Метапредметное обучение на уроках математики
материал по математике

На этом уроке можно проследить следующие метапредметные умения:

  1. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
  2. Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
  3. Умение организовывать учебное сотрудничество си совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели и роли участников;
  4. Умение находить в различных источниках информацию;
  5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  6. Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  7. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на развитие учебно – познавательной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt.ppt2.96 МБ
Microsoft Office document icon razvitie_metapredmetnyh_sposobnostey_na_urokah_matematiki.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Универсальные учебные действия (метапредметные умения) Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные

Слайд 5

Тема урока «Теорема Виета» Х 2 +Х-2=0 Х 2 +7Х-8=0 Х 2 +4Х-21=0 Х 2 -3Х-10=0 Х 2 -5Х+6=0 Х 2 -Х-30=0 -2;1 -8;1 -7;3 -2;5 2;3 -5;6 -2 -8 -21 -10 6 -30 -1 -7 -4 3 5 1 Уравнение Х 1 ;Х 2 Х 1 +Х 2 Х 1 *Х 2

Слайд 8

х 2 -8х+12=0 х 1 *х 2 =12 х 1 +х 2 =8 Х 1 =2 Х 2 =6 Проверка!

Слайд 9

х 2 -3х-4=0 х 1 *х 2 =-4 х 1 +х 2 =3 Х 1 =-1 Х 2 =4 Проверка!

Слайд 10

Х 2 +5х-6=0 х 1 *х 2 =-6 х 1 +х 2 =-5 Х 1 =-6 Х 2 =1 Проверка!



Предварительный просмотр:

Метапредметное обучение на уроках математики

Учитель математики МКОУ СОШ №1 имени А.М.Горького

городского округа город Фролово Волгоградской области

Бакушина Галина Владимировна

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

К сожалению, в современной российской системе образования господствующим остаётся подход к обучению, как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений, навыков. А ведь требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

        Неотъемлемой частью  нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

К   УУД относятся:

      Личностные  - готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в жизненных ролях и межличностных отношениях (формируются во время выполнения заданий, в которых школьникам предлагается дать собственную оценку)

      Регулятивные – умение поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий; умение контролировать свои действия и соотносить способы действий с их результатами с заданным эталоном; умение корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; умение оценивать качество и уровень усвоения знаний (формируются при выполнении заданий, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке)

     Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи (формируются при организации работы в группе)

        Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным способом формирования УУД

Метапредметный урок – это урок, на котором…

  1. школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
  2. ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
  3. обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

         В качестве примера приведу урок алгебры в 8 классе по теме «Теорема Виета»

                 

                          ПРЕЗЕНТАЦИЯ

         На этом уроке можно проследить следующие метапредметные умения:

  1. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
  2. Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
  3. Умение организовывать учебное сотрудничество си совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели и роли участников;
  4. Умение находить в различных источниках информацию;
  5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  6. Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  7. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на развитие учебно – познавательной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие метапредметных способностей на уроках математики

В данной работе представлен фрагмент урока по теме "Теорема Виета", в 8 классе, где показаны новые подходы к преподаванию математики....

Статья "Метапредметные результаты на уроках математики"

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:• формирование представлений о математике как части общечелове...

Метапредметное обучение на уроках математики в 6кл. решение задач на проценты.

Данная презентация поможет учителю при подборе задач с межпредметными и метапредметными связями....

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИДля решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....