КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
материал по теме

Кунаковская Ирина Дмитриевна
  •  “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. 
  • “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. 
  • “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.  

6069 7.gif

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.

 “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так”.

 Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным”

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:

Как вы понимаете выражения :

концентрировать внимание – это…..

переключать внимание - это …

распределять внимание – это…

устойчивость внимания – это…

Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

 

Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.

Легко отвлекаемое внимание.

Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.

Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.

1.Развитие концентрации внимания

Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”

2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

3.Тренировка распределения внимания:

Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

4.Развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Это мы показали фрагмент поведения детей с гиперкеническим и гиперактивным синдромом. Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.

 ПОПРОШУ ВАС ОТМЕТИТЬ, КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИМЕЮТ МЕСТО У ВАШЕГО РЕБЁНКА, ЧТОБЫ ПОТОМ ВЫ МОГЛИ БОЛЕЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ПОМОЧЬ ЕМУ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

  2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)

  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

  9. Не может играть тихо, спокойно.

  10. Болтливый.

  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)

  14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

Импульсивности (4,5,11,14)

Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми.

Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.

Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

Причины:

  1. Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),

  2. Асфиксия новорождённого.

  3. Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

  4. Особенности центральной нервной системы.

  5. Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).

  6. Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

  7. Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.

Совет:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.

 “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”.  “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”.  “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно....

Советы родителям по теме «Как помочь ребёнку стать внимательным».

В статье даны советы и рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по теме «Как помочь ребёнку стать внимательным»....

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Цели:             * Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами....

Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"...

Методическая разработка "Как помочь детям стать здоровыми"

Данное методическое пособие предназначено для учителей и родителей. С помощью физкультурно-оздоровительных упражнений и подвижных игр коррекционной направленности, которые описываются в методическом п...

Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Данное родительское собрание проводится в доступной форме, содержит рекомендации по развитию внимания детей....

Нетрадиционное родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным?"

Публикация может быть полезна педагогам для работы с родителями....