Урок Извлечение информации из таблиц. К 80-летию Великой Победы.
план-конспект урока по математике (7 класс)
Урок по вероятности и статистики в 7 классе.Посвящён 80-летию Великой победы.Учебник И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко,7-9 классы
1.Цель и задачи урока
Цель:
сформировать у учащихся понимание исторической значимости событий Великой Отечественной войны через анализ количественных данных (таблиц), развить навыки математической обработки информации и осмысления её гуманитарного контекста.
Задачи:
образовательные:
- закрепить понятия «таблица», «строка», «столбец», «заголовок таблицы»;
- отработать навыки извлечения и интерпретации данных из таблиц;
- практиковать арифметические действия (сложение, вычитание, деление, округление, нахождение отношений);
- познакомить с ключевыми цифрами и фактами Великой Отечественной войны;
развивающие:
- развить логическое и критическое мышление при анализе статистических данных;
- сформировать умение видеть за цифрами человеческий контекст и историческую динамику;
- совершенствовать навыки групповой работы и аргументированного высказывания;
воспитательные:
- воспитать уважение к подвигу советского народа и память о жертвах войны;
- подчеркнуть ценность мирного времени через осмысление цены Победы;
- сформировать ответственное отношение к исторической памяти.
2. Тип урока
Комбинированный урок
3. Формы работы учащихся
фронтальная (блиц‑опрос, обсуждение таблиц, рефлексия);
групповая (задания по таблице 3: «Аналитики», «Исследователи», «Сравнители»);
индивидуальная (работа с магическим квадратом, ответы на вопросы к таблице 2, подсчёт потерь в таблице 4).
4. Используемые технологии, активные формы обучения
технология развития критического мышления (анализ данных, интерпретация, выводы);
групповая работа (дифференцированные задания для малых групп);
проблемно ‑диалоговое обучение (вопросы-размышления: «О чём говорят эти цифры?», «Легко ли работать с такими данными?»);
интегративный подход (связь математики и истории);
визуализация данных (таблицы, фото);
игровые элементы (магический квадрат для подсчёта дней войны).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок математики: «Извлечение информации из таблиц. К 80-летию Великой Победы»
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет необычным. Мы посмотрим на цифры и таблицы не как на сухие данные, а как на свидетелей истории. Эти цифры расскажут нам о мужестве, стойкости и великом подвиге нашего народа. Давайте сегодня с помощью математики почтим память тех, кто подарил нам мирное небо.
(На экране — слайд с фотографией Вечного огня или монумента «Родина-мать»)
II. Актуализация знаний.
Задание: поставить в соответствие понятие с его определением: таблица, строка, столбец, заголовок, интерпретация данных, способы представления информации.
Учитель: Сегодня мы будем извлекать информацию из таблиц, которые помогут нам узнать больше о Великой Отечественной войне.
III. Основная часть. Работа с таблицами.
Работа фронтальная (с обсуждением)
Таблица 1: Соотношение сил накануне войны (22 июня 1941 г.)
Вид сил | Германия и союзники | СССР |
Личный состав (млн. чел.) | 5,5 | 3,3 |
Орудия и минометы (тыс. шт.): | 47,2 | 59,7 |
Танки (тыс. шт.): | 4,3 | 15,0 |
Самолеты (тыс. шт.): | 5,0 | 11,2 |
· Данные в тексте: "Личный состав (млн чел.): Германия и союзники – 5,5; СССР – 3,3. Орудия и минометы (тыс. шт.): Германия и союзники – 47,2; СССР – 59,7. Танки (тыс. шт.): Германия и союзники – 4,3; СССР – 15,0. Самолеты (тыс. шт.): Германия и союзники – 5,0; СССР – 11,2."
Вопрос классу: Что наглядно видно из этой таблицы? (СССР имел превосходство в технике, но противник превосходил в живой силе на начальном этапе).
