Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 9 классе "Основы математической грамотности"
рабочая программа по математике (9 класс)

Козлова Наталья Юрьевна

Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 9 классов, при решении компетентностно ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Элитовская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № ______

от «____» _______ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР Юр О.Ю.

__________

«____» _______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________ Л.В. Ерошенко

Приказ _________

«____» _______ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы математической грамотности»

9 б класс

Количество часов: 34 часа

Составитель:

учитель математики

Козлова Наталья Юрьевна

2023

  1. Содержание курса

Математика в повседневной жизни (10 часов)

Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)

Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.

Математика и общество (6 часов)

Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.

Задачи на чертежах (6 часов)

Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.

Математика и профессии (6 часов)

Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

Курс        внеурочной        деятельности        «Математическая        грамотность»        направлен        на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование        качеств        мышления,        необходимых        для        адаптации        в        современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • компетентности        в        реализации        основ        гражданской        идентичности        в        поступках        и деятельности;
  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными        результатами является        формирование        регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
  • выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
  • определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • предполагать развитие будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные УУД:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные УУД:

  • выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
  • проводить доказательные рассуждения;
  • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
  • синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
  • умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
  • владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
  • анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
  • осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • комбинировать        известные        алгоритмы        решения        математических        задач,        не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • исследование        практических        ситуаций,        выдвижение        предложений,        понимание необходимости их проверки на практике;
  • самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные фактыи методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

Формы проведения

ЭОР

Математика в повседневной жизни (10 ч.)

1

Чтение чертежей

1

беседа

https://urok. 1sept.ru/arti cles/684372

https://xn-- j1ahfl.xn-- p1ai/library/ konspekt_ur oka_raschy ot_byudzhet a_semi_140 853.html

http://www. 1september. ru

2

Участок

1

Беседа, опрос

3

Практическая работа по теме

«Участок»

1

Практическая работа

4

Задача про «Шины»

1

Беседа, опрос

5

Практическая работа по теме

«Шины»

1

Практическая работа

6

Покупки

1

Беседа, самостоятельная работа

7

Решение задач на покупки

1

беседа

8

Карманные расходы

1

беседа

9

Практическая работа по теме

«Покупки.        Карманные

расходы»

1

Практическая работа

10

Проектная        работа        по теме «Математика в  повседневной жизни»

1

Беседа, круглый стол

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч)

11

Геометрические фигуры

1

Беседа, опрос

http://karma nform.ucoz. ru.

http://schoo l- collection.e du.ru

http://fcior.e

du.ru

https://uchi. ru

12

Упражнения, направленные на

освоение терминологии

1

Практическая работа

13

Верные и неверные

утверждения

1

Беседа, опрос

14

Работа с текстовой

информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде

1

Практическая работа

15

Работа с текстовой

информацией: анализ, интерпретация, представление

в графическом и символьном виде

1

Беседа, самостоятельная работа

16

Практическая работа по теме

«Геометрические        задачи в заданиях ОГЭ»

1

Практическая работа

Математика и общество (6 ч)

17

Права человека

1

Беседа

http://www. 1september. ru https://infou rok.ru/bibli oteka http://www. openclass.ru

18

Практическая работа по теме

«Права человека»

1

Практическая работа

19

Охрана окружающей среды

1

беседа

20

Межкультурная коммуникация

1

беседа

21

Проектная        работа        по        теме

«Математика и общество»

1

Проектная работа

22

Практическая работа по теме

«Математика и общество»

1

Практическая работа

Задачи на чертежах (6 ч)

23

Задачи на готовых чертежах

1

Беседа

http://karma nform.ucoz. ru. http://schoo l- collection.e du.ru http://fcior.e du.ru https://uchi. ru

24

Упражнения, направленные на формирование умения читать

чертеж

1

Практическая работа

25

Задания,                направленные на перевод        информации        одного вида в другой

1

беседа

26

Геометрия на клетчатой бумаге

1

Практическая работа

27

Геометрия на клетчатой бумаге

1

Беседа, самостоятельная работа

28

Проверочная работа по теме

«Задачи на чертежах»

1

Практическая работа

Математика и профессии (6 ч)

29

Математика в профессиональной деятельности

1

Беседа

http://www. 1september. ru https://infou rok.ru/bibli oteka http://www. openclass.ru

/

30

Математика в профессиональной деятельности моих родителей

1

беседа

31

Математические        задачи        в

профессиях

1

Практическая работа

32

Проектная        работа        по        теме

«Математика и профессии»

1

Круглый стол

33

Промежуточная        аттестация        в

форме творческой работы

1

Беседа,

34

Защита проектов

1

Круглый стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Начальная компьютерная грамотность"

Программа курса внеурочной деятельности «Начальная компьютерная грамотность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»

Содержание курса         Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции.  Активы в трех измерениях. Модель трех капит...

Программа курса внеурочной деятельности по формированию математической грамотности "Интеллектуальный клуб " Математика для всех!"

Национальный проект «Образование» - сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024– это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:обеспечение глобальной конкурентоспособн...