Организация коллективного обучения на уроке математики.
статья по математике (10, 11 класс)

Лаврикова Людмила Николаевна

Если раньше математике обучали через профессию, ее приложения к практике, то в настоящее время встает проблема обучения профессии средствами и методами математики. Одной из форм активного метода обучения является коллективная работа. Коллективная работа успешно развивает и совершенствует умение учащихся планировать ход решения проблемы. Совместная интеллектуальная работа в группе развивает у учащихся исследовательские способности. Учащиеся овладевают опытом сотрудничества и приобретают определенные умения: сосредоточиться на деле, умение с партнерами добывать необходимую информацию, умение обсуждать проблемы в составе группы, умение выслушивать, понять точку зрения партнера, принять ее или аргументировано отвергнуть.Таким образом,  сама психология математического мышления выпускника профессиональной школы должна быть поднята на уровень современных производственных возможностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коллективного обучения на уроке математики.

Лаврикова Л.Н.

Преподаватель РКТК.

Если раньше математике обучали через профессию, ее приложения к практике, то в настоящее время встает проблема обучения профессии средствами и методами математики. Сама психология математического мышления выпускника профессиональной школы должна быть поднята на уровень современных производственных возможностей. Иначе говоря, если у выпускника учебного заведения, пришедшего на производство, возникает какая-либо производственная задача, требующая применения математики, то он должен при ее решении применить такие математические методы и мыслить такими категориями, которые соответствуют современной математической науке и ее техническим приложениям. Помимо определенного уровня компетентности, при решении профессиональных задач требуется развитие у учащихся личностных качеств, таких как ответственность, умение планировать свое время, потребность в самообучении, инициативность, способность работать самостоятельно.

Обучая профессии средствами математики необходимо учитывать и такую особенность подростков, как их стремление к самостоятельности. Они активно стремятся к новому. Интерес к учению появляется на основе самостоятельной деятельности учащихся. Кроме того под влиянием все усложняющейся учебной деятельности у них развиваются волевые черты характера. Они учатся сознательно управлять своим поведением, эмоциями. Постепенное изменение мышления подростков выражается, в частности в том, что у учащихся формируются навыки мыслительной деятельности, осознается процесс своего мышления, воспитывается критичность мышления, возрастает роль абстрактного мышления.

Изучение математики должно учитывать отмеченные особенности учащихся, а также требования, предъявляемые конкретной профессией. Так например, освоение таких профессий, как модельер, ювелир, столяр краснодеревщик, мастер по росписи фарфора, а также профессий, связанных с техникой, требует от учащихся развитое творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность. Для овладения профессиями, связанными с переработкой информации (редактор, делопроизводитель, бухгалтер и т. д.) требуется  точность восприятия, логическое мышление. Освоение профессий, связанных с работой с людьми, требует умения убеждать людей, учитывать мнение другого человека, аккуратности, пунктуальности, собранности.

Изучение математики благоприятствует становлению определенных сторон самостоятельного мышления, формированию умений систематизировать знания, целенаправленно решать учебные задачи, обосновывать найденные пути решения, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации.

Таким образом, само содержание курса математики и современная методика его преподавания должно обеспечить возможность целенаправленного развития логического мышления учащихся, умения рационально и творчески выполнять задания.

  Воспитание математической культуры такого высокого уровня связано не только с отбором содержания курса математики для учебного заведения, но также зависит от методов работы учителя. Поэтому важной задачей повышения качества обучения в системе профессионального образования является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному развитию этой задачи способствует применение активных методов обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия каждого ученика. Он обязывает учителя организовать работу так, чтобы каждый ученик стал активным участником образовательного процесса, раскрыл свои индивидуальные способности и овладел необходимыми навыками.

Одной из форм активного метода обучения является коллективная работа. При коллективной форме организации обучения каждый член коллектива обучает и воспитывает каждого своего члена и активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной работе. Коллективная работа проводится после прохождения темы, и ее цель- ликвидировать проблемы в школьных знаниях, заинтересовать предметом, помочь учащимся обрести уверенность в своих силах и способностях, научить понимать красоту предмета, добиться прочного усвоения тех разделов курса, которые необходимы для изучения специальных дисциплин.

Коллективная работа обычно проводиться за два урока. Учащиеся делятся на 4-6 групп по 5-6 человек в каждой. Для них готовятся карточки с заданиями, дается время на подготовку и совместное обсуждение в течение одного урока. Таким образом, готовится коллективный ответ. На втором уроке проводится обсуждение, и выставляются оценки: оценка каждому ученику внутри группы или оценка за выступление группе. Возможен вариант выставления оценок группами друг другу.

