технологии
материал по математике (5 класс)

Донская Татьяна Александровна

технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологий на уроках математики в 5 классе.

Каким должен быть современный урок математики? Какие новые педагогические технологии должен использовать учитель в своей работе, для того, чтобы сформировать у учащихся такие качества и умения, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни?

У каждого учителя на этот вопрос свой ответ. На мой взгляд, для достижения лучших результатов  на уроках математики необходимо активно использовать элементы различных современных педагогических технологий.

В своей практике  я использую элементы технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, технологии деятельностного метода,  игровые,  информационные технологии, и, конечно же, здоровьесберегающие технологии.

В настоящее время технологию деятельностного метода рекомендуют внедрять повсеместно. Сама я начала использовать эту технологию в 2001 году, начав работать по программе развития «Школа 2000..». Деятельностный метод – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Система дидактических принципов деятельностного метода: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Структура урока, построенного на основе деятельностного метода:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения (« открытие» детьми нового знания)
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности.

В качестве примера  хочу предложить  элементы  урока математики в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с разными  знаменателями»

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Начать урок можно с упражнения на концентрацию внимания при помощи карточек Шульце.

После этого задать вопросы:

- Ребята, какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? (обыкновенными дробями)

- Чему мы уже научились? (сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ, НОЧ, сравнивать дроби с разными знаменателями).

-  Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними арифметические действия)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Какая из дробей лишняя; почему?

 ; ;

- Сравните дроби:

 Какие правила сравнения дробей вы использовали?

- Вычислите:                 

- Какой пример вызвал затруднения?

- Как решили первых два примера?

- Как решили третий пример?

- Почему получились разные ответы в 4-м примере? (Не знаем правило сложения дробей с разными знаменателями).

3. Постановка учебной задачи

- Чем же мы будем сегодня заниматься, как будет называться тема сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)

-Запишите тему урока в тетрадь.

Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.)

4. Построение проекта выхода из затруднения (« открытие» детьми нового знания) .

На этом этапе предполагается организация коллективной деятельности учащихся в форме эвристической беседы.

Так как же решить пример:

  Как решить пример: ?

(самостоятельно выводят правило сложения дробей с разными знаменателями)

Учитель выделяет следующие шаги учащихся:

  1. Привести дроби к одинаковому знаменателю, желательно наименьшему, используя основное свойство дроби.
  2. Сложить получившиеся дроби с одинаковым знаменателем.

Результаты деятельности учащихся фиксируются на доске и в тетрадях.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

На этом этапе урока ученики по очереди решают у доски, используя алгоритм (обращается  внимание на проговаривание).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

Те учащиеся, которые допустили много ошибок, получают дополнительную карточку с заданиями.

7.Включение в систему знаний и повторение.

На этом этапе урока можно предложить учащимся решить  какую-нибудь текстовую задачу, в которой данные представлены в виде дробей с разными знаменателями.

8.Рефлексия деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Технология деятельностного метода позволяет осуществлять включенность детей в учебный процесс на личностно значимом уровне, развивать мышление, творческие, деятельностные способности учащихся, способствует возрастанию познавательных интересов. Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий, аргументированно доказывать свою правоту, отстаивать своё мнение.

Для активизации учебной деятельности, для поддержания внимания учащихся на всех этапах урока я использую сигнальные карточки жёлтого цвета в виде грустного и весёлого смайликов. В чём преимущество таких сигнальных карточек перед традиционными красно-зелёными? Во-первых, согласно мнению психологов, жёлтый цвет стимулирует мыслительную деятельность. Во-вторых, карточки одного цвета снимают психологический барьер, если твой ответ отличается от ответа одноклассников: сзади сидящий ученик не видит, что изображено на карточке у тех, кто сидит впереди. При устном счёте, как правило, часть учеников скучает, дожидаясь своей очереди, не слушает ответ одноклассника. При использовании сигнальных карточек работают все: кто-то отвечает, остальные сигнализируют о своём согласии или несогласии с отвечающим. Учитель сразу же видит, кто из ребят ошибся, а кто справился с заданием. Сигнальные карточки используются не только во время устного счёта, но и на протяжении всего урока: на этапе «открытия» детьми нового знания, на этапе самостоятельной работы с самопроверкой  и на этапе рефлексии собственной деятельности.

