Формирование исследовательской компетенции у обучающихся во внеурочной деятельности
учебно-методический материал по математике


Предварительный просмотр:

Тема доклада:

"Формирование исследовательской компетенции у обучающихся во внеурочной деятельности"

Автор: Акимова Альбина Тимергалиевна

МБОУ «Лицей №14»

Нижнекамск

2021г.

Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Основная исследовательская деятельность обучающихся проводится во внеурочное время.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Целью ее является достижение личностных и метапредметных результатов. Обучающиеся сами выбирают поле деятельности, которым они хотели бы заняться вне уроков и выбирают его, исходя из своих интересов и потребностей. Исследуя интересующий их вопрос, узнают что-то новое для себя, учатся анализировать, принимать решение и действовать.

По ФГОС ООО, личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Сюда же относятся желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся, потребность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения — регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям.

Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя поэтапно от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а также к проведению коррекции.

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; способность анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД обеспечивают, в том числе, способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. К ним относятся умения задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; а также умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Все вышеназванные метапредметные и личностные результаты освоения ООО в совокупности образуют исследовательскую компетентность обучающихся, формирование которой я считаю своей основной задачей в рамках организации внеурочной деятельности в преподавании биологии.

 Анализ исследований по содержанию и организации исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование исследовательской компетенции.

Задача формирования исследовательской компетенции в настоящее время остро стоит как перед системой образования в целом, так и перед деятельностью любого образовательного учреждения в связи с необходимостью воспитания будущих специалистов, способных быстро и качественно решать сложные задачи, выдерживать конкуренцию, проявляя свой профессионализм. Исследовательская компетентность становится характеристикой образованного человека: действительно, невозможно в наши дни назвать взрослого человека образованным, если он еще в школе не научился работать с различного рода информацией, выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения; если он не умеет думать и не имеет опыта защиты своих идей.
         Внеурочная деятельность обучающихся — это возможность формирования исследовательской компетентности, а впоследствии, как утверждают теоретики, и исследовательской компетенции, через организацию учебного исследования обучающихся. Исследовательская компетенция — это готовность и способность проводить эффективную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, а также «готовность к самообразованию и самосовершенствованию, соединение исследовательских действий в единое целое, способствующее динамике перехода от исполнительской к творческой деятельности»

Внеурочная деятельность в основной школе призвана решать ряд важных задач:

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития обучающихся;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  • создать условия для свободного общего развития личности;
  • создать условия для развития критического и творческого мышления обучающихся;
  • создать условия для формирования учебно - исследовательской и проектной компетенций.
  • содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Итогами проектной и исследовательской деятельности будут являться не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Очень важно, что в исследовательской  деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа исследования. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.

Кроме того, исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс-исследований,  приобретя практические навыки, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.

 Со своими исследовательскими работами мои ученики активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, занимают призовые места, имеют грамоты и дипломы.

Источники информации:

  1. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. с. – (Работаем по новым стандартам) Основная школа/ С.В. Третьякова, А.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям в 10-11 классах/ авт.-сост. М.М. Бондарчук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Леушкина, Н. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности / Н. А. Леушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28635/
  4. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

«Формирование исследовательских умений первоклассников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»

С введением в начальной школе ФГОС в рамках внеурочной деятельности в нашей школе был  организован курс «Я познаю мир», направленный на развитие исследовательского поведения первоклассников...

Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  осно...

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ТЫ ТО ‒ ЧТО ТЫ ЕШЬ»

Развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих навыками научной деятельности. Таким образом, одним из наиболее приоритетных направлений в школе ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ

Развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих навыками научной деятельности, способных найти алгоритм решения даже в нестандартных ситуациях. В...