геометрическая фигура, как она называется?

- Прямоугольник разделили на равные части.

- Сколько таких частей?

- Что такое 5?

- Где нужно записать 5?

- Сколько частей закрасили?

- Что такое 3?

- Где нужно записать 3?

- Значит,  фигуры закрасили в зелёный цвет.

- Назовите, какая часть каждого вагона у поезда закрашена.

- Вагон, это какая геометрическая фигура?

- На сколько частей разделен прямоугольник?

- Сколько частей закрашено?

- Какая часть вагона закрашена?

Аналогично остальные вагоны.

Работа со слайдом.

- Прямоугольник.

- 5.

- Знаменатель.

- Под дробной чертой.

- 3.

- Числитель.

- Над дробной чертой.

- Прямоугольник.

- 4.

- 1.

-

7. Физкультминутка

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Выполняют упражнения.

6. Этап первичной проверки понимания

- У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе, подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

Текст на слайде:

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

- Я думаю, что вы все правильно справились с заданием, но давайте проверим себя?

- Молодцы!

- В учебнике на стр. 173 находим номер 676.

Выполняют работу в парах.

Проверяют ответы по слайду.

8. Этап диагностики качества освоения темы

- Выполните задание на карточках.

-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.

 Математический диктант.

-Я сейчас продиктую дроби, а вы запишите их себе в тетрадь.

- 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

9. Подведение итогов урока

- Приведите примеры обыкновенных дробей.

- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?

- Как называется число, которое пишут под дробной чертой?

- Что показывают числитель и знаменатель дроби?

- Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой – знаменатель.

- Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято

10. Домашнее задание

§25,  вопросы 1-4, №677, №679, №681

11. Рефлексия

- Ребята, подумайте и нарисуйте в тетради тот смайлик, который отражает ваше состояние в конце урока:

- Улыбчивый смайлик - урок прошёл полезно, плодотворно, я все понял;

- Спокойный смайлик - урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать;

- Хмурый смайлик - не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Прочитайте текст. Подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Прочитайте текст. Подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Прочитайте текст. Подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Прочитайте текст. Подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Прочитайте текст. Подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби.

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.

Математический диктант

Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.

Математический диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе "Понятие обыкновенной дроби".

На данном уроке учащиеся должны были усвоить такие понятия, как обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби. По типу урока, данный урок является уроком изучения нового материала, так ...

Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"

В ходе урока рассматриваются такие понятия, как обыкновенная дробь, правила записи дроби; сокращение дробей...

Понятие обыкновенной дроби

Конспект урока по теме: "Обыкновенная дробь" с использованием ЭОР....

Познавательные метапредметные умения. 5 класс "Понятие обыкновенной дроби"

Задания для текущего контроля сформированности познавательных метапредметных действий при изучении "Понятия обыкновенной дроби" 5 класс...

Понятие обыкновенной дроби.

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил был царь, и был у него сын Иван.Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве есть какие-то дроби обыкновенные. Позвал царь Ивана и ск...

Методическая разработка ,план конспект урока по теме: "Понятие обыкновенной дроби"

Методическая разработка,план конспект урока по теме: "Понятие обыкновенной дроби"...

«Апельсиновые дроби» по теме: «Понятие обыкновенной дроби»

Познакомить учащихся с понятиями « обыкновенные дроби, доли», научиться определять числитель и знаменатель дроби, понимать, что такое доля, половина, треть и четверть....