Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая математика» для обучающихся 7-х классов
рабочая программа по математике (7 класс)

Ревкова Валентина Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая математика» для обучающихся 7-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ «Котельниковская СОШ №2»

«УТВЕРЖДЕНО»

Врио директора

МБОУ КСОШ №2

__________

Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                  внеурочной деятельности

«Практическая математика» для обучающихся 7-х классов

Котельники, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по математике

«Математика вокруг нас» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897(в ред. приказа от 31.12.2015 №1577)), содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Данная рабочая программа относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математике, как науке. Программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Количество часов по учебному 1 час в неделю, всего 34 часа.

Основная цель курса внеурочной деятельности: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика.

Задачи курса:

Обучающие:

-научить правильно применять математическую терминологию;

-совершенствовать навыки счёта;

-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

-формировать навыки самостоятельной работы;

-воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету; уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию, вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы проведения занятий:

-индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения;

-взаимного обучения, самообучения и саморазвития;

-массовые        мероприятия:        творческие        отчёты,        участие        в        олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.п.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется: простое наблюдение, проведение математических игр, опросники, анкетирование психолого- диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

-занятия-конкурсы на повторение практических умений;

-занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы);

-самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);

-участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

-результативность и самостоятельную деятельность ребенка;

-активность,        аккуратность,        творческий        подход        к        знаниям,        степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными        результатами        изучения        курса        является        формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

-выявлять закономерности и проводить аналогии;

-создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации и виды деятельности

1

Решение занимательных задач

Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, проценты, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».

2

Арифметическая смесь

Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

3

Окно в историческое прошлое

Работа с различными источниками информации.

4

Логические задачи

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения

«больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор  вариантов  с  помощью  рассуждений  над  выделенной

гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?

Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

5

Принцип Дирихле

Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».

6

Комбинаторные задачи

Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

7

Конкурсы. Игры

Составление математических ребусов, кроссвордов. Показ математических фокусов.

Участие в вечере занимательной математики. Выполнение ажнений на релаксацию, концентрацию внимания.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1

Решение занимательных задач.

5

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school- collection.edu.ru/

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

2

Арифметическая смесь.

5

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school- collection.edu.ru/

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

3

Окно в историческое прошлое.

5

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school- collection.edu.ru/

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

4

Логические задачи.

6

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school- collection.edu.ru/

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

5

Принцип Дирихле.

2

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school- collection.edu.ru/

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

6

Комбинаторные задачи.

4

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school-

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой   на   уроке   информации,

collection.edu.ru/

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на

уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизациию.

7

Конкурсы. Игры.

7

Российская электронная школа        https://resh.edu.ru/ Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов        http://school- collection.edu.ru/

Образовательная онлайн- платформа        https://uchi.ru/

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 класс «Математика вокруг нас»

№ п/п

Раздел/ тема, название занятия

Количество академическ их часов отводимых на освоение темы, занятия

ЭОР и ЦОР

Период изучения, дата

Решение занимательных задач.

5

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/

1

О математике с улыбкой.

1

2

Задачи, решаемые с конца.

1

3

Занимательные задачи на проценты.

1

4

Занимательные задачи на проценты.

1

5

Задачи на составление уравнений.

1

Арифметическая смесь.

5

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/

Задачи на переливание.

1

7

Некоторые старинные задачи.

1

8

Задачи на складывание и разрезание.

1

9

Киоск математических развлечений.

1

10

Киоск математических развлечений.

1

Окно в историческое прошлое.

5

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli

11

Из истории алгебры.

1

12

Приёмы быстрого счета, биографические миниатюры.

1

13

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические

иллюзии «Не верь глазам своим».

1

oteka/fizika https://uchi.ru/

14

Женщины-математики.

1

15

Интересные факты о математике.

Индивидуальные мини-проекты.

1

Логические задачи.

6

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/

16

Задачи «Кто есть кто?». Метод графов.

1

17

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ.

1

18

Круги Эйлера.

1

19

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.

1

20

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.

1

21

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.

1

Принцип Дирихле.

2

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/

22

Обобщенный принцип Дирихле. Принцип

недостаточности.

1

23

Раскраска.

1

Комбинаторные задачи.

4

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/

24

Типы комбинаторных задач.

1

25

Перестановки.

1

26

Сочетания.

1

27

Размещения.

1

Конкурсы. Игры.

7

http://school- collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/bibli oteka/fizika https://uchi.ru/

28

Интеллектуальный марафон.

1

29

«Математическая карусель».

1

30

Игры - головоломки и геометрические задачи.

1

31

Игры - головоломки и геометрические задачи.

1

32

Весёлый час. Задачи в стихах.

1

33

Квест.

1

34

Итоговое занятие.

1

ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическое конструирование» - 5-9 классы

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическое конструирование» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс

Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Инженерное метро» для обучающихся 10-11 классов

Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи -...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Поисковый отряд" для обучающихся 5-6 классов.2023-2024 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Поисковый отряд" для обучающихся 5-6 классов.2023-2024 г....