Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая математика» для обучающихся 7-х классов
рабочая программа по математике (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая математика» для обучающихся 7-х классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ «Котельниковская СОШ №2»
«УТВЕРЖДЕНО» Врио директора МБОУ КСОШ №2 __________ Приказ № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Практическая математика» для обучающихся 7-х классов
Котельники, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по математике
«Математика вокруг нас» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897(в ред. приказа от 31.12.2015 №1577)), содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Данная рабочая программа относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математике, как науке. Программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Количество часов по учебному 1 час в неделю, всего 34 часа.
Основная цель курса внеурочной деятельности: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика.
Задачи курса:
Обучающие:
-научить правильно применять математическую терминологию;
-совершенствовать навыки счёта;
-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
-формировать навыки самостоятельной работы;
-воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету; уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию, вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы проведения занятий:
-индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения;
-взаимного обучения, самообучения и саморазвития;
-массовые мероприятия: творческие отчёты, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.п.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется: простое наблюдение, проведение математических игр, опросники, анкетирование психолого- диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
-занятия-конкурсы на повторение практических умений;
-занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы);
-самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);
-участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
-результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
-активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
-создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1 | Решение занимательных задач | Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, проценты, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». |
2 | Арифметическая смесь | Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. |
3 | Окно в историческое прошлое | Работа с различными источниками информации. |
4 | Логические задачи | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной |
гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять? Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения. | ||
5 | Принцип Дирихле | Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки». |
6 | Комбинаторные задачи | Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями. |
7 | Конкурсы. Игры | Составление математических ребусов, кроссвордов. Показ математических фокусов. Участие в вечере занимательной математики. Выполнение ажнений на релаксацию, концентрацию внимания. |
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Тема/раздел | Количество часов | ЭОР и ЦОР | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Решение занимательных задач. | 5 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/ Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
2 | Арифметическая смесь. | 5 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/ Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
3 | Окно в историческое прошлое. | 5 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/ | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; |
Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. | |||
4 | Логические задачи. | 6 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/ Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
5 | Принцип Дирихле. | 2 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/ Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
6 | Комбинаторные задачи. | 4 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, |
collection.edu.ru/ Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизациию. | |||
7 | Конкурсы. Игры. | 7 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/ Образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru/ | |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 класс «Математика вокруг нас»
№ п/п | Раздел/ тема, название занятия | Количество академическ их часов отводимых на освоение темы, занятия | ЭОР и ЦОР | Период изучения, дата |
Решение занимательных задач. | 5 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/ | ||
1 | О математике с улыбкой. | 1 | ||
2 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | ||
3 | Занимательные задачи на проценты. | 1 | ||
4 | Занимательные задачи на проценты. | 1 | ||
5 | Задачи на составление уравнений. | 1 | ||
Арифметическая смесь. | 5 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/ | ||
Задачи на переливание. | 1 | |||
7 | Некоторые старинные задачи. | 1 | ||
8 | Задачи на складывание и разрезание. | 1 | ||
9 | Киоск математических развлечений. | 1 | ||
10 | Киоск математических развлечений. | 1 | ||
Окно в историческое прошлое. | 5 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli | ||
11 | Из истории алгебры. | 1 | ||
12 | Приёмы быстрого счета, биографические миниатюры. | 1 |
13 | Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». | 1 | oteka/fizika https://uchi.ru/ | |
14 | Женщины-математики. | 1 | ||
15 | Интересные факты о математике. Индивидуальные мини-проекты. | 1 | ||
Логические задачи. | 6 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/ | ||
16 | Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. | 1 | ||
17 | Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. | 1 | ||
18 | Круги Эйлера. | 1 | ||
19 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 1 | ||
20 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 1 | ||
21 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 1 | ||
Принцип Дирихле. | 2 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/ | ||
22 | Обобщенный принцип Дирихле. Принцип недостаточности. | 1 | ||
23 | Раскраска. | 1 | ||
Комбинаторные задачи. | 4 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/ | ||
24 | Типы комбинаторных задач. | 1 | ||
25 | Перестановки. | 1 | ||
26 | Сочетания. | 1 | ||
27 | Размещения. | 1 |
Конкурсы. Игры. | 7 | http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/ | ||
28 | Интеллектуальный марафон. | 1 | ||
29 | «Математическая карусель». | 1 | ||
30 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | 1 | ||
31 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | 1 | ||
32 | Весёлый час. Задачи в стихах. | 1 | ||
33 | Квест. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | ||
ВСЕГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическое конструирование» - 5-9 классы
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическое конструирование» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс
Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Инженерное метро» для обучающихся 10-11 классов
Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи -...
Рабочая программа внеурочных занятий «Практическое обществознание» Для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочных занятий...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Поисковый отряд" для обучающихся 5-6 классов.2023-2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Поисковый отряд" для обучающихся 5-6 классов.2023-2024 г....
