Функциональная грамотность
материал по математике (5, 6 класс)

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. В качестве мониторинга результатов было выбрано международное исследование PISA, которое проводится каждые три года и проверяет уровень функциональной грамотности обучающихся 15-ти лет. Представляю методическую разработку в виде задач по функциональной грамотности, которые можно использовать на уроках математики в 5, 6 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Тоцкая средняя общеобразовательная школа

им. А.К.Стерелюхина

Функциональная грамотность.

Задания на развитие математической грамотности

для 5-6 классов.

Составил: Ширинских Ольга Викторовна

учитель математики

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К.Стерелюхина

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. В качестве мониторинга результатов было выбрано международное исследование PISA, которое проводится каждые три года и проверяет уровень функциональной грамотности обучающихся 15-ти лет. Представляю методическую разработку в виде задач по функциональной грамотности, которые можно использовать на уроках математики в 5, 6 классах

Задания для 5 класса

Комплексное задание « Переводчики» (2 задания)

Прочитайте текст и выполните задания 1-2.

Для обслуживания международного семинара собрали группу переводчиков из 12 человек. Среди них был проведён опрос, чтобы узнать какими языками владеют переводчики. Данные занесли в таблицу 1.

Таблица 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Немецкий язык

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

Французский язык

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

Обозначения: + владеет, - нет

1.На основе данных таблицы 1 заполните таблицу 2, которая показывает, сколько владеют немецким языком и сколько владеют французским языком

Таблица 2

Языки

Количество чел.

Немецкий язык

Французский язык

2.На основе данных таблицы 1 составлены следующие утверждения.

  • Отметьте верные.
  • Каждый переводчик владеет и немецким языком, и французским языком
  • Если переводчик владеет немецким языком, то не владеет французским языком
  • Каждый переводчик владеет каким-то языком
  • Среди переводчиков владеющих немецким больше, чем французским

Характеристики заданий « Переводчики» Задание 1.

• Содержательная область оценки: неопределённость и данные.

• Компетентностная область оценки: применять

• Контекст: личный

• Уровень сложности: низкий.

• Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов).

• Объект оценки: заполнение готовой таблицы

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Ответ: Немецкий язык –8; Французский язык –7.

Таблица заполнена верно.

1

Дан неверный ответ.

0

Задание 2.

• Содержательная область оценки: неопределённость и данные

• Компетентностная область оценки: рассуждать

• Контекст: общественный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов

• Объект оценки: проверка истинности утверждений относительно данных таблицы, понимать логические связки : «если, то», «есть», «все», «каждый», «и»

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Ответ: 3,4.

Отмечены два верных утверждения, не отмечены неверные.

2

Отмечены одно любое верное утверждение из двух, не отмечены неверные.

1

Другие ответы.

0

Комплексное задание « Эрмитаж» (2 задания)

Прочитайте текст и выполните задания 1-2.

C:\Users\user\Desktop\ Москвичка Елена Сергеевна решила отправиться на праздничные выходные в Санкт-Петербург в гости к своей подруге. Она купила билет на поезд, который отправляется с Ленинградского вокзала в 20:00.

  1. В какое время Елене Сергеевне нужно выйти из дома, если:
  • от дома до ближайшей станции метро идти 10 минут;
  • на метро ехать 7 мин;
  • от станции метро до железнодорожной платформы идти 20 минут;
  • рекомендуется прибыть на вокзал за 30 минут до отправления поезда?

Запишите ответ и решение.

  1. Елена Сергеевна с подругой решили посетить Эрмитаж. Большой Петергофский дворец. В музей с ними пошёл Виктор Ивановича – муж подруги, который является членом Международного совета музеев, а также двое их детей – пятиклассник и дошкольник.

Перед входом они увидели объявление о ценах на этот день:

Входной билет – 1000 р.

Льготное посещение:

– Лица, не достигшие 16-летнего возраста, оплачивают половину стоимости входного билета.

