Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции"
методическая разработка по математике (6 класс)

Ховалыг Оюмаа Биче-ооловна

Материал разработан для проведения урока-обобщения и систематизации знаний в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_proportsiya-otnosheniya_1.docx53.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ээрбекская общеобразовательная школа им. О.К. Оолака

Кызылского района Республики Тыва

Открытый урок по математике в 6 классе

«Отношения и пропорции»

Учитель математики  Ховалыг О.Б.

Ээрбек

2025

Математика. Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции»,

6 класс

Методический материал разработан для проведения урока обобщения и систематизации знаний в 6 классе  по теме «Отношения и пропорции» по учебнику для 6 класса «Математика 6». (Базовый уровень, учебник для общеобразовательных учреждений, 15-е издание, переработанное, авторы  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд  - М.: Мнемозина 2008г.; гл.1.§ 4 п.20-24). На данном уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания, отрабатывают умения и навыки по данной теме, решают задачи с применением пропорции на уроках технологии, географии, химии, биологии.

Методическая разработка урока.

Тема: Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции»

Триединая дидактическая цель:

  • образовательная: 

- повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Отношения и пропорции»,

- формирование умений составлять умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила,

- учиться видеть  межпредметную  связь математики с другими школьными дисциплинами – географией, технологией, химией, экологией, 

- проверить  степень усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы;

развивающая:

           - развивать логическое мышление, умение обобщать,  систематизировать полученные знания по теме «Пропорция»,

            - расширение кругозора учащихся;

воспитывающая:

-учить трудолюбию, аккуратности, воспитывать познавательный интерес, взаимопонимание, дружелюбие, формировать правильную самооценку.

Знать/понимать понятия: пропорция,  определение пропорции, основное свойство пропорции, виды пропорции, масштаб.

Уметь: находить неизвестный член пропорции,  применяя определение пропорции и  основное свойство пропорции, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).

Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей.

             Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные.

            Оборудование: учебник, дидактический материал,  компьютер,  проектор для демонстрации презентации, интерактивная доска, презентация в Microsoft PowerPoint

Межпредметные связи:  география, технология, химия, экология.

Ход урока:

№ этапа

Содержание урока:

Время

I.

Организационный момент (мотивация учебной деятельности)

1 мин

II.

Актуализация опорных знаний

8 мин.

III.

Применение знаний, умений и навыков в решении задач. Физминутка

23 мин.

IV.

Самостоятельная работа

4 мин.

V.

Инструктаж домашнего задания

1 мин.

V I.

Подведение итогов. Рефлексия

3 мин.

I. Организационный  момент (мотивация учебной деятельности).

Приветствие учителя: Сегодня мы с вами проведем необычный урок  «Урок - путешествие», но путешествовать будем,  не выходя из  класса. При выполнении заданий предлагаю самостоятельно определить тему урока и сформулировать цели, которых мы должны достичь к концу урока.  Для этого давайте повторим пройденный материал.

 II. Актуализация опорных знаний.

1. Устные упражнения (записаны на доске).

а) Выразите в процентах числа:

0,2=(20%)   0,15=(15%)  1/2=(50%)  3/4=(75%)  1/20=(5%)

б) Сколько процентов составляет:

4 от 5 (Отв.80%)      12от 8 (Отв.150%)      

в) Найдите корень уравнения

х:2=16:4 (х=8)

0,5:а=2:12(а=3)

20:16=5: х (х=4)

2. Учитель: Что объединяет эти предметы? (слайд 4 презентации).

( На нем изображены предметы, которые объединяет пропорция. Ребята  высказывают свое мнение. Делается вывод,  что все эти предметы объединяет пропорция). 

Учитель: Тема «Пропорции» рассматривается только в  6 классе, но данный материал используется и в старших классах.  Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под  микроскопом.

А для того чтобы увидеть, как математика помогает  с помощью пропорции решать

задачи по химии, работать  с  чертежами  и географическими  картами,  мы отправимся с вами в «Путешествие по стране пропорций».

Учитель: Тема нашего урока обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции». (Ребята записывают тему урока в тетрадь).

