Рабочая программа индивидуальных занятий по курсу «Практикум по решению олимпиадных задач по математике» для 7 класса
рабочая программа по математике (7 класс)

Давыдова Ольга Валерьевна

Рекомендуется для профильных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_7v_davydova_2_chasa.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                             УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры                зам. директора по УВР                              директор

  1. «МАТЕМАТИКА»

 зав. кафедрой                

______________________            ___________________               ______________

Л.А. Панкратова                            М.А. Родина                        Е.А. Вдовин

                                                                                                          приказ №___ от

«24» августа 2021 г.                        «30» августа 2021 г.                «31» августа 2021 г.

Рабочая программа

индивидуальных занятий по курсу

«Практикум по решению олимпиадных задач по математике»

на 2021-2022 учебный год

Класс: 7В, профильный уровень.

Количество часов: всего 70, в неделю 2.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г., №1897)

Рабочую программу составила: __________________О.В. Давыдова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальные занятия в 7 классе по математике направлены на изучение разделов алгебры и геометрии, не входящих в обязательную школьную программу с целью подготовки школьников к олимпиадам различного уровня.

В программу индивидуальных занятий включены «классические» темы так называемой олимпиадной математики: четность, принцип Дирихле, раскраски, принцип крайнего, игры, теория графов.

Программа индивидуальных занятий направлена на достижение следующих целей:

  • развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
  • развитие интереса учащихся к различным областям математических знаний их использовании в жизненных ситуациях;
  • стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: основы теории чисел, комбинаторики, топологии и т.д.;
  • формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами по математике, научно-лекционными материалами;
  • обучение сбору и систематизации материалов из различных источников;
  • формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
  • приучение детей к логичному изложению своих мыслей;
  • обучение воспитанников самостоятельному чтению научно-популярной математической литературы;
  • повышение интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;
  • развитие индивидуальные творческие способности учащихся;
  • развитие наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
  • воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, делимость, сравнение, многочлен, числовой ряд) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком теории чисел, приемами решения сравнений, систем сравнений, систем линейных уравнений.

 5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.


СОДЕРЖАНИЕ

Алгоритмы и рассуждения

Алгоритмы и операции. Переливания. Взвешивания. Игры и стратегии. Доказательство от противного. Сюжетные логические задачи. Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы и хитрецы. Принцип Дирихле. Принцип крайнего

Арифметика

Ребусы. Четность и делимость. НОД и НОК

Алгебра

Уравнения в целых числах. Метод математической индукции. Суммирование. Текстовые задачи

Графы

Степень вершины. Связные графы. Обход графов. Лемма о рукопожатиях

Комбинаторная геометрия

Разрезания. Раскраски. Замощения. Шахматная раскраска

Планиметрия

Признаки равенства треугольников. Геометрическое место точек. Медиана в прямоугольном треугольнике. Обратный ход в геометрии. Построения циркулем и линейкой

Решение задач


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Алгоритмы и рассуждения (20 ч.)

1-2

Алгоритмы и операции

2

1 неделя

3-4

Переливания. Взвешивания

2

2 неделя

5-8

Игры и стратегии

4

3-4 неделя

9-10

Доказательство от противного

2

5 неделя

11-12

Сюжетные логические задачи

2

6неделя

13-16

Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы и хитрецы

4

7-8 неделя

17-18

Принцип Дирихле

2

9 неделя

19-20

Принцип крайнего

2

10 неделя

Арифметика (8 ч.)

21-22

Ребусы

2

11 неделя

23-26

Четность и делимость

4

12-13 неделя

27-28

НОД и НОК

2

14 неделя

Алгебра (10 ч.)

29-30

Уравнения в целых числах

2

15 неделя

31-34

Метод математической индукциию Суммирование

4

16-17 неделя

35-38

Текстовые задачи

4

18-19 неделя

Графы (6 ч.)

39-40

Степень вершины. Связные графы

2

20 неделя

41-42

Обход графов

2

21 неделя

43-44

Лемма о рукопожатиях

2

22 неделя

Комбинаторная геометрия (8 ч.)

45-46

Разрезания

2

23 неделя

47-50

Раскраски. Замощения

4

24-25 неделя

51-52

Шахматная раскраска

2

26 неделя

Планиметрия (18 ч.)

53-54

Признаки равенства треугольников

2

27 неделя

55-56

Геометрическое место точек

2

28 неделя

57-58

Медиана в прямоугольном треугольнике

2

29 неделя

59-60

Обратный ход в геометрии

2

30 неделя

61-64

Построения циркулем и линейкой

4

31-32 неделя

65-70

Решение задач

6

33-35 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс

 Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным,  наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...

Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по русскому языку"

Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие  школьников в олимпиадах по русскому языку....

Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по литературе"

Данная рабочая программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке учащихся к олимпиаде по литературе, направленных на формирование навыков анализа художественного текста. Анализ худож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»

Программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»...