При изучении новой темы часто  использую интерактивный метод «Мозговой штурм». Мозговой штурм – это метод продуцирования идей и решений. Цель метода – поиск путей решения какой-либо проблемы. Задачи метода: включение в работу всех учащихся, определение уровня знаний и активизация творческого потенциала учащихся. Правила проведения мозгового штурма: называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше; разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя подходы; идеи не оцениваются и не критикуются. При использовании этого метода происходит одновременное повторение ранее изученного материала и поиск решения новой проблемы.

На этапе «Повторение» целесообразно использовать работу в группах.  Каждая группа решает свою задачу, а затем группы представляют свои решения на доске. Цель – каждый участник группы должен уметь решать предложенную задачу. В начале работы всем участникам раздаются цветные полоски.  На решение задачи отводится определённое время. По цвету полоски определяется задача участника группы: «докладчик» - представляющий решение  у доски, «хронометрист» - следящий за временем, «лаборант» - отвечающий за оформление решения, «руководитель» - должен уметь решать сам и убедиться, что другие члены группы тоже научились решать задачу.

Из-за избытка информации внимание ребёнка становится рассеянным, а ум усталым. Чувство интереса оживляет, снимает усталость. Вот почему так важно на протяжении всего урока поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу, организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, причём заниматься, получая от знаний удовольствие. Для создания положительной мотивации на уроках математики в 5 классе я стараюсь использовать интерес учащихся этого возраста к сказкам, весёлым играм и соревнованиям. «Путешествие в бесконечное пространство простых чисел», «Математическая регата» конкурсы «Знаешь ли ты таблицу умножения?», «Лучший знаток простых чисел» позволяют даже слабым ученикам почувствовать вкус победы, поверить в свои силы, способности.  

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями. Компьютер, мультимедийный проектор, электронные энциклопедии, мультимедийная доска становятся сегодня не роскошью в кабинете математики, а средством повышения эффективности урока.

Состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности. Сохранение здоровья учащихся – одна из главных задач, стоящих сегодня перед учителем. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.  Практически каждый урок я начинаю с работы с таблицами Шульте. Таблицы Шульте применяются для развития темпа восприятия информации, концентрации внимания, кратковременной памяти. В середине урока обязательно провожу физкультминутки, включающие в себя не только физические упражнения на расслабление мышц рук, спины, но и упражнения для глаз, особенно актуальные при использовании интерактивной доски, дыхательные упражнения, точечный  массаж, упражнения для активизации умственной деятельности, на внимание. В качестве примера для развития межполушарного взаимодействия могу предложить два упражнения: «Кулак-ладонь-ребро» и «Ухо-нос». Упражнение «Кулак-ладонь-ребро»: три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками одновременно. Повторяется 8-10 раз. Упражнение «Ухо-нос»: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. Ребятам очень нравится выполнять упражнения на внимание: если учитель обращается к ним: «Суворовцы, поднимите руки», то они выполняют упражнение, если нет обращения «Суворовцы», то упражнение не выполняют.

 Особое внимание стараюсь уделять  позитивному психологическому настрою учащихся, созданию ситуации успеха и обстановки на готовность отвечать, не боясь ошибиться.

Заключение

        Сегодня несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – компетенции, которые становятся жизненно необходимыми. И уроки математики должны помогать учащимся в овладении этими компетенциями. Они должны способствовать развитию у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового, развитию познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Конечно же, для того, чтобы сделать процесс изучения математики интересным для детей и эффективным с точки зрения современных образовательных технологий, учителю нужно приложить немало усилий. Но это того стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...