Разработка урока по теме: "Решение задач на проценты и дроби", 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс)

Разработка урока по теме: "Решение задач на проценты и дроби", 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: МБОУ СОШ №2 с. Кызыл-Мажалык

Учитель: Кужугет Айсуу Александровна

Класс: 6

Учебник: «Математика 6» авторы: Виленкин, Жохов, Чесноков

Тема урока: Решение задач на проценты и дроби

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока:

- традиционная с использованием элементов технологии критического мышления. Воспитательный компонент урока построен на совпадении даты урока с национальным праздником – Днем Героев Отечества.

На уроке используется  фронтальная, парная, групповая, индивидуальная виды работ.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для работы в парах, групповой и индивидуальной работы.

Цели деятельности учителя:

Главная дидактическая цель: формировать навыки работы с дробями и процентами при решении задач двух основных типов (нахождение дроби от числа и числа по его дроби); способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работе, воспитывать патриотов своей страны.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действии на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать, какие правила умножения и деления чисел на проценты и дроби нужно применить при решении конкретной задачи; поделить и умножить число на проценты и дроби; уметь формулировать правила необходимых действий; уметь прогнозировать результат.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;                                                                                                          оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке), уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.

ХОД УРОКА

I Мотивационно-целевой этап

  1. Организационный момент (слайд №1) (1 мин)

Здравствуйте, ребята. Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне, своим одноклассникам и гостям свою улыбку. Сегодня прекрасный день и настрой на урок у нас замечательный!

Садитесь.

 Я хочу начать наш урок высказыванием Жан-Жака Руссо.

 «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если ……Попытайтесь продолжить знаменитую фразу.

 .. будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

 Я полностью присоединяюсь к этим словам и желаю нам хорошей плодотворной работы на уроке.  

Прошу своих помощников помочь мне в проверке выполнения домашней работы. (три девочки с первой парты по рядам просматривают тетради и докладывают о результатах)

У каждого из вас на столе ЛИСТ УСПЕХА (самооценки) на котором вы будете выставлять себе баллы за верно выполненные задания. Подпишите его. Нормы выставления оценки указаны. Все понятно?

ЛИСТ УСПЕХА

Фамилия, Имя__________________________________________

Задание

Нормы выставления оценки

Баллы

1

Устный счет:

«5» - нет ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки.

2

Работа в паре

Оценить совместную работу. Оценка одна на двоих.

«5» - нет ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки.

3

Работа в группе

«5» - активно участвовал в создании мини проекта;                                                                          «4» - большую часть работы выполнял вместе с группой;                                                                           «3» - понял правила, но участвовал не во всех этапах выполнения работы.

4

Самостоятельная работа

«5» - нет ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки.

Средний балл (Сумма баллов: количество оценок)

2. Актуализация знаний.

Третий месяц мы пытаемся подружиться с дробями. Сегодняшний урок не исключение.  Мы начнем наш работу с устного счета. Предлагается на выбор 2 вида работы

2.1 Фронтальная дифференцированная работа. Устный счет «Логическая цепочка или Соответствие». 2 варианта на выбор ученика.

1) Должны распутать логическую цепочку, определив числовое значение, которое закрыто изображением медали. 2) Решив примеры, установить соответствие между ответом и буквой. Составить слово.  

                                                                   

Самопроверка по эталону на презентации

 «5» - нет ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2ошибки.

2.2. 2 вариант

 Сделать 5 примеров, установить соответствие между ответом и буквой. Прочитать слово

Е

О

И

Й

Р

К

Г

20

5

19,5

20,5

2,25

10

3

  1. 6 ∙ =
  2. 20% от 100 =
  3.  2 =
  4. 10% числа 50 =
  5. 40 – 20,5 =

Самопроверка по эталону. Выставление оценки.

2.3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию раствора), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему…

 Записать тему урока. «Решение задач на проценты и дроби»

  • Что бы вы хотели научиться делать? Сформулируйте цель нашего урока. Начните со слов «Я бы хотел(а)..)
  • Резюмируем цели урока
  • Повторить….
  • Научиться…
  • Применять….