Таблица 2: «Города-герои»
Учитель: Высшей степенью отличия удостоены города, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Город-герой | Дата присвоения звания | Важный факт |
Ленинград (Санкт-Петербург) | 8 мая 1965 года | Блокада города длилась 872дня. |
Сталинград (Волгоград) | 8 мая 1965 года | Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей. |
Москва | 8 мая 1965 года | Битва за Москву длилась около 7 месяцев |
Мурманск | 6 мая 1985 года | За время войны на город сброшено 185 000 бомб |
Смоленск | 6 мая 1985 года | Задержал наступление врага на Москву на 3 месяца. |
Задания к Таблице 2
1. Какой город-герой получил это звание в 1985 году? (Мурманск, Смоленск)
2. На сколько дней дольше длилась блокада Ленинграда, чем Сталинградская битва?
· Решение: 872 – 200 = 672 дня.
Представьте, если бы вы были в осажденном городе с 1 сентября 7-го класса и вышли бы из него только в середине 9-го класса. Какие выводы о стойкости ленинградцев мы можем сделать?» Почти 2 года голода, холода и бомбежек... Это говорит о невероятной стойкости ленинградцев.
Работа в группах (или индивидуально)
Таблица 3: «Военная техника и её производство «
Учитель: Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Заводы, эвакуированные на восток, день и ночь производили оружие для фронта.
Задания для групповой работы:
Группа 1 - "Аналитики":
Сколько всего единиц орудий и минометов было произведено с 1941 по 1945 годы вместе?
· Ответ: 94,3
Группа 2 - "Исследователи":
Рассчитайте, во сколько раз увеличилось производство каждого вида техники к 1944 году. (Ответы округлите до десятых).
· Решение:
· Танки: ≈ 6,3 раза
· Самолеты: ≈ 4,1 раза
· Орудия: ≈ 4,2 раза
· Производство какого вида техники выросло больше всего? (Танков и САУ).
Группа 3 - "Сравнители":
Проанализируйте динамику выпуска танков. Как она менялась и почему?
· Возможный вывод учеников: Резкий рост в 1942 году – результат эвакуации заводов на Урал и их запуска. Высокие показатели в 1943-44 гг. – работа промышленности на полную мощность. Спад в 1945 году связан с приближением Победы.
Таблица 4: «Потери личного состава »
Учитель: Война — это огромные потери. Помнить о них — наш долг.
Данные о гибели гражданского населения:
- преднамеренно истреблено – 7 млн. 420 тыс. 135 человек
- погибло на принудительных работах в Германии – 2 млн. 164 тыс. 313 человек
- погибло от жестоких условий оккупации – 4 млн.100тыс. человек
Данные о гибели среди военных:
- убито в боях, умерло от ран, пропало без вести –
11 млн.944 тыс. 100 человек
Найдите общее количество безвозвратных потерь. (Всего: 26 млн. 600 тыс. человек)
Вопрос для размышления: О чем говорят эти страшные цифры? (О массовом героизме, о трагедии каждой семьи, о цене Победы).
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель: Давайте вернемся к началу нашего урока.
· Какая из таблиц произвела на вас самое сильное впечатление? Почему?
· С какими математическими действиями мы сегодня работали? (Сложение, вычитание, деление, округление, нахождение отношения "во сколько раз больше").
· Легко ли было работать с цифрами, за которыми стоят человеческие судьбы?
· Что нового вы для себя узнали о Великой Отечественной войне?
Вывод: Цифры в таблицах — это не просто числа. Это история. Это подвиг. Это память. Умение читать и анализировать такие данные помогает нам лучше понимать прошлое и ценить то, что мы имеем сегодня.
VI. Домашнее задание
2) Составить таблицу Основные битвы и их длительность. Придумать 1 вопрос
1) Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413 | 218 | 474 | 567 |
569 | 374 | 630 | 979 |
195 | о | 256 | 349 |
221 | 26 | 282 | 375 |
Например:
218+569+349+282
474+569+349+26
Предлагаю и вам попробовать посчитать. Такой вид квадратов называется магическим квадратом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели · Закрепить умение читать и анализировать информацию, представленную в таблицах. · Формировать умение извлекать необходимые данные для решения практических задач. · Совершенствовать вычислительные навыки.
