Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 9 классе "Основы математической грамотности"
рабочая программа по математике (9 класс)

Козлова Наталья Юрьевна

Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 9 классов, при решении компетентностно ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Элитовская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № ______

от «____» _______ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР Юр О.Ю.

__________

«____» _______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________ Л.В. Ерошенко

Приказ _________

«____» _______ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы математической грамотности»

9 б класс

Количество часов: 34 часа

Составитель:

учитель математики

Козлова Наталья Юрьевна

2023

  1. Содержание курса

Математика в повседневной жизни (10 часов)

Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)

Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.

Математика и общество (6 часов)

Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.

Задачи на чертежах (6 часов)

Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.

Математика и профессии (6 часов)

Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

Курс        внеурочной        деятельности        «Математическая        грамотность»        направлен        на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование        качеств        мышления,        необходимых        для        адаптации        в        современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • компетентности        в        реализации        основ        гражданской        идентичности        в        поступках        и деятельности;
  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными        результатами является        формирование        регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
  • выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
  • определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • предполагать развитие будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные УУД:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные УУД:

  • выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
  • проводить доказательные рассуждения;
  • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
  • синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
  • умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
  • владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
  • анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
  • осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • комбинировать        известные        алгоритмы        решения        математических        задач,        не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • исследование        практических        ситуаций,        выдвижение        предложений,        понимание необходимости их проверки на практике;
  • самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные фактыи методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

Формы проведения

ЭОР

Математика в повседневной жизни (10 ч.)

1

Чтение чертежей

1

беседа

https://urok. 1sept.ru/arti cles/684372

https://xn-- j1ahfl.xn-- p1ai/library/ konspekt_ur oka_raschy ot_byudzhet a_semi_140 853.html

http://www. 1september. ru

2

Участок

1

Беседа, опрос

3

Практическая работа по теме

«Участок»

1

Практическая работа

4

Задача про «Шины»

1

Беседа, опрос

5

Практическая работа по теме

«Шины»

1

Практическая работа

6

Покупки

1

Беседа, самостоятельная работа

7

Решение задач на покупки

1

беседа

8

Карманные расходы

1

беседа

9

Практическая работа по теме

«Покупки.        Карманные

расходы»

1

Практическая работа

10

Проектная        работа        по теме «Математика в  повседневной жизни»

1

Беседа, круглый стол

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч)

11

Геометрические фигуры

1

Беседа, опрос

http://karma nform.ucoz. ru.

http://schoo l- collection.e du.ru

http://fcior.e

du.ru

https://uchi. ru

12

Упражнения, направленные на

освоение терминологии

1

Практическая работа

13

Верные и неверные

утверждения

1

Беседа, опрос

14

Работа с текстовой

информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде

1

Практическая работа

15

Работа с текстовой

информацией: анализ, интерпретация, представление

в графическом и символьном виде

1

Беседа, самостоятельная работа

16

Практическая работа по теме

«Геометрические        задачи в заданиях ОГЭ»

1

Практическая работа

Математика и общество (6 ч)

17

Права человека

1

Беседа

http://www. 1september. ru https://infou rok.ru/bibli oteka http://www. openclass.ru

18

Практическая работа по теме

«Права человека»

1

Практическая работа

19

Охрана окружающей среды

1

беседа

20

Межкультурная коммуникация

1

беседа

21

Проектная        работа        по        теме

«Математика и общество»

1

Проектная работа

22

Практическая работа по теме

«Математика и общество»

1

Практическая работа

Задачи на чертежах (6 ч)

23

Задачи на готовых чертежах

1

Беседа

http://karma nform.ucoz. ru. http://schoo l- collection.e du.ru http://fcior.e du.ru https://uchi. ru

24

Упражнения, направленные на формирование умения читать

чертеж

1

Практическая работа

25

Задания,                направленные на перевод        информации        одного вида в другой

1

беседа

26

Геометрия на клетчатой бумаге

1

Практическая работа

27

Геометрия на клетчатой бумаге

1

Беседа, самостоятельная работа

28

Проверочная работа по теме

«Задачи на чертежах»

1

Практическая работа

Математика и профессии (6 ч)

29

Математика в профессиональной деятельности

1

Беседа

http://www. 1september. ru https://infou rok.ru/bibli oteka http://www. openclass.ru

/

30

Математика в профессиональной деятельности моих родителей

1

беседа

31

Математические        задачи        в

профессиях

1

Практическая работа

32

Проектная        работа        по        теме

«Математика и профессии»

1

Круглый стол

33

Промежуточная        аттестация        в

форме творческой работы

1

Беседа,

34

Защита проектов

1

Круглый стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

Программа курса внеурочной деятельности по формированию математической грамотности "Интеллектуальный клуб " Математика для всех!"

Национальный проект «Образование» - сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024– это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:обеспечение глобальной конкурентоспособн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Финансовая грамотность» 5- 6 классы

Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по формированию функциональной математической грамотности «Смысловая математика» для 5 класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельностиличностные результаты:ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к     самообразованию на о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математическая мозаика» для обучающихся 7 классов на 2025 – 2026 учебный год

Аннотация к рабочей программе по математике для 7 классаРабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Од...