Бесплатное посещение:

– Дети дошкольного возраста;

– Члены международного совета музеев;

– Члены Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры;

– Лица, имеющие социальные льготы (например, ветераны войны и труда).

Характеристики заданий « Эрмитаж»

Задание 1.

• Содержательная область оценки: количество

• Компетентностная область оценки: применять

• Контекст: личный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста и вычислений, или только вычислений)

• Объект оценки: выполнение действий с величинами, переход от одних единиц времени к другим

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Ответ 18 ч 53 мин (13:53 и т.п.)

Пример возможного решения.

1)10+7+20+30=67 (мин) = 1 ч 7 мин

2)20 ч – 1 ч 7 мин = 18 ч 53 мин

Даны верный ответ и решение, в котором приведены рассуждения или вычисления с единицами времени, подтверждающие полученный ответ.

2

Приведен верный ответ, а решение неполное, но не содержит неверных действий и утверждений.

1

Другие ответы (включая случай, когда дан верный ответ, а решение неадекватное или отсутствует).

0

Задание 2.

• Содержательная область оценки: количество

• Компетентностная область оценки: рассуждать

• Контекст: личный

• Уровень сложности: высокий

• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста илитекста и вычислений)

• Объект оценки: нахождение доли числа, устное выполнение действий с многозначными числами

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Ответ: билеты стоят 2500 р., это меньше 3000 р. ИЛИ 2500 <3000

Примеры возможного доказательства/объяснения:

Пример 1:

Стоимость билетов для каждого участника группы:

Елена Сергеевна – 1000 р.

Подруга– 1000 р.

Дети – 1 билет за 500 р.

Виктор Ивановича – бесплатно.

Всего – 2500 р., это меньше 3000 р.

Пример 2:

1000+1000+500= 2500 (р.) , 2500 р. < 3000 р.

Объяснение неполное, но не содержит неверных утверждений.

Например, указана лишь общая сумма – 2500 р., но не сделан вывод (не приведено сравнение с указанной суммой – 3000 р.)

2

1

Другие ответы

0

Комплексное задание «Зоопарк» (3 задания)

C:\Users\user\Desktop\ Директор зоопарка рассказал, сколько рублей в день в среднем тратится на питание (содержание) различных животных в зоопарке.

  1. На основе данных диаграммы определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие - неверными
  • Отметьте верные утверждения каждой строке

Утверждения

Верно

Неверно

В этом зоопарке есть птицы

В зоопарке нет водных животных

На содержание лебедей тратится больше, чем на акул

  1. На основе данных диаграммы узнайте, сколько рублей в среднем тратится в день на питание одного ежа?

Ответ___________

  1. На сколько рублей в день больше тратится на питание ежа, чем белки?

Ответ__________

Характеристики заданий « Зоопарк»

Задание 1.

• Содержательная область оценки: неопределённость и данные

• Компетентностная область оценки: применять

• Контекст: общественный

• Уровень сложности: низкий

• Формат ответа: выбор нескольких верных ответов

• Объект оценки: понимание ,сравнение

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Правильно отмечены верные утверждения

2

Ошибка в одном из утверждений

1

Другие варианты

0

Задание 2.

• Содержательная область оценки: количество

• Компетентностная область оценки: применять

• Контекст: общественный

• Уровень сложности: низкий

• Формат ответа: краткий ответ

• Объект оценки: извлекать информацию

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Правильно выбран ответ

1

Другие варианты

0

Задание 3.

• Содержательная область оценки: количество

• Компетентностная область оценки: применять

• Контекст: общественный

• Уровень сложности: низкий

• Формат ответа: краткий ответ

• Объект оценки: извлекать информацию , количественное сравнение

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Правильно извлечена информация, верно произведено вычисление

1

Другие варианты

0

Задания для 6 класса

Комплексное задание «Фигуры на плоскости» (3 задания).

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

На уроке геометрии 8 класс разделили на четыре группы. В каждой группе выбрали капитана. Капитаном 1 группы выбрали Ивана, 2- Елену, 3- Анну, 4- Виктора. Группы названы соответственно именам капитанов. Каждая группа должна была выполнить несколько заданий.

