«Десятичные дроби, проценты. Решение текстовых задач»
план-конспект занятия по математике (5, 6, 7 класс)

Горбачева Александра Николаевна
Тема: Десятичные дроби, проценты. Решение текстовых задач.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Цель урока: способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в
нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;
формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому
образу жизни через игровую форму.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сегодня мы решим следующую задачу: Мама отправилась в магазин за покупками праздничному столу. Это был день недели пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторы магазинах действуют скидки. Она взяла с собо 3000 руб. и список необходимых покупо буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 ш упаковка сосисок -2 шт, печенье, сок «Добрый - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, тор Поблизости находились магазины, с следующими ценами на интересующий товар.

Слайд 3

Магнит 10% Пятёрочка 5% 27 рублей 28 рублей 127 рублей 130 рублей 283 рубля 56 рублей 105 рублей 275 рублей 59 рублей 110 рублей 235 рублей 187 рублей 565 рубля 278 рублей 272 рубля 650 рублей

Слайд 4

Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей и в каком магазине мама сделает выгодную покупку?

Слайд 5

№ Название продукта Количество «Пятёрочка» Стоимость «Магнит» Стоимость 1 Буханка хлеба Пачка пельменей Упаковка сосисок Печенье 2 2 27 рублей 130 рублей 283 рублей 56 рублей 105 рублей 235 рублей 187 рублей 565 рублей ꢀ 54р 28 рублей 127 рублей ꢀ275 рублей ꢀ59 рублей 110 рублей 278 рублей 272 рубля 650 рублей ꢀ 56р 2 3 4 5 6 7 8 254р 550р 59р 260р 2 566р 56р ꢀ1 Сок «Добрый» Яблоки 3 315р 330р 278р 272р 650р 2449р ꢀ1 кг ꢀ1 кг ꢀ1 235р 187р Апельсины Торт 565р 2238р Стоимость без скидки Скидка магазинаꢀ ꢀ ꢀ ꢀ 5% скидка 2204,1р ꢀ 10 %скидка 2204,1р Стоимость со скидкой Хватит ли 3000р? ꢀ ꢀ ꢀ ꢀ ДА ꢀ ꢀ ꢀ ꢀ ꢀ ДА Где стоимость меньше? ꢀ ꢀ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верещакская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.И. Пугачёва"

Номинация: лучшая методическая разработка урока

методическая разработка занятия в 6 классе

«Десятичные дроби, проценты. Решение текстовых задач»

Разработала

Башмакова Александра Николаевна

учитель математики

с. Верещаки 2023

Тема: Десятичные дроби, проценты. Решение текстовых задач.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Цель урока: способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования; формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • овладеть математическими знаниями и умениями при переводе % в десятичные дроби и наоборот;
  • решение текстовых задач

Развивающие:

  • развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти, мышления);
  • развитие монологической речи;
  • развитие самоанализа и рефлексии;
  • развитие способности выявлять причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • Создание условий для отношений сотрудничества между учащимися;
  • формирование чувства ответственности за порученную работу; умения слушать и слышать.

Эпиграф урока: «Чем мы больше знаем, тем мы больше умеем»

  1. Организационный момент. В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Представьте маленькое солнышко на своих ладошках, его лучики несут мир, добро, любовь. Давайте его подарим всем окружающим и ваше солнышко будет нести тепло всем-всем!
  2. Актуализация знаний.

        Для дальнейшей работы на уроке давайте повторим ранее изученный материал.

        1. Сформулируйте определение процента. (Процент - одна сотая часть числа)

        2 .Выразите проценты обыкновенной дробью: 13% ; 4% ;110% ;
        3. Переведите число в проценты: 63/100 ; 3 ; 7/100 ; 19/100;
        4. Найти: 16% от 600

        5. Назовите основные типы задач на проценты.

а) нахождение процентов данного числа;

б) нахождение числа по его процентам;

в) нахождение процентного отношения чисел.

  1. Формулировка задания, направленного на формирование математической грамотности и его решение. (СЛАЙД 1)

Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность.

Форма работы: в парах.

Раздать текст задачи каждой паре.

        Задача «Покупка продуктов» (СЛАЙД 2)

        Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт.         Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.

