Функциональная грамотность(начало)
методическая разработка по математике

Радченко Наталья Федоровна

Основа понятия и как можно использовать для развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_uroki_zhizni.docx69.12 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Функциональная грамотность. Уроки жизни»

https://teacode.com/online/udc/51/51-7.html

Радченко Наталья Федоровна

учитель математики

МКОУ СОШ №9 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Номинации конкурса: «Технология учебных мастерских».

В статье рассматривается вопрос о том, как в современном обществе, будучи учеником, ребенок уже постигает основы функциональной грамотности для реализации своих интересов.

 Актуальность исследования обусловлена потребностями современного образования и общества.

Уделяется внимание умению быть «в теме» современности.

Выполнен обзор интернет- источников и серии книг по финансовой грамотности.

Объектом исследования является современный ученик.

Поднимается вопрос о важности получения образования в современном мире и всегда.

Особое внимание уделяется проблеме математического образования в соотношении «успех ученика- успех учителя».

 Автор останавливается на практических наблюдениях и собственном опыте.

Современный ученик – это не только способный и высокомотивированный ученик. Это прежде всего человек, который может быстро освоить новые знания. Если необходимо, то приспособиться к тем задачам, которые нужны для жизни. Он любопытный, организованный, общительный, критически мыслящий и информационно грамотный. Развитие этих качеств и навыков помогает ученику успешно адаптироваться в обществе, достичь успеха в учебе, в современной и будущей профессиональной жизни. Человек, который обладает определенными качествами и навыками, позволяющими ему успешно справляться с вызовами современного мира.

В наше время, когда информация доступна напрямую на расстоянии нескольких кликов, одной лишь способности запоминать информацию недостаточно. Ученик должен обладать умением мыслить критически, анализировать и синтезировать, развивать свою креативность и стараться самостоятельно решать проблемы [1].

Функционально грамотный и образованный- это современный человек нашего общества.

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях [2].  

Стало заметно, что современные ученики более мобильны. Они заботятся о том, чтобы как можно раньше стать финансово независимыми от родителей. Обучаясь в школе, многие стараются заработать на карманные расходы самостоятельно.

Ситуации, приводимые на страницах сборников финансовой грамотности (как одного из разделов функциональной грамотности), позволяют рассмотреть, например, как вне школы применять школьные знания, логику, здравый смысл и собственный жизненный опыт для решения разных финансовых задач.

Многие школьники отлично владеют навыками интернет-любителей и пробуют себя в качестве блогеров, т.е. людей, которые являются интернет-пользователями, которые ведут собственный канал, сайт или страничку. Для своих подписчиков блогер —  это лидер мнений в определённой сфере [4]. 

Ситуация: «Вика- ученица 10 класса. Является активным интернет-пользователем. Пробовала себя в нескольких сферах, например, писала статьи для сайтов, рекламировала канцелярию. Решила стать кулинарным блогером и создать свою страничку в интернете. Она часто помогала готовить маме и решила, что вполне справится с аудиторией, для того, чтобы раскрыть свои кулинарные способности и немного заработать. Часто бывает сложно начать. С детства Виктория любит гречневую кашу. Ей и решила посвятить один из выпусков.

Стартовое задание. Для приготовления гречневой каши необходимо соблюдать пропорции крупы и воды. Чтобы каша была вкусной и рассыпчатой, на одну порцию необходимо взять 1 часть крупы и 2,75 части воды. Крупу высыпать в кипящую воду. Ситуация: «С помощью мерного стакана необходимо рассчитать количество ингридиентов одной порций каши».   https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-s/6458730784.jpg

Обучающее задание. Для приготовления, все той же гречневой каши, за мерный источник принять: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a0207b0db901eecc9002d9d55d77c0a0_l-4578614-images-thumbs&n=13

а) чайную чашку, вместимостью 270 мл;  

б) кастрюлю из детского набора посуды, объемом 320мл. и рассчитать необходимое количество ингридиентов на три порции готовой каши. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8ade366da2b505fe4da05c08c6148499242a9566-9097381-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=211&h=200

Проблемное задание. Гречневая крупа продается в разных магазинах и торговых точках. Виктории, в четверг, необходимо приготовить кашу с добавлением сливочного масла на две порции, чтобы продемонстрировать это в своем блоге в эфире. В магазинах действует система скидок. Ежедневно, кроме вторника, скидка составляет 10% от стоимости товара.

Наименование

торговой точки

Упаковка

Цена

за 1 единицу товара

Магазин «Пятерочка»: «Агро альянс»

900гр

42,99р *

Магазин «45-й»:

«Мистраль»  

900 гр

103р **

Магазин «Геркулес»:

«Макфа»  

5×80 гр

62,49р **

Магазин «Магнит у дома»: Агро альянс

900 гр

67,99р **

Магазин продуктовый: масло сливочное

175 гр

220р **

Вода питьевая

5 л

100р **

Вода питьевая фильтрованная  очищенная (автомат)

1 л

15р

*- товар со скидкой  

**- стоимость без скидки

Вике необходимо выбрать наиболее дешевый набор и вычислить его стоимость.  

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире [1]. 

        

Источники:

  1. Контур школа: функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать (https://school.kontur.ru/publications/2374)
  2. Московский центр качества образования: Департамента образования и науки города Москвы (https://mcko.ru/articles/2622#:~:text=Функциональная%20грамотность)
  3. Невские палаты: https://nevskie-palaty.ru/ 
  4. Статья «Сбербанк»: как стать блогером и зарабатывать на этом деньги (https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-stat-blogerom-i-zarabatyvat-na-etom-dengi/#:~:text=Блогер%20—%20это%20интернет-пользователь%2C%20который,лидер%20мнений%20в%20определённой%20сфере)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...