А кто сформулирует цели нашего урока? (Ребята формулируют  цели урока. Учитель  старается подвести  ребят к тому, что основной целью урока является показать практическую значимость пропорции в жизни человека).

Сообщаются цели и задачи урока.

Учитель: Итак, мы с вами  отправляемся в путешествие по стране пропорций.  Давайте еще раз повторим понятия связанные с отношением и пропорцией:

  • Что называется отношением? (…частное двух чисел)
  • Что показывает отношение двух чисел? (…какую часть одно число составляет от другого или во сколько раз одно число больше другого).
  • Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений).  
  •  Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).
  • Каким основным свойством обладают члены пропорции? (…произведение крайних членов пропорции  равно произведению средних членов пропорции). 
  • Какие бывают пропорциональности? (…прямая и обратная).
  • Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
  • Какие две величины называют обратно пропорциональными?
  • Указать вид пропорциональной зависимости:

а) Отношение съеденного варенья из банки к оставшемуся варенью в банке.

б) Чем выше пень, тем выше тень.

в) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.

г) Какова зависимость пути от времени при постоянной скорости?

  • Что называется масштабом? (…масштабом карты называют отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности). (слайд 8 презентации).  

Учитель: Молодцы ребята, и считать умеете и правила вы знаете. А теперь проверим ваше внимание.

Математический диктант с взаимопроверкой. (слайд 10 презентации).  

Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.

1. Верно ли:    1/4  = 0,25 = 25% ?                              2. Верно ли:  3 : 5 = 0,6                                          

3. Верно ли:   1/2 = 0,2?                                               4. Верно ли:  1 : 5/7 =5/7              

5. Верна ли пропорция: если as=mb, то a : m= b : s

6. Верна ли пропорция:  11:2=3:5?                          7. Верна ли пропорция:  2:9=4:18

8. х=4  корень уравнения    х : 5 = 20 : 25?            9. х=33   корень уравнения   3 : 5 = 21 : х?

(Ребята  обмениваются тетрадями с  решениями  и сверяются с ответами,  выведенными  на экране,  а затем  выставляют друг другу оценки. Подводятся итоги математического диктанта).

Ответы:  1.В    2.В   3.Н   4.Н   5.В    6.Н    7.В    8.В    9.Н   

На  «5»  нет ошибок, на «4» -1,2 ошибки .

Учитель: Молодцы ребята! С таким багажом знаний  вы можете смело  путешествовать сначала по стране пропорций, а затем и по дорогам жизни.  

III.   Применение знаний, умений и навыков в решении задач.

Учитель:  У вас на партах лежит дидактический материал с задачами для станций:  «Математическая»,  «Неболей-ка», «Географическая», «Технологическая», «Химическая»,   «Экологическая»  (смотри приложение). Остановка на  каждой станции не более пяти минут.  Наша задача - побывать на каждой станции, поэтому из предложенных задач мы успеем решить только одну задачу.

Но учтите, что ваши соседи по парте - ваши попутчики. А попутчикам  в дороге мешать нельзя, нужно помогать.  Все понятно?  Тогда за работу!

Наше путешествие начинается со станции  «Математическая».

Задача № 1: На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменяют новыми длиной 8 м.  Сколько нужно новых плит для замены 240 старых?

Решение (у доски и в тетрадях).

                    Количество    Длина

                         плит      

Старые

Новые

240  шт.   -   6 м                                                      х  шт.       -   8 м

Ответ: 180 плит.

Учитель:  Подведем итоги.  Все, кто справился с заданием своего варианта самостоятельно, ставит себе в таблице 2 балла.

Учитель: Мы с вами подъезжаем к  станции «Неболей-ка». Надо непременно заглянуть туда в гости, так как жители этой планеты  никогда не курили, и не собираются курить, потому что это очень вредно!

ЛИЗА: Большинство учёных, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира, за  последние  30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза;  в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза.  Жить или курить?  Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи.

Задача №2: Курящие дети сокращают себе жизнь на 12,5%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России  56 лет.

Решение (у доски и в тетрадях).

         Возраст        %

56 лет  - 100                                        х лет    -  12,5  

Составляем пропорцию и решаем ее:

      Ответ: Человек, который начал курить, будучи ребенком, гарантировано лишает себя семи лет жизни!!!

