Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции"
методическая разработка по математике (6 класс)
Материал разработан для проведения урока-обобщения и систематизации знаний в 6 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ээрбекская общеобразовательная школа им. О.К. Оолака
Кызылского района Республики Тыва
Открытый урок по математике в 6 классе
«Отношения и пропорции»
Учитель математики Ховалыг О.Б.
Ээрбек
2025
Математика. Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции»,
6 класс
Методический материал разработан для проведения урока обобщения и систематизации знаний в 6 классе по теме «Отношения и пропорции» по учебнику для 6 класса «Математика 6». (Базовый уровень, учебник для общеобразовательных учреждений, 15-е издание, переработанное, авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М.: Мнемозина 2008г.; гл.1.§ 4 п.20-24). На данном уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания, отрабатывают умения и навыки по данной теме, решают задачи с применением пропорции на уроках технологии, географии, химии, биологии.
Методическая разработка урока.
Тема: Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции»
Триединая дидактическая цель:
- образовательная:
- повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Отношения и пропорции»,
- формирование умений составлять умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила,
- учиться видеть межпредметную связь математики с другими школьными дисциплинами – географией, технологией, химией, экологией,
- проверить степень усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы;
развивающая:
- развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать полученные знания по теме «Пропорция»,
- расширение кругозора учащихся;
воспитывающая:
-учить трудолюбию, аккуратности, воспитывать познавательный интерес, взаимопонимание, дружелюбие, формировать правильную самооценку.
Знать/понимать понятия: пропорция, определение пропорции, основное свойство пропорции, виды пропорции, масштаб.
Уметь: находить неизвестный член пропорции, применяя определение пропорции и основное свойство пропорции, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).
Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные.
Оборудование: учебник, дидактический материал, компьютер, проектор для демонстрации презентации, интерактивная доска, презентация в Microsoft PowerPoint
Межпредметные связи: география, технология, химия, экология.
Ход урока:
№ этапа | Содержание урока: | Время |
I. | Организационный момент (мотивация учебной деятельности) | 1 мин |
II. | Актуализация опорных знаний | 8 мин. |
III. | Применение знаний, умений и навыков в решении задач. Физминутка | 23 мин. |
IV. | Самостоятельная работа | 4 мин. |
V. | Инструктаж домашнего задания | 1 мин. |
V I. | Подведение итогов. Рефлексия | 3 мин. |
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности).
Приветствие учителя: Сегодня мы с вами проведем необычный урок «Урок - путешествие», но путешествовать будем, не выходя из класса. При выполнении заданий предлагаю самостоятельно определить тему урока и сформулировать цели, которых мы должны достичь к концу урока. Для этого давайте повторим пройденный материал.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные упражнения (записаны на доске).
а) Выразите в процентах числа:
0,2=(20%) 0,15=(15%) 1/2=(50%) 3/4=(75%) 1/20=(5%)
б) Сколько процентов составляет:
4 от 5 (Отв.80%) 12от 8 (Отв.150%)
в) Найдите корень уравнения
х:2=16:4 (х=8)
0,5:а=2:12(а=3)
20:16=5: х (х=4)
2. Учитель: Что объединяет эти предметы? (слайд 4 презентации).
( На нем изображены предметы, которые объединяет пропорция. Ребята высказывают свое мнение. Делается вывод, что все эти предметы объединяет пропорция).
Учитель: Тема «Пропорции» рассматривается только в 6 классе, но данный материал используется и в старших классах. Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под микроскопом.
А для того чтобы увидеть, как математика помогает с помощью пропорции решать
задачи по химии, работать с чертежами и географическими картами, мы отправимся с вами в «Путешествие по стране пропорций».
Учитель: Тема нашего урока обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции». (Ребята записывают тему урока в тетрадь).
А кто сформулирует цели нашего урока? (Ребята формулируют цели урока. Учитель старается подвести ребят к тому, что основной целью урока является показать практическую значимость пропорции в жизни человека).