1)Повторить способы решения задач на проценты и дроби.

2)Научиться по условию задачи определять ее тип и способ решения.

3)Применять правила нахождения дроби от числа и нахождения числа по его дроби при решении задач

II Процессуальный этап

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Чтобы приступить к работе необходимо вспомнить теорию.

3.1. Работа в парах

1. Вычеркните лишнее слово текста в скобках.

а) Чтобы найти дробь от числа, нужно (умножить, разделить) число на эту дробь.

б) Чтобы найти число по заданному значению его дроби, нужно это значение (умножить, разделить) на дробь.

2. Вставьте пропущенные слова.

а) Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое ……………на число ………… делителю.

б) Чтобы умножить дробь на дробь, надо: 1) найти ……… числителей и произведение …………………этих дробей; 2) первое произведение записать ……………………, а второе - ………………….

3. Переведите обыкновенную дробь или проценты в десятичную дробь.

36%

40%

Афиширование результатов работы по желанию. (1 задание и таблица на слайде) Самопроверка.                       Выставление оценки друг другу.

 3.2. Работа в группе с Кейсом. Минипроект.

Класс делится на 6 групп. Каждой предлагается кейс со следующим наполнением: лист бумаги А4, разрезные карточки, клей.

-Что является наиболее сложным при решении задач на проценты и дроби? (Определить способ решения. Делить или умножать? Находить дробь(процент) от числа или число по его дроби(проценту).

Поэтому начнем с составления шпаргалки к сегодняшнему уроку и к последующим тоже. Помним о сегодняшнем празднике! Вам нужно разделить лист на 2 части по видам задач, разместить в каждой название, правило и задачи, которые решаются определенным способом. Обратите внимание, что в кейсе есть задачи решенные – это образец для вас, и есть задачи в которых оставлено место для решения. Вы должны их решить сами. С помощью клея прикрепить материалы на лист. Распланируйте какую роль в команде будет выполнять каждый. Победы вам на этом этапе урока! У вас на работу 10 минут.

2 ученика вызываются к доске. У них в кейсе только задачи. Они должны распределиться кто выбирает и решает задачи 1 типа, кто 2. Решают с обратной стороны доски, чтобы класс их не видел. Учитель контролирует процесс. Если все решено верно, ребята выступают в роли экспертов и помогают группам справиться с работой.

Задачи на проценты и дроби

Целое известно

Целое неизвестно

1 ТИП. Нахождение дроби (%) от целого числа

2 ТИП. Нахождение целого числа по его дроби (%)

Отряд разведчиков должен пройти 120 км. За ночь удалось пройти   часть пути. Сколько километров пройдено?

Отряд разведчиков за ночь прошел 12 км запланированного маршрута, что составляет пути. Сколько километров составляет весь маршрут?

Чтобы найти дробь (часть,%) от целого числа, нужно умножить число на эту дробь

Чтобы найти число по данному значению его дроби (части,%), надо это значение разделить на дробь

120 ∙  = 30(м)

12 :  =  12 ∙  = 12 ∙ 4 = 48(км)

Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тысяч боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?

Решение: Свое

5% = 0,05

30* 0,05 = 1,5 тыс.

Ответ: 1,5 тысячи «Катюш»

1 миллион солдат и офицеров, участвовавших в Берлинской операции были награждены медалью «За взятие Берлина». Что составило 40% участников этой битвы. Сколько воинов участвовали в битве за Берлин?

Решение: Свое

40% = 0,4

1: 0,4 = 10: 4 = 2,5 млн.

Ответ: 2,5 миллиона воинов.

Афиширование своего продукта по желанию. Проверяют решение задач, приготовленное товарищами. Выставляют себе оценки.

Молодцы! Я думаю, что мы готовы к решению задач на проценты и дроби. Но перед работой давайте немного разомнемся.

