Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по литературе"
рабочая программа по теме

Богодухова  Ольга Витальевна

Данная рабочая программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке учащихся к олимпиаде по литературе, направленных на формирование навыков анализа художественного текста.

Анализ художественного текста – основное задание на олимпиаде по литературе, которое позволяет проверить и владение учащимся навыками анализа художественного текста, и владение литературоведческой терминологией, и самостоятельность суждений, и умение строить связное высказывание.

Программа содержит подробное тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.

Предназначена для учителей литературы общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

Рассмотрено                                                                 Утверждаю

на заседании методического                                                  директор МБОУ «ООШ №17» объединения_________________________                           ________________Н.В. Ермолаева

Протокол №___от «____»____20___г.                                  Приказ №___от «____»____20___г.

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Рабочая программа индивидуальных занятий

для учащихся 8-х классов

Срок реализации – 1 год

Анжеро – Судженск

2013 год

Составитель:  Богодухова О.В.,

                          учитель русского языка и литературы  высшей категории

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,  рабочая программа индивидуальных занятий по литературе  для учащихся 8-х классов, Анжеро-Судженск, 2013г., 10 с.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию одарённых детей.

Данная рабочая программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке учащихся к олимпиаде по литературе, направленных на формирование навыков анализа художественного текста.

Анализ художественного текста – основное задание на олимпиаде по литературе, которое позволяет проверить и владение учащимся навыками анализа художественного текста, и владение литературоведческой терминологией, и самостоятельность суждений, и умение строить связное высказывание. 

Программа содержит подробное тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.

Программа предназначена для учителей литературы общеобра-зовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                               3

Содержание программы индивидуальных занятий                                                 5

Учебно-тематический план        6

Требования к уровню подготовки учащихся        7

Список литературы                                                                  8

Приложение

Календарно-тематическое планирование                                                                 9

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Очень важно для развития одаренных учеников участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Цель индивидуальных занятий: создание условий для развития одаренных детей через систему индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по  литературе.

Задачи:

  • расширить и углубить знания школьников по литературоведению;
  • создать условия для развития творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей учеников;
  • содействовать воспитанию образованного, духовно развитого читателя.

Анализ художественного текста – основное задание на олимпиаде по литературе, которое позволяет проверить и владение учащимся навыками анализа художественного текста, и владение литературоведческой терминологией, и самостоятельность суждений, и умение строить связное высказывание. 

Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся.

В своем первоначальном значении слово «анализ»  означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение  исследуемого предмета на составные части. Однако художественное произведение обладает непременным качеством цельности. Поэтому всякий анализ уже по самой своей природе должен быть целостным анализом. Литературный анализ – это только такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения. Мысль художника никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «запрятана» в произведении. Анализируя текст, мы и стремимся проникнуть в мир, созданный писателем.

Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста дает возможность обучающимся воспринимать его как знаковую систему, художественное произведение – как систему образования, видеть способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста. Выходит, постижение литературного произведения – это своеобразная увлекательная игра, в которую школьников надо научить играть.

Единственно возможный путь  заинтересовать учащихся - вызвать у них стремление самим погрузиться в этот необъятный мир, постигнуть его законы и особенности. И может быть, для достижения этой цели следует, прежде всего, дать им ключ к интерпретации сложных художественных текстов, научить понимать их смысловое «многослойное» богатство. Для этого совсем необязательно проанализировать в классе большое количество произведений, достаточно нескольких «типичных» образцов, анализ которых вызовет интерес и потребует напряженной работы ума и творческого воображения. Выбор конкретных текстов должен быть предоставлен учителю, который предложит своим ученикам то, что ему самому ближе и интереснее, и в чем он, следовательно, сам достиг большего аналитического мастерства.

В качестве итоговой работы учащиеся должны выполнить анализ поэтического и прозаического текстов.

Социальный эффект  заключается в повышении качества образования выпускников основной школы, создание условий для самореализации их личности в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

  • овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через

«ключевые слова»  систему образов в произведении, выделить композицию произведения и сюжет, через совокупность художественных средств выйти на понимание позиций, идей автора;

  • призовые места на олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • высокие результаты итоговой аттестации;
  • высокие достижения в учебном процессе по литературе.

Программа предназначена для учеников 8-х классов.

Программа рассчитана на 17 часов. Работа по подготовке к олимпиадам осуществляется в течение I полугодия, это объясняется графиком проведения школьных и городских олимпиад по литературе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Введение (1ч)

Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор).

Особенности художественного текста (6ч)

Тема, проблема. Идейное содержание и пафос произведения.

Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации. Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»). Несюжетные элементы (вставные отступления, лирические отступления). Хронотоп.

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.  Автор, повествователь, герой. Повествование личное (от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика и безличное (от лица повествователя).

Композиция фабулы и сюжета. Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения.

Лирические, публицистические, философские отступления.

Роль конфликта в литературном произведении.

Средства создания художественного образа (6ч)

Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Художественный образ человека (внешние черты, характер персонажа, изображение условий, в которых живет и действует персонаж; изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа, изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж, наличие или отсутствие прототипа). Основные приемы создания образа-персонажа (характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); портрет, портретная характеристика героя; прямая авторская характеристика; психологический анализ; изображение «диалектики души; характеристика героя другими действующими лицами; художественная деталь).

Пейзаж и его функции в произведении.

Функция портрета в художественном произведении.

Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).   Символ, его полисемантизм. Смысл названия.        

Речевая характеристика героя.

Эпизод и его место в фабуле произведения.