В одном из заданий требовалось придумать и изобразить многоугольник, имеющий периметр меньше 30 см. Ниже изображены многоугольники, которые нарисовали группы.

Длина стороны клетки – 1 см

1. Верно ли, что с заданием справилась группа Ивана и Анны?

Верно

Неверно

Рассуждение: _____________________________________________________________

2. Для многоугольников, нарисованных группами, учитель придумал задание «Установите истинность следующих утверждений».

  • Отметьте в приведённой ниже таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения

Утверждение

Верно

Неверно

Площадь многоугольника 1группы (Ивана) больше площади многоугольника 4 группы (Виктора)

Площадь многоугольника 3 группы (Анны ) равна площади многоугольника 1группы (Ивана)

Площадь многоугольника 4 группы (Виктора) меньше площади многоугольника 2группы (Елены)

3. Самым трудным для групп оказалось такое задание:

Третьеклассник Петя хочет составить из этих трёх фигур многоугольник, имеющий периметр 18 см.

Сторона клетки – 1 см

Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Пети.

Длина клетки – 1 см

Характеристики заданий «Фигуры на плоскости» (3 задания).

Задание 1.

• Содержательная область: пространство и форма

• Компетентностная область: рассуждать /формулировать

• Контекст: научная деятельность

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: развернутый ответ

• Объект оценки: использовать понятие периметра многоугольника и свойства прямоугольника для ответа на поставленный вопрос

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Дан верный ответ «неверно» и в объяснении говорится, что группа Ивана справилась с заданием, потому что периметр его фигуры равен 28 см < 30 см, группа Анны не справилась, так как периметр её фигуры равен 30 см, а надо меньше 30 см.

2

Дан верный ответ и объясняется что-то одно: либо почему группа Ивана справилась с заданием, либо почему группа Анны не справилась,

ИЛИ

Дан ответ «верно» и говорится, что 1 группа Ивана и 3 группа Анны справились с заданием, при этом объяснение неполное относительно вывода о фигуре 1 группы, а вывод и объяснение относительно фигуры 3 группы неверные.

1

Другие варианты.

0

Задание 2.

• Содержательная область: пространство и форма

• Компетентностная область: формулировать

• Контекст: научная деятельность

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: множественный выбор (верно, неверно)

• Объект оценки: находить площадь многоугольника, проверять истинность утверждения в практической (математической) ситуации

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Верно, неверно, верно (именно в таком порядке).

2

Даны два любых верных ответа из трех

1

Другие варианты.

0

Задание 3.

• Содержательная область: пространство и форма

• Компетентностная область: применять

• Контекст: научная деятельность

• Уровень сложности: высокий

• Формат ответа: развёрнутый ответ (рисунок)

• Объект оценки: конструировать из данных прямоугольников фигуру, имеющую заданное свойство (значение периметра)

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Приведён чертёж на котором изображена фигура, составленная из трёх равных фигур, имеющих периметр, равный 18 см. Варианты ответа

2

Приведён чертёж на котором изображена фигура, составленная из трёх равных фигур, но её периметр не равен 18 см.

1

Другие варианты.

0

Задача « Соус»

Для заправки салата в ресторане «Каприз» готовят соус.

В таблице рецепт на 100 миллилитров (мл).

Салатное масло:

60 мл

Уксус:

30 мл

Соевый соус:

10 мл

Сколько миллилитров (мл) салатного масла понадобится, чтобы сделать 150 мл этой заправки?

Ответ: ……………….. мл

Характеристики задания «Соус» (1 задание).

• Содержательная область: Количество

• Компетентностная область: рассуждать /формулировать

• Контекст: личный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: краткий ответ

• Объект оценки: пропорциональные величины.

Система оценивания

Содержание критерия

Баллы

Правильно выполнено задание. Дан верный ответ.

Задача решается с помощью составления соответствующей пропорции:

100 г – 60 мл х = = 90 (мл).

150 г – х мл

1

Другие варианты.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...