заголовок таблицы объект, в котором информация организована по строкам и столбцам строка горизонтальный ряд данных в таблице таблица вертикальный ряд данных в таблице текст, таблицы, диаграммы, графики название, которое говорит о содержании всей таблицы столбец для чего люди используют таблицы объяснять, истолковывать, понимать скрытый смысл интерпретировать информацию наглядность, систематизация, удобство сравнения данных способы представления данных Установите соответствие Повторение
Вид сил Германия и союзники СССР Личный состав (млн чел.) 5,5 3,3 Орудия и минометы (тыс. шт.): 47,2 59,7 Танки (тыс. шт.): 4,3 15,0 Самолеты (тыс. шт.): 5,0 11,2 Таблица 1: Соотношение сил накануне войны
Город-герой Дата присвоения звания Важный факт Ленинград (Санкт-Петербург) 8 мая 1965 года Блокада города длилась 872 дня. Сталинград (Волгоград) 8 мая 1965 года Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей. Москва 8 мая 1965 года Битва за Москву длилась около 7 месяцев Мурманск 6 мая 1985 года За время войны на город сброшено 185 000 бомб Смоленск 6 мая 1985 года Задержал наступление врага на Москву на 3 месяца. Таблица 2: «Города-герои»
Таблица 3: Военная техника и её производство Примечание: САУ - самоходная артиллерийская установка
Группа 1 – " Аналитики " Сколько всего единиц орудий и минометов было произведено с 1941 по 1945 годы вместе? Группа 2 - "Исследователи « Рассчитайте, во сколько раз увеличилось производство каждого вида техники к 1944 году. (Ответы округлите до десятых). Производство какого вида техники выросло больше всего? Группа 3 - "Сравнители" Проанализируйте динамику выпуска танков. Как она менялась и почему?
Данные о гибели гражданского населения: - преднамеренно истреблено – 7 млн. 420 тыс. 135 человек - погибло на принудительных работах в Германии – 2 млн. 164 тыс. 313 человек - погибло от жестоких условий оккупации – 4 млн.100тыс. человек Данные о гибели среди военных: - убито в боях, умерло от ран, пропало без вести – 11 млн.944 тыс. 100 человек Найдите общее количество безвозвратных потерь.
26 600 000
. Перед вами таблица. В ней указаны несколько видов танков времен ВОВ. Используя данную таблицу, ответьте на вопросы 1. У какого танка экипаж самый маленький? 2. Какой танк самый тяжелый? 3. Какой танк развивает самую максимальную скорость? 4. Какой танк был признан самым лучшим во время Великой Отечественной войны благодаря своим боевым качествам? Дополнительное задание
Домашнее задание 413 218 474 567 569 374 630 979 195 0 256 349 221 26 282 375 Сколько дней длилась война? Составить таблицу «Основные битвы и их длительность» и придумать к ней один вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы.
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы....
Методическая разработка урока математики в пятом классе, посвященного 70-летию Великой Победы
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по курсу математики пятого класса...

Стенгазета к 70-летию Великой Победы "Ветеран Великой Отечественной войны Назаров Павел Иванович"
Стенгазета к 70-летию Великой ПобедыПриближается самый важный праздник – День Великой Победы. К этому знаменательному дню мы готовим выставку в приемной. Родители принимают активное участие в оф...
Классный час «Они подарили нам Победу», посвящённый 70-летию Великой Победы
Сценарий классного часа "Они подарили нам Победу" о родственниках учащихся, прадедах, участвовавших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Также рассказывается о Тербунском районе в годы войны, дн...

Классный час к 70-летию Великой Победы "Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве"
Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве. Данный материал познакомит учащихся с ходом ВОВ, а конкретнее с Курской...

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"
Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...
Методическая разработка классного часа, посвященного 75-летию Великой Победы «УРОК ПОБЕДЫ »
Методическая разработкаклассного часа,посвященного 75-летию Великой Победы«УРОК ПОБЕДЫ »...