      Вот и делайте вывод -  «Жить или курить?»

Учитель: Надеюсь, что среди вас нет ребят, которые курят. А  сейчас мы с вами не упустим минутку, чтобы дать отдохнуть нашим глазам.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА.  (слайд 14 презентации).  

Учитель: Следующая остановка - станция «Химическая». Жители станции  просили нас рассчитать процентное содержание соли в растворе.

Задача №3: В сосуд налили 190 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе?

Решение (у доски и в тетрадях).

         Масса        % содержание

190+10 г - 100                                        10 г          -  х  

Составляем пропорцию и решаем ее:

   Ответ: 5%.

 (Ребята самостоятельно оценивают свои знания с помощью зеленого стикера).

Учитель: Наше путешествие продолжается и мы уже  на станции «Экологическая».

Задача №4: Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии и 0,4 – на реке Оби. Сколько всего сохранилось белых журавлей, если их в Якутии на 15 пар больше, чем на реке Оби? (слайд 16 презентации).  

Решение (у доски и в тетрадях).

0,4 = 40%

60% – 40% = 20% - на столько процентов в Якутии белых журавлей больше чем на реке Оби.

         Количество           %

15 пар      -       20                                                х  пар       -      100

Составляем пропорцию и решаем ее:

 Ответ: 75 пар.

Учитель: Надо бережно относиться  ко всему живому на Земле. Ну, а наше необычное путешествие продолжается,  и мы с вами уже на станции «Географическая».

Как вы уже знаете, масштаб показывает во сколько раз каждый отрезок на карте меньше соответствующего отрезка на местности. 

Учитель: Луна́ — единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек.

Задача №6: Расстояние на карте от Земли до Луны  38,4 см. Найти расстояние между ними, если масштаб карты 1:1 000 000 000. 

(Ребята самостоятельно решают задачу в тетради, а затем проверяется решение).

Решение задачи №6.

Обозначим длину (в см) до Луны буквой х.

38,4 : х = 1 : 1 000 000 000

х = (38,4 · 1 000 000 000) : 1 = 38 400 000 000 см = 384 000 км

Ответ: расстояние до Луны 384 000 км.

Учитель: Поднимите руки, кто самостоятельно справился с решение данной задачи.

М 1:1000, М 1:4, М 2:1, М 4:1.9  (записано на доске).

-Какие из записанных масштабов можно применять для увеличения, а какие для уменьшения? (Дети высказывают свое мнение).

Делается общий вывод: Если в записи масштаба вторая величина больше первой, то данный масштаб дает уменьшение реальных размеров и наоборот.

Учитель: И вот мы уже с вами на станции «Технологическая». Здесь мы проведем самостоятельную работу. В конце урока вы сдадите тетради на проверку.

Задача №7-  для  девочек: Длина  изделия  на  выкройке  75см. Вычислите  масштаб   чертежа, если  на  нем  длина  сарафана  будет  равна  15см. (слайд 18 презентации).  

Задача  №8- для  мальчиков: Длина  детали  300 мм. Какой  использовали  масштаб, если на  чертеже  ее  длина  равна  60мм?   (слайд 18 презентации).  

V. Инструктаж домашнего задания 

Учитель: Наше необычное путешествие подошло к концу, но вы дома самостоятельно можете его продолжить и решить задачи на применение пропорции. Предлагаемые для  (дифференцированной)  домашней работы задания есть у каждого из вас на парте (задание распечатано для каждого ученика).  Дома вы должны будете «взвесить» свои возможности и определить для себя уровень задания.

Домашнее задание: Слайд 19 презентации.  

  1. На оценку «3»- задачи №1, №2, №3.
  2. На оценку «4»  - задачи №4, №5, №6.

3. На оценку «5»   Составьте и решите три задачи на применение пропорции в жизни человека. (слайд 19 презентации)

VI. Подведение итогов урока, рефлексия.

Итак, вы узнали, что пропорция -  не только математическая величина.

- А где еще можно применить пропорцию?

- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?

- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?

(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения.)

И в завершении нашего необычного путешествия, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетради того человечка,  который соответствует вашему восприятию урока. Слайд 20 презентации.  

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 5 класса

отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...