Раз – подняться, потянуться.

2 – согнуться, разогнуться.

3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

на 4 –руки шире.

5 – руками помохать.6 – за парту тихо сесть.

5. Домашнее задание. 

1) Выполнить № 688, 693 на странице 121                                                                

2) Придумать 3 задачи на проценты и дроби, используя тему сегодняшнего праздника «День героев Отечества».

3) Сделать шпаргалку для двух типов задач.  Можно воспользоваться вашими мини проектами.

6. Закрепление нового материала.

Знаменитые «Богатыри» Васнецова. Считаете ли вы их героями Отечества?

 Вам предлагается выполнить 5 задач под общим названием «Богатыри». Задачи расположены на обратной стороне Листа оценки. Решать задачи можно в любом порядке. Оценку за этот этап получите за решение минимум 3 задач. После окончания работы можете подойти к репродукции картины, с обратной стороны посмотреть ответы и сравнить их со своими.

. Вначале давайте определим тип каждой задачи. Можете приступать.

Задача

Тип задачи

I или  II

Решение. Ответ.

Балл

1

Илья Муромец одержал победу 234 раза, что составляет 36% всех его битв. В остальных боях противники сбежали с поля боя, увидев богатыря. Сколько боев провел Илья Муромец?

2

650

2

Добрыня Никитич проскакал на коне 30 км, что составило 0,6 всего пути за день. Какова длина всего пути?

2

50

3

Алеша Попович вернул киевскому князю 231 тонну золота, украденного войском крымского хана.  похищенного было в золотых монетах, остальное в украшениях. Сколько тонн украшений вернул Алеша Попович?

1

77

4

Два дня пировали богатыри в царских палатах после победы над крымским ханом. В первый день они съели   того количества блюд, которые были приготовлены для второго дня. Сколько блюд богатыри съели за два дня, если во второй день было откушано 36 блюд с царского стола.

1

64

5

Богатыри решили на поле боя высадить деревья. Илья Муромец посадил 35% всех деревьев, Добрыня Никитич – 45% всех деревьев, а Алеша Попович остальные 104 дерева. Сколько всего деревьев посадили богатыри?

2

540

7. Рефлексия.

-Расскажите, пожалуйста, какова была тема урока?

-Какую мы ставили цель и достигли ли мы ее?

Продолжите фразу…

Я понял…

Я научился…

Я теперь знаю….

Мне было сложно…

8. Итог урока.

У барона Мюнхаузена, героя книги Рудольфа Эриха Распе, в расписании на день был интересный пункт. «С 8 до 10 часов – Подвиг». От вас никто не ждет подвига, но постарайтесь жить так, чтобы вами гордились ваши родители, я и наша школа.

Мой старший сын в вашем возрасте привез Серебряный крест -медаль «Национальное достояние» за победу во Всероссийской краеведческой конференции. (Показать) Семья этим очень гордится. Ваши подвиги зависят от вас! Дерзайте!

Спасибо за урок!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Решение задач на проценты"

Цель урока: научить решать задачи на нахождение процентов от числа,  числа по его процентам, совершенствование вычислительных навыков учащихся....

Разработка урока по теме: "Решение логических задач"

Логические задачи можно решать, используя следующие методы:1. Метод рассуждений2. Табличный метод3. Использование алгебры логики4. Графический метод, включающий в себя использование диаграмм Эйлера-Ве...

урок по теме "Решение практических задач на проценты"

Представлены тенологическая карта и презентации урока проведенного в 5 классе по теме "Решение практических задач по теме проценты"...

Разработка урока по теме "Решение задач на проценты"

Представлена презентация, технологическая карта и раздаточный материал по теме "Решение задач на проценты"...

Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса

Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...

Разработка урока по теме "Решение прикладных задач" 11 класс

Применение интегрального исчисления при решении физических задач...

Методическая разработка урока по теме: «Решение графических задач на изопроцессы»

Это не конспект урока,не презентация.Это методическая разработка элемета урока...