Технологическая карта урока
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Инна Андреевна Ихенова

Технологическая карта урока математики  по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" (5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока математики

5 класс

1. Информация о разработчике плана

ФИО разработчика

Ихенова Инна Андреевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Обусинская средняя школа – интернат имени А.И. Шадаева»

2. Общая информация по уроку

Класс

Математика 5 класс

Место урока (по тематическому планированию)

Обыкновенные дроби (48ч)

Тема урока

Сложение и вычитание обыкновенных дробей (19-й урок в теме «Дроби», 3-й урок в теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»)

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

Урок - закрепление

Планируемые результаты:

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, адекватное оценивание учебной деятельности

Метапредметные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска  средств ее достижения; умение работать с информацией; общение и сотрудничество; оформление мысли в устной форме и в письме.  

Предметные: развитие и закрепление навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, сложения и вычитания смешанных чисел.

Ключевые слова: сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, сложение и вычитание смешанных чисел.

Краткое описание: на уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных ресурсов - https://m.edsoo.ru/f2a1802a, https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/.

Этапы урока

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Сегодня у нас очередной урок математики и девизом урока будут слова французского писателя Анатоля Франса: «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем совету этого человека: будем на уроке работать с большим желанием и вдохновением, ведь знания нужны нам для дальнейшего изучения великой  и нужной науки – математики.

1.2. Актуализация опорных знаний

Начинаем урок с устной работы, повторим ранее пройденное.1) Прочитайте дроби (на доске записаны обыкновенные дроби). 2) Что показывает знаменатель  дроби? 3) Что показывает числитель дроби? 3) Вспомним, как нужно складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Решим совместно тест.

https://resh.edu.ru/tests/114745 

1.3. Целеполагание

Цель урока: повторить сложение и вычитание обыкновенных дробей, повторить случаи сложения и вычитания смешанных чисел, изученные на предыдущих уроках; разобрать новые случаи вычитания смешанных чисел.

2.Применение изученного материала

2.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

1. Фронтальная работа. Один ученик решает у доски, остальные учащиеся помогают с места при необходимости.

Задача №5.283  (учебник – Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков – 3-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023.)

Прочитаем задачу, запишем кратко условие и вопрос.

Сколько действий нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Два)

Что надо найти первым действием?  (Сколько тонн привез автомобиль 2м рейсом)

Что надо найти вторым действием? (Сколько тонн привез автомобиль за два рейса)

Какое число получилось в результате 2го действия? (11)

Можно записать это число в ответ?  ( Нет, дробная  часть является  неправильной дробью)

Правильно. Нужно выделить целую часть у дробной части и добавить к имеющейся целой части. Получаем окончательный ответ задачи.

(12 т)

2. Проведем математическую эстафету: у нас три ряда, в каждом ряду 5 учеников – это одна команда. Оцениваем скорость, верность выполнения.

3. В решенных примерах эстафеты были легкие случаи сложения и вычитания смешанных чисел. Продолжим нашу тему, познакомимся с более сложными случаями вычитания.

А) Прочитать правило вычитания смешанных чисел, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого и рассмотреть пример  (Стр.48, последний абзац).

Б) Рассмотреть примеры вычитания из натурального числа дроби или смешанного числа (Стр.49, первый абзац).

В) Решить №5.280 и №5.281(в, г).

Физкультминутка

Головою три кивка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

2.2. Систематизация знаний и умений

Творческое задание:

1) Придумать пример на сложение смешанных чисел, в ответе – смешанное число, содержащее правильную дробь. Первый придумавший записывает на доске.

2) Придумать пример на сложение смешанных чисел, в ответе – смешанное число, содержащее неправильную дробь. Записать на доске и всем классом решить дальше: выделить целую часть и добавить к имеющейся целой части.

3) Придумать пример на вычитание: дробная часть уменьшаемого больше дробной части вычитаемого и решить его.

4) Придумать пример вычитания из натурального числа смешанного числа и решить его.

5) Придумать пример вычитания смешанных чисел: дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого и решить его.

Ребята, мы разобрали все случаи сложения и вычитания смешанных чисел.

3. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Математический диктант.

Учащиеся получают листочки, перегибают их пополам, подписывают обе половинки и записывают ответы на обеих половинках. После окончания диктанта одну половинку оставляют себе для взаимопроверки (с соседом по парте). Правильные ответы отмечаются плюсами, по количеству плюсов сосед выставляет оценку и отдает листок обратно. Учитель объявляет количество плюсов и соответствующие этому количеству баллы.

Выполните действия:

1) а) 7 +2;     б) 6+2.

2) а) 9 - 3;     б) 8 - 3.

3) а) 8 - ;     б) 9 - .

4) а) 6+ 3;     б) 7+ 4.

5) а) 10 - 3;     б) 10 - 2.

Проводится взаимопроверка по парам, выставляются отметки в журнал.

4. Подведение итогов, домашнее задание

4.1.Рефлексия учебной деятельности

1) Сформулируйте тему урока.

2) Перечислите цели, которые были поставлены в начале урока.

3) Сколько разных случаев встретили мы при сложении смешанных чисел?

4) Сколько случаев было при вычитании смешанных чисел?

5) Достигли ли мы целей урока?

4.2. Домашнее задание

Дома нужно выполнить тест на сложение и вычитание обыкновенных дробей, повторить правила, которые нужны для этих действий.

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=3-Wr5vQi1U28iaNQTBqAbg

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...