 (СЛАЙД 3)

Название магазинов

«Пятёрочка»

5% скидка

«Магнит»

 10 %

1

Буханка хлеба

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

        (СЛАЙД 4) Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей и в каком магазине мама сделает выгодную покупку?

Анализ текста задачи. Фронтальная беседа

  • Ребята, внимательно прочитайте текст задачи
  • Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации

Выписать эти слова на доску.

Фронтальная беседа на понимание смысла задачи.

  • О чем задача?
  • Что в ней дано?
  • Сколько вопросов в задаче?
  • Какие это вопросы?

(СЛАЙД 5)

Заполненная таблица должна выглядеть так

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

Стоимость

«Магнит»

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

2

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

2

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

3

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Стоимость без скидки

5% скидка

10 %скидка

Стоимость со скидкой

(95% стоимости)

(90% стоимости)

Хватит ли 3000р?

Где стоимость меньше?

        Организация составление плана решения задачи.

        Ведёт фронтальную беседу.

  • Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче? (Нет)
  • Что можно вычислить первым и вторым действиями? (Здесь учащиеся могут предлагать разные пути решения. 1.Найти всю стоимость покупки в каждом магазине. Далее найти скидку (5% и 10%). Затем найти стоимость со скидкой. 2.Найти всю стоимость покупки в каждом магазине. Затем сразу найти стоимость со скидкой, то есть 95% и 90%.)
  • После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи? (Нет)
  • Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Сравнить стоимость покупки с количеством денег у мамы. Если стоимость продуктов больше 3000р, то денег не хватит, а если стоимость меньше 3000р, то денег хватит. Сравнить стоимость покупки в «Пятёрочке» и в «Магните». Где заплатить надо меньше, там и выгоднее сделать покупку.)

        Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предложение нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом. При этом вывод учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Пятёрочку», второй- «Магнит»).

        Организация записи решения задачи у доски. (для предотвращения записи неправильного решения, желательно к доске вызвать тех учеников, у которых решение уже проверено учителем).

1-просчитывает стоимость продуктов в «Пятерочке» без скидки.

2- просчитывает стоимость продуктов в «Магните» без скидки.

3-первым способом считает окончательную стоимость (со скидкой) в «Пятёрочке».

4-вторым способом считает окончательную стоимость (со скидкой) в «Магните».

Решение задачи (красным выделен второй способ решения)

1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Пятёрочке».

2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Пятёрочке».

3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Пятёрочке».

4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Пятёрочке».

5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Пятёрочке» без скидки.

6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Пятёрочке» со скидкой.

(2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Пятёрочке».

2238-111,9=2126,1(р))

7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».

8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».

9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».

10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».

11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.

12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.

(2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»

2449-244,9=2204,1)

Фронтальная беседа для записи ответа задачи.

  • Какой способ рациональнее?
  • Вспомните, что спрашивалось в задаче?
  • Мы можем ответить на эти вопросы?
  • Что для этого нужно сделать?
  • Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.

Ответ.

2126,1 меньше 3000, 2204,1 меньше 3000, значит маме хватит денег сделать покупку.

  • 2126,1˂2204,1, значит выгоднее совершить покупку в «Пятерочке».

Рефлексия

Продолжите фразу:

— Сегодня на уроке...

— Теперь я знаю...

— Мне на уроке...


Использованная литература

  1. Разработка фрагмента урока по формированию математической грамотности // Инфоурок URL: https://infourok.ru/razrabotka-fragmenta-uroka-po-formirovaniyu-matematicheskoj-gramotnosti-5279719.html (дата обращения: 09.03.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

мастер - класс по теме "универсальная формула для решения текстовых задач на проценты"

Мастер – класс на тему: «Универсальная формула для решения текстовых задач на проценты» Учитель математикиМБОУ СОШ с. Спешнево – ИвановскоеКротов Александр Валериевич...

Решение текстовых задач на проценты

Задачи на проценты для использования при подготовке к ВПР...

Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты

Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и процентыКласс: 6Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и процентыРаздел 1. ДробиТип урока:Урок открытия новых знанийЦель:Научить решать ...

Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты. Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация и конспект  к уроку математики 6 класса на тему "Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты". Главная дидактическая цель урока: формировать навыки работы с др...

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби. Конспект урока. Самоанализ урока.

Конспект урока . Самоанализ урока. Тема урока "Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби"Класс: 5 (Виленкин)Тип урока: урок – путешествие. Закрепление пройден...