Коллективная работа успешно развивает и совершенствует умение учащихся планировать ход решения проблемы. Совместная интеллектуальная работа в группе развивает у учащихся исследовательские способности. Учащиеся овладевают опытом сотрудничества и приобретают определенные умения: сосредоточиться на деле, умение с партнерами добывать необходимую информацию, умение обсуждать проблемы в составе группы, умение выслушивать, понять точку зрения партнера, принять ее или аргументировано отвергнуть.

Организуя коллективную деятельность учащихся, учитель,  прежде всего,  должен заботиться о том, чтобы тренировать мысль ученика на вопросах, стимулирующих развитие его мышления. Постановка простых вопросов, по словам К. Д. Ушинского, освобождает учеников от необходимости думать. Еще чаще встречается неправильное понимание активности класса; под активностью понимают быстрые ответы учащихся на вопросы, которые ставит учитель. А ведь все дело в том, какие вопросы он задает: требующие только воспроизведения выученного или самостоятельных исследований. Коллективная деятельность учащихся может быть организована при решении примеров и задач развивающего характера. Такая работа создает атмосферу творческих поисков, споров, дискуссий. Учащиеся учатся на образцах рассуждений и на ошибках своих товарищей. Вопросы подбираются с постепенным нарастанием трудности, решение их не навязывается, каждый ученик может высказать свою точку зрения, предложения учащихся обсуждаются и только после этого делается вывод. Такой организации коллективной деятельности учащихся придают огромное значение А. Ф. Сачава, В. Л. Гончаров.

Иногда, чтобы привлечь внимание учащихся к предмету, целесообразно в коллективную работу включить элементы игры. Рассмотрим следующий пример.

Структура организации урока по теме

«Вычисление площадей криволинейных трапеций помощью интегралов» с элементами игры «Домино».

  1. Ученикам выдаются карточки с заданиями, которые содержат кроме задач на вычисление площади фигуры, еще и ответ к задаче одной из остальных карточек.
  2. Повторяется определение трапеции и формула Ньютона-Лейбница для вычисления ее площади, а так же формулы для вычисления площадей фигур, ограниченных графиками нескольких функций. Для этого, как правило, вызывается к доске 1-2 ученика.
  3. Учитель разъясняет учащимся, что сначала они должны прочитать задачу, сделать чертеж и найти площадь получившейся фигуры по одной из формул. После этого им следует поменяться карточками с каждым членом группы по очереди и решить их задачи, затем сравнить получившиеся ответы и выявить ошибки в процессе коллективного обсуждения в группе.
  4. Самостоятельная работа учеников.
  5. Совместное обсуждение в группе.
  6. Коллективное обсуждение в классе осуществляется посредством сложения на доске домино из карточек с ответами, на обороте которых, если работа выполнена правильно, получается некая фигура. Учащиеся делают ее чертеж у себя в тетрадях, а дома находят ее площадь.
  7. Оценки за работу ученики выставляют друг другу внутри группы.

Такая форма работы используется мной часто, так как позволяет привить учащимся навык и умение работать в коллективе, ощущать взаимопомощь и, самое главное, достигать поставленную перед коллективом общую цель, что особенно важно для подготовки конкурентоспособных специалистов.

             Хорошим вариантом коллективной работы является работа в парах. Сразу снимаются определенные трудности: не нужно определять состав групп ( каждая группа определяется сама собой: это пара детей, сидящих за одной партой, и не нужно определять, кто что будет делать. Все будут делать одно и тоже только в парной работе, советуясь друг с другом, помогая  друг другу. Парная работа уместна на уроках решения задач, работы над текстами и т. д. Важно, чтобы каждый ученик выполнял работу в своей тетради. Такая форма работы, на мой взгляд, предпочтительнее, так как при взаимодействии детей они быстрее осваивают учебные понятия, а также понимают сущность роли учителя. Кроме того, такая форма работы способствует общению учеников друг с другом, в процессе которого личность развивается и самоутверждается.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коллективной деятельности на уроках ИЗО.

Коллективная деятельность учащихся  на уроках ИЗО  рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобще­ния детей к изобразительному творчеству.   Я...

"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"

« … развитие  и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,  собственными силами, с...

Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство,    активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующ...

Коллективные способы обучения на уроках математики

Коллективная работа учеников на уроках математики и пример урока по этой теме....

Коллективный способ обучения на уроках математики.

 1.Историческая справка 2. Коллективный способ обучения (КСО):                           варианты методики первон...

Презентация: Применение КСО (коллективного способа обучения) на уроках математики

В презентации дается краткое описание  системы Дьяченко В.К.- последователя Ривина А.Г.  (автора идеи обучения в парах сменного состава  и обучения в разновозрастных группах). Дае...

Организация коллективного обучения на уроке математики.

Если раньше математике обучали через профессию, ее приложения к практике, то в настоящее время встает проблема обучения профессии средствами и методами математики. Одной из форм активного метода обуче...