Средства выразительности в языке (2ч)

Тропы. Художественные изобразительно-выразительные средства. Эпитет. Сравнение. Метафора, метонимия, синекдоха. Перифраз. Гипербола, литота. Антитеза. Оксюморон. Ирония. Аллегория. Символ.

Стилистические фигуры в художественной речи. Повтор. Параллелизм. Инверсия. Риторические вопросы, обращения, восклицания.

Лингво -поэтический анализ текста.

Анализ художественного текста (2ч)

Анализ лирического произведения.

Анализ  прозаического текста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

2.

Особенности художественного текста 

Тема, проблема. Идейное содержание и пафос произведения.

1

3.

Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации.

1

4.

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

1

5.

Композиция фабулы и сюжета. Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения.

1

6.

Лирические, публицистические, философские отступления.

1

7.

Роль конфликта в литературном произведении.

1

8.

Средства создания художественного образа.

Образ человека в литературе и аспекты его анализа.

1

9.

Пейзаж и его функции в произведении.

1

10.

Функция портрета в художественном произведении.

1

11.

Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.

1

12.

Речевая характеристика героя.

1

13.

Эпизод и его место в фабуле произведения.

1

14.

Средства выразительности в языке.

Тропы. Стилистические фигуры в художественной речи.

1

15.

Лингво-поэтический анализ текста.

1

16.

Анализ художественного текста.

Анализ лирического произведения.

1

17.

 Анализ  прозаического текста.

1

итого

5

12

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

учащиеся должны знать:

-  тексты художественных произведений разны литературных родов и жанров;

-  сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц изучаемых произведений;

-  существенные признаки понятий литературный образ, литературный тип, реализм, стиль писателя;

-  характерные художественные особенности изучаемых произведений.

учащиеся должны уметь:

-  осмысленно читать произведение искусства слова, воспринимая в единстве его содержание и способы языкового выражения этого содержания;

-  анализировать произведение в единстве формы и содержания;

- формулировать основные эстетические принципы изучаемого автора, видеть характерные особенности его индивидуального стиля и уметь находить их в ткани анализируемого произведения;

-  производить филологический анализ художественных текстов;

-  применять полученные умения и навыки при филологическом анализе произведений русских писателей разных художественных направлений и стилей;

-  обосновывать свою оценку прочитанного произведения;

-  вести аргументированную полемику по тематике и проблематике курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителя

  1. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. [Текст]: учебник / М.М. Бахтин.- М.: Просвещение, 1975.-234с.
  2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст]: учебное пособие/И.Р.Гальперин – М.: Просвещение,  1981.-123с.
  3. Долинин, К.А. Интерпретация текста. [Текст]: методическое пособие /К.А.Долинин– М., 1985.-56с.
  4. Жирмунский,  В.М.        Поэтика русской поэзии. [Текст]: методическое пособие/ В.М.жирмунский – СПб ., 2001.-89с.
  5. Лукин, В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. [Текст]: методическое пособие/В.А.Лукин – М.: Просвещение, 1988.- 234с.
  6. Николина, Н.А. Филологический анализ текста.  [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Н.А.Николина – М.: Академия, 2003. -278с.
  7. Реферовская, Е.А. Лингвистические исследования текста. [Текст]: методическое пособие / Е.А. Реферовская– Л., 1983.- 189с.

Список литературы для учащихся

  1. Болотова, Н.С. Филологический анализ теста. [Текст]: учебное пособие/ Н.С. Болотова.– Томск, 2001.-76с.
  2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст]: учебное пособие/ И.Р. Гальперин – М.: Просвещение,  1981.-123с.
  3. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. [Текст]: учебное пособие/ – Л., 1972. – 124с.
  4. Маранцман, В.Г. Письменный и устный экзамен по литературе и русскому языку: [Текст]: пособие для старшеклассников и абитуриентов/ В.Г. Маранцман. – СПб., 1998.- 265с.
  5. Николина, Н.А. Филологический анализ текста. [Текст]:  учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Н.А.Николина. – М.: Академия, 2003.-154с.
  6. Новиков,  Л.А. Художественный текст и его анализ. [Текст]: пособие для учащихся/ Л.А.Новикова -М.: Дрофа,1988.-65с.
  7. Шанский, Н.Н. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. [Текст]: пособие для учащихся/ Н.Н. Шанский– М.: Просвещение, 1987.-169с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

1.

Вводное занятие.

сентябрь

2.

Особенности художественного текста 

Тема, проблема. Идейное содержание и пафос произведения.

3.

Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации.

4.

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

5.

Композиция фабулы и сюжета. Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения.

октябрь

6.

Лирические, публицистические, философские отступления.

7.

Роль конфликта в литературном произведении.

8.

Средства создания художественного образа

Образ человека в литературе и аспекты его анализа.

9.

Пейзаж и его функции в произведении.

ноябрь

10.

Функция портрета в художественном произведении.

11.

Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.

12.

Речевая характеристика героя.

13.

Эпизод и его место в фабуле произведения.

декабрь

14.

Средства выразительности в языке

Тропы. Стилистические фигуры в художественной речи.

15.

Лингво-поэтический анализ текста.

16.

Анализ художественного текста.

Анализ лирического произведения.

17.

Комплексный анализ  прозаического текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по русскому языку"

Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие  школьников в олимпиадах по русскому языку....

Экспериментальная рабочая программа кружка "Решение олимпиадных заданий по истории"

На уроки истории в среднем звене выделяется всего 2 часа в неделю, для одаренного, думающего школьника этого мало.  Если не «подогревать» интерес ...

Программа «Актуальные вопросы олимпиадных заданий по русскому языку и литературе»

Программа«Актуальные вопросы олимпиадных заданий по русскому языку и литературе» для учащихся 5-11 классов...