Сообщаются цели и задачи урока.
Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране пропорций. Давайте еще раз повторим понятия связанные с отношением и пропорцией:
- Что называется отношением? (…частное двух чисел)
- Что показывает отношение двух чисел? (…какую часть одно число составляет от другого или во сколько раз одно число больше другого).
- Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений).
- Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).
- Каким основным свойством обладают члены пропорции? (…произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции).
- Какие бывают пропорциональности? (…прямая и обратная).
- Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
- Какие две величины называют обратно пропорциональными?
- Указать вид пропорциональной зависимости:
а) Отношение съеденного варенья из банки к оставшемуся варенью в банке.
б) Чем выше пень, тем выше тень.
в) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.
г) Какова зависимость пути от времени при постоянной скорости?
- Что называется масштабом? (…масштабом карты называют отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности). (слайд 8 презентации).
Учитель: Молодцы ребята, и считать умеете и правила вы знаете. А теперь проверим ваше внимание.
Математический диктант с взаимопроверкой. (слайд 10 презентации).
Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.
1. Верно ли: 1/4 = 0,25 = 25% ? 2. Верно ли: 3 : 5 = 0,6
3. Верно ли: 1/2 = 0,2? 4. Верно ли: 1 : 5/7 =5/7
5. Верна ли пропорция: если as=mb, то a : m= b : s
6. Верна ли пропорция: 11:2=3:5? 7. Верна ли пропорция: 2:9=4:18
8. х=4 корень уравнения х : 5 = 20 : 25? 9. х=33 корень уравнения 3 : 5 = 21 : х?
(Ребята обмениваются тетрадями с решениями и сверяются с ответами, выведенными на экране, а затем выставляют друг другу оценки. Подводятся итоги математического диктанта).
Ответы: 1.В 2.В 3.Н 4.Н 5.В 6.Н 7.В 8.В 9.Н
На «5» нет ошибок, на «4» -1,2 ошибки .
Учитель: Молодцы ребята! С таким багажом знаний вы можете смело путешествовать сначала по стране пропорций, а затем и по дорогам жизни.
III. Применение знаний, умений и навыков в решении задач.
Учитель: У вас на партах лежит дидактический материал с задачами для станций: «Математическая», «Неболей-ка», «Географическая», «Технологическая», «Химическая», «Экологическая» (смотри приложение). Остановка на каждой станции не более пяти минут. Наша задача - побывать на каждой станции, поэтому из предложенных задач мы успеем решить только одну задачу.
Но учтите, что ваши соседи по парте - ваши попутчики. А попутчикам в дороге мешать нельзя, нужно помогать. Все понятно? Тогда за работу!
Наше путешествие начинается со станции «Математическая».
Задача № 1: На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменяют новыми длиной 8 м. Сколько нужно новых плит для замены 240 старых?
Решение (у доски и в тетрадях). Количество Длина плит | ||||
Старые Новые | ↓ | 240 шт. - 6 м х шт. - 8 м | ↑ | |
Ответ: 180 плит. | ||||
Учитель: Подведем итоги. Все, кто справился с заданием своего варианта самостоятельно, ставит себе в таблице 2 балла.
Учитель: Мы с вами подъезжаем к станции «Неболей-ка». Надо непременно заглянуть туда в гости, так как жители этой планеты никогда не курили, и не собираются курить, потому что это очень вредно!
ЛИЗА: Большинство учёных, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира, за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить? Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи.
Задача №2: Курящие дети сокращают себе жизнь на 12,5%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение (у доски и в тетрадях). Возраст % | ||
↓ | 56 лет - 100 х лет - 12,5 | ↓ |
Составляем пропорцию и решаем ее: | ||
Ответ: Человек, который начал курить, будучи ребенком, гарантировано лишает себя семи лет жизни!!! | ||
Вот и делайте вывод - «Жить или курить?»
Учитель: Надеюсь, что среди вас нет ребят, которые курят. А сейчас мы с вами не упустим минутку, чтобы дать отдохнуть нашим глазам.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. (слайд 14 презентации).
Учитель: Следующая остановка - станция «Химическая». Жители станции просили нас рассчитать процентное содержание соли в растворе.
Задача №3: В сосуд налили 190 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе?
Решение (у доски и в тетрадях). Масса % содержание | ||
↓ | 190+10 г - 100 10 г - х | ↓ |
Составляем пропорцию и решаем ее: | ||
Ответ: 5%. | ||
(Ребята самостоятельно оценивают свои знания с помощью зеленого стикера).
Учитель: Наше путешествие продолжается и мы уже на станции «Экологическая».
Задача №4: Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии и 0,4 – на реке Оби. Сколько всего сохранилось белых журавлей, если их в Якутии на 15 пар больше, чем на реке Оби? (слайд 16 презентации).
Решение (у доски и в тетрадях).
0,4 = 40%
60% – 40% = 20% - на столько процентов в Якутии белых журавлей больше чем на реке Оби.
Количество % | ||
↓ | 15 пар - 20 х пар - 100 | ↓ |
Составляем пропорцию и решаем ее: | ||
Ответ: 75 пар. | ||
Учитель: Надо бережно относиться ко всему живому на Земле. Ну, а наше необычное путешествие продолжается, и мы с вами уже на станции «Географическая».
Как вы уже знаете, масштаб показывает во сколько раз каждый отрезок на карте меньше соответствующего отрезка на местности.
Учитель: Луна́ — единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек.
Задача №6: Расстояние на карте от Земли до Луны 38,4 см. Найти расстояние между ними, если масштаб карты 1:1 000 000 000.
(Ребята самостоятельно решают задачу в тетради, а затем проверяется решение).
Решение задачи №6.
Обозначим длину (в см) до Луны буквой х.
38,4 : х = 1 : 1 000 000 000
х = (38,4 · 1 000 000 000) : 1 = 38 400 000 000 см = 384 000 км
Ответ: расстояние до Луны 384 000 км.
Учитель: Поднимите руки, кто самостоятельно справился с решение данной задачи.
М 1:1000, М 1:4, М 2:1, М 4:1.9 (записано на доске).
-Какие из записанных масштабов можно применять для увеличения, а какие для уменьшения? (Дети высказывают свое мнение).
Делается общий вывод: Если в записи масштаба вторая величина больше первой, то данный масштаб дает уменьшение реальных размеров и наоборот.
Учитель: И вот мы уже с вами на станции «Технологическая». Здесь мы проведем самостоятельную работу. В конце урока вы сдадите тетради на проверку.
Задача №7- для девочек: Длина изделия на выкройке 75см. Вычислите масштаб чертежа, если на нем длина сарафана будет равна 15см. (слайд 18 презентации).
Задача №8- для мальчиков: Длина детали 300 мм. Какой использовали масштаб, если на чертеже ее длина равна 60мм? (слайд 18 презентации).
V. Инструктаж домашнего задания
Учитель: Наше необычное путешествие подошло к концу, но вы дома самостоятельно можете его продолжить и решить задачи на применение пропорции. Предлагаемые для (дифференцированной) домашней работы задания есть у каждого из вас на парте (задание распечатано для каждого ученика). Дома вы должны будете «взвесить» свои возможности и определить для себя уровень задания.
Домашнее задание: Слайд 19 презентации.
- На оценку «3»- задачи №1, №2, №3.
- На оценку «4» - задачи №4, №5, №6.
3. На оценку «5» Составьте и решите три задачи на применение пропорции в жизни человека. (слайд 19 презентации)
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
Итак, вы узнали, что пропорция - не только математическая величина.
- А где еще можно применить пропорцию?
- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?
- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?
(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения.)
И в завершении нашего необычного путешествия, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетради того человечка, который соответствует вашему восприятию урока. Слайд 20 презентации.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 5 класса
отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка урока математики 6 класс по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» ...